Быть рядом: как родители могут помочь детям справиться со стрессом во время самоизоляции
Родители, близкие детей, находясь дома, могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом.
Для этого родителям необходимо:
Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.
Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию. Следует помнить, что в сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая».
Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями.
Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки).
Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах. Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.
Стресс и агрессия — это, прежде всего, физическая реакция организма. эффективно бороться с ними ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий. Для этого полезно заниматься активными видами спорта. Физические нагрузки, которые можно выполнять дома: уборка по дому, физические упражнения, а также пение, танцы – все это хорошие способы победы над негативными состояниями. … Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.
Не прекращайте занятия ребенка в творческом объединении, котором он занимался до эпидемии. Рисование, плетение, украшение одежды, занятие шахматами, все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение. Через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.
Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах).
Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.
Поддерживать семейные традиции, ритуалы.
Семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.
Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания).
Чаще давайте ребенку возможность получать радость от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и т. д.).