Рекомендательные игры и ситуации в помощь семьям детей с ООП
«Домашний фотоальбом»
Предложите ребенку досмотреть домашние фотографии. Обсудите, какие люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребенок не знает. Обратите внимание ребенка на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое и них настроение. Предложите ребенку придумать какую-нибудь историю про этих людей.
Беседа «Что значит любить родителей»
Желательно, чтобы эту беседу проводили с детьми не сами родители, а другой человек, например, воспитатель в детском саду. В ходе беседы обсуждаются вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться, не огорчать близких? Как вести себя, если провинился? Как научиться понимать настроение родителей?»
«Дочки-матери» (ролевая игра)
Эта игра полезна и для девочек, и для мальчиков в диагностическом плане. Как известно, дети отражают в своих играх то, что они видят в своем окружении, поэтому, наблюдая за этой игрой, родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребенку. Кроме того, игра «Дочки-матери», помогает ребенку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми. В этой игре также можно разыграть различные жизненные ситуации, например, те, которые мы предлагаем в следующем упражнении.
Разыгрывание ситуаций
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. К разыгрыванию можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «Если у тебя два билета в кино, с кем бы ты хотел бы пойти?», «Праздник в семье», «Как помирить поссоривших членов семьи», «Как поднять маме (папе) настроение».
Некоторые ситуации для разыгрывания дети могут предложить сами.
Рисунок «Моя семья»
Очень многое о семье может рассказать рисунок. Это очень интересный психологический тест. Тест-рисунок прост в проведении, но очень сложен для расшифровки, т.к. здесь требуются не только и опыт, но и наличие некоторой проницательности. Иногда даже специалисты-психологи затрудняются при расшифровке рисунка. Но некоторые несложные интерпретации доступны и для родителей, их мы и постараемся вам дать.
Итак, задание: ребенок должен нарисовать свою семью. Это задание можно дать малышу, когда он просто захочет порисовать. Подскажите ему тему: «Нарисуй нашу семью», «Нарисуй всех нас».
При этом, не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он себе представляет.
Когда ребенок рисует семью, в его рисунке отражается то, как он себя чувствует, как оценивает место в ней. Оценка эта сказывается уже на отношении к заданию. Так, в случае неудовлетворенности семейной ситуации, у ребенка может появиться защитная реакция (хочу рисовать другое).
Особого внимания заслуживает отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи. Это может стать сигналом о душевных переживаниях ребенка. «Забытый» человек может быть неприятен чем-то автору рисунка или, возможно, недавно его обидел. Часто на рисунке отсутствуют братья и сестры (или они нарисованы без лица, схематично, мелко), это говорит о ревности, конкуренции за родительское тепло и внимание. Иногда ребенок не рисует себя в состав семьи, это свидетельствует о некотором эгоизме ребенка.
Расположение и размер фигур указывают на особенности семейных отношений, как их чувствует ребенок. Например, наиболее крупным он, изображает того, кто главенствует в семье; тот, кого он изобразил ближе к себе, наиболее желаем в общении.
Мелочей в рисунке нет, поэтому обратим внимание на детали.
Как правило, хорошие отношения в семье отражаются в виде веселых лиц, украшенных цветами, бантиками; при плохих отношениях, рисунок отличается большей схематичностью, незаконченностью. Когда дети старше 5 лет пропускают в рисунке части лица (глаза, рот), это может указывать на нарушения в сфере общения.
Вот… некоторые характерные особенности рисунка, отражающие психологический климат в семье.
Ребенку хорошо дома | Изображается общая деятельность всех членов семьи. Никто не забыт, не изображен отдельно. Линии рисунка равномерные, с нормальным нажимом, рисунок внутри контура не затушеван. |
Ребенок ощущает обстановку дома как враждебную в семье. | Позы фигур агрессивные. Фигуры деформированы или зачеркнуты. Руки изображенных людей раскинуты в сторону, пальцы длинные, подчеркнутые. |
Ребенка волнуют конфликты, происходящие дома | Фигуры разделены линиями (барьерами). Отдельные фигуры стерты, у некоторых нет частей тела. Есть изолированность отдельных членов семьи. На рисунке имеются слишком большие и слишком маленькие фигуры. На рисунке имеются слишком маленькие фигуры. На рисунке преобладают вещи, нет некоторых членов семьи, или они могут быть изображены стоящими спиной. |
Ребенку уделяется мало внимания | Ребенок изображен очень маленьким или стоящим спиной. Фигуры расположены в нижней части листа. Автор изолирован от других членов семьи или вообще отсутствует. Он изображен неподвижным, остальные в движении. Линия рисунка слабая, прерывистая. |
Ребенок тревожен | Рисунок внутри контура заштрихован, видны следы стирания. Сильный нажим, двойные или прерывистые линии. Рисунок ограничен линиями сверху (потолок) и снизу (пол). Преувеличенное внимание автора к деталям, преобладание вещей. |
Вполне возможно, многое, что вы узнаете с помощью рисунка, не будет для вас новостью. Но поверьте, далеко не все. Ведь в рисунке ребенок отражает свой внутренний мир таким, каков он есть на данный момент, причем многое из нарисованного он не сможет объяснить словами. Этот мир его глаз, рук, обоняния и его тела. Попробуйте увидеть и понять этот мир.
Завершая разговор о детских рисунках, надо отметить, что профессиональное толкование рисунка может дать лишь специалист. Поэтому, когда вас беспокоит поведение ребенка, лучше обратиться к психологу. Но и для вас рисунки ребенка могут стать индикатором состояния вашей семьи, а соответственно, и вашего ребенка, его душевного благополучия.
Мы закончили описание упражнений, которые можно использовать в работе со всеми детьми. Но и не надо ограничиваться только ими. Если вам и вашему ребенку понравятся эти игры, и вы будете получать удовольствие от игрового общения друг с другом, вы можете начать придумывать игры и сами. И у вас наверняка получится что-то очень интересное и захватывающее.
Это не полный перечень того, что можно использовать в работе. Каждый психолог, педагог, родитель может самостоятельно, в зависимости от имеющегося опыта, знаний подобрать комплекс упражнений:
Существует несколько общих правил касающихся организации и проведения таких игр и упражнений;
- не старайтесь использовать за один раз несколько игр, ребенок быстро утомляется;
-используйте время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды;
-говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
-помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой, без долгих размышлений;
-игры и упражнения полезны тогда, когда ребенок заинтересован ими;
-каждое упражнение и игра должны быть проанализированы ими;
-каждое упражнение и игра должны быть проанализированы вместе с детьми.