Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста по формированию интереса к обучению»
Рекомендации родителям детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста по формированию интереса к обучению в целом и математике, в частности
1. Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Такаягиперопека детям очень вредна. Ребенок самостоятельно должен выполнять доступные ему действия. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом». Прививайте самостоятельность, дисциплинированность, стремление к достижению поставленной цели, ответственность за результат, желание саморазвиваться.
2. Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
3. Для того, чтобы сохранить работоспособность ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха. Чередуйте учебную и игровую деятельность.
4. Обязательно делайте перерывы во время выполнения домашнего задания. Родители контролируют процесс подготовки домашней работы, корректируют деятельность ребенка, поясняют непонятный материал, но не заменяют своей деятельностью самостоятельноевыполнениеобучающимся работы.
5. Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с умственной отсталостью очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках математики, чем занимались, что понравилось. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Наиболее эффективными средствами в формировании познавательной активности на уроках признаны: нетрадиционные уроки, дидактические игры. Используйте игровое обучение и дома, развивайте интерес к учебной деятельности, поощряйте в начинаниях, поддерживайте при возникновении затруднений. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
6. Обязательным условием обучения в школе является взаимодействие ребенка, родителей (законных представителей) и медицинского персонала. Каждый ребенок индивидуален, учет его психофизических особенностей в обучении предполагает опору на сопроводительные документы (заключения, анамнез). Педагоги должны быть осведомлены о состоянии здоровья в целом, соматическом состоянии контингента. Учет названных данных позволит правильно построить учебный процесс, учесть особенности и недостатки развития (плохое зрение, слух, НОДА), составить сбалансированный временной режим обучения, отдыха.