СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации родителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

рекомендации родителям в помощь по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям»

Рекомендательные игры и ситуации в помощь семьям детей с ООП

  1. «Домашний фотоальбом»

Предложите ребенку досмотреть домашние фотографии. Обсудите, какие люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребенок не знает. Обратите внимание ребенка на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое и них настроение. Предложите ребенку придумать какую-нибудь историю про этих людей.


  1. Беседа «Что значит любить родителей»

Желательно, чтобы эту беседу проводили с детьми не сами родители, а другой человек, например, воспитатель в детском саду. В ходе беседы обсуждаются вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться, не огорчать близких? Как вести себя, если провинился? Как научиться понимать настроение родителей?»


  1. «Дочки-матери» (ролевая игра)

Эта игра полезна и для девочек, и для мальчиков в диагностическом плане. Как известно, дети отражают в своих играх то, что они видят в своем окружении, поэтому, наблюдая за этой игрой, родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребенку. Кроме того, игра «Дочки-матери», помогает ребенку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми. В этой игре также можно разыграть различные жизненные ситуации, например, те, которые мы предлагаем в следующем упражнении.

  1. Разыгрывание ситуаций

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. К разыгрыванию можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «Если у тебя два билета в кино, с кем бы ты хотел бы пойти?», «Праздник в семье», «Как помирить поссоривших членов семьи», «Как поднять маме (папе) настроение».

Некоторые ситуации для разыгрывания дети могут предложить сами.


  1. Рисунок «Моя семья»

Очень многое о семье может рассказать рисунок. Это очень интересный психологический тест. Тест-рисунок прост в проведении, но очень сложен для расшифровки, т.к. здесь требуются не только и опыт, но и наличие некоторой проницательности. Иногда даже специалисты-психологи затрудняются при расшифровке рисунка. Но некоторые несложные интерпретации доступны и для родителей, их мы и постараемся вам дать.

Итак, задание: ребенок должен нарисовать свою семью. Это задание можно дать малышу, когда он просто захочет порисовать. Подскажите ему тему: «Нарисуй нашу семью», «Нарисуй всех нас».

При этом, не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он себе представляет.

Когда ребенок рисует семью, в его рисунке отражается то, как он себя чувствует, как оценивает место в ней. Оценка эта сказывается уже на отношении к заданию. Так, в случае неудовлетворенности семейной ситуации, у ребенка может появиться защитная реакция (хочу рисовать другое).

Особого внимания заслуживает отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи. Это может стать сигналом о душевных переживаниях ребенка. «Забытый» человек может быть неприятен чем-то автору рисунка или, возможно, недавно его обидел. Часто на рисунке отсутствуют братья и сестры (или они нарисованы без лица, схематично, мелко), это говорит о ревности, конкуренции за родительское тепло и внимание. Иногда ребенок не рисует себя в состав семьи, это свидетельствует о некотором эгоизме ребенка.

Расположение и размер фигур указывают на особенности семейных отношений, как их чувствует ребенок. Например, наиболее крупным он, изображает того, кто главенствует в семье; тот, кого он изобразил ближе к себе, наиболее желаем в общении.

Мелочей в рисунке нет, поэтому обратим внимание на детали.

Как правило, хорошие отношения в семье отражаются в виде веселых лиц, украшенных цветами, бантиками; при плохих отношениях, рисунок отличается большей схематичностью, незаконченностью. Когда дети старше 5 лет пропускают в рисунке части лица (глаза, рот), это может указывать на нарушения в сфере общения.

Вот… некоторые характерные особенности рисунка, отражающие психологический климат в семье.
















Ребенку хорошо дома

Изображается общая деятельность

всех членов семьи. Никто не забыт, не изображен отдельно. Линии рисунка равномерные, с нормальным

нажимом, рисунок внутри контура не затушеван.

Ребенок ощущает обстановку дома как враждебную в семье.

Позы фигур агрессивные. Фигуры деформированы или зачеркнуты.

Руки изображенных людей раскинуты в сторону, пальцы длинные, подчеркнутые.

Ребенка волнуют конфликты, происходящие дома

Фигуры разделены линиями (барьерами). Отдельные фигуры стерты, у некоторых нет частей тела.

Есть изолированность отдельных членов семьи. На рисунке имеются слишком большие и слишком маленькие фигуры. На рисунке имеются слишком маленькие фигуры.

На рисунке преобладают вещи, нет некоторых членов семьи, или они могут быть изображены стоящими спиной.

Ребенку уделяется мало внимания

Ребенок изображен очень маленьким

или стоящим спиной. Фигуры расположены в нижней части листа. Автор изолирован от других членов семьи или вообще отсутствует. Он изображен неподвижным, остальные в движении. Линия рисунка слабая, прерывистая.

Ребенок тревожен

Рисунок внутри контура заштрихован, видны следы стирания.

Сильный нажим, двойные или прерывистые линии. Рисунок ограничен линиями сверху (потолок)

и снизу (пол). Преувеличенное внимание автора к деталям, преобладание вещей.


Вполне возможно, многое, что вы узнаете с помощью рисунка, не будет для вас новостью. Но поверьте, далеко не все. Ведь в рисунке ребенок отражает свой внутренний мир таким, каков он есть на данный момент, причем многое из нарисованного он не сможет объяснить словами. Этот мир его глаз, рук, обоняния и его тела. Попробуйте увидеть и понять этот мир.

Завершая разговор о детских рисунках, надо отметить, что профессиональное толкование рисунка может дать лишь специалист. Поэтому, когда вас беспокоит поведение ребенка, лучше обратиться к психологу. Но и для вас рисунки ребенка могут стать индикатором состояния вашей семьи, а соответственно, и вашего ребенка, его душевного благополучия.

Мы закончили описание упражнений, которые можно использовать в работе со всеми детьми. Но и не надо ограничиваться только ими. Если вам и вашему ребенку понравятся эти игры, и вы будете получать удовольствие от игрового общения друг с другом, вы можете начать придумывать игры и сами. И у вас наверняка получится что-то очень интересное и захватывающее.

Это не полный перечень того, что можно использовать в работе. Каждый психолог, педагог, родитель может самостоятельно, в зависимости от имеющегося опыта, знаний подобрать комплекс упражнений:

Существует несколько общих правил касающихся организации и проведения таких игр и упражнений;

- не старайтесь использовать за один раз несколько игр, ребенок быстро утомляется;

-используйте время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды;

-говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;

-помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой, без долгих размышлений;

-игры и упражнения полезны тогда, когда ребенок заинтересован ими;

-каждое упражнение и игра должны быть проанализированы ими;

-каждое упражнение и игра должны быть проанализированы вместе с детьми.