СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации родителям «Как с ребенком играть дома»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для родителей и педагогов "Упражнения, способствующие развити мелкой моторике рук".

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям «Как с ребенком играть дома»»

Упражнения, способствующие развитию

 мелкой моторике рук.

Приобретению тонкомоторных навыков способствуют прежде всего такие упражнения, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев. Так как различные функциональные области находятся во взаимодействии, то эти упражнения ставят требования к другим функциям: к готовности имитировать, воспринимать, владеть телом, а особенно к координации рук и глаз.

Тонкомоторные упражнения служат следующим основополагающим учебным целям:

  • контролируемое движение рук и пальцев;

  • самостоятельное хватание рукой;

  • целенаправленное оперирование предметами;

  • координированное использование рук.

Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода. Изучение функций ухода за собой, рисования, письма и других, необходимых в будущем для профессии навыков, зависит от хорошего контроля тонкомоторных двигательных процессов. Осознание управления движениями рук и пальцев - также необходимая предпосылка для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой. При овладении тонкой моторикой многие занятия будут меньше расстраивать и проходить приятнее как для ребенка, так и для взрослых.

Предлагаемые упражнения представляют собой лишь часть упражнений для различных уровней тонкомоторного развития, которые могут проводиться как в детских садах, так и на дому.


  1. Упражнение: "Темный ящик"

Тонкая моторика: хватание

Восприятие: осязательное

Цель: брать предметы, не видя их

Задание: вытянуть 3 предмета из закрытого ящика

Материал: картонная коробка, 3 предмета средней величины из домашнего обихода (например, ложка, бумажный кубок, скалка)

В узкой стороне коробки прорежьте дырку, чтобы она была достаточной величины, и ребёнок мог бы легко запустить туда руку. Положите в коробку три предмета, которые должны быть такой величины, чтобы легко проходили через отверстие. Закройте коробку или, если она без крышки, положите предметы на стол и накройте их коробкой.

Следите за тем, чтобы он видел, как Вы просовываете руку в отверстие с целью вытянуть предмет. Сделайте вид, что Вы удивлены, вытянув предмет. Просуньте потом через отверстие его руку и помогите ему найти и вытянуть предмет. Хвалите его каждый раз, когда он вытаскивает предмет. Когда Вы повторите упражнение несколько раз, подведите руку ребёнка к отверстию, но теперь пусть он сам ищет предмет. Когда он станет увереннее, можете увеличить количество предметов и взять большую коробку, чтобы он интенсивнее искал предметы.


2.Упражнение. Совершенствование "захвата пинцетом"


Тонкая моторика: хватание

Цель: овладение "захватом пинцетом", улучшение тонкомоторного контроля

Задание: оторвать от большого куска пластилина маленькие кусочки и положить их в коробку

Материал: пластилин, коробка

Сядьте с ребёнком за стол, положите перед ним кусок пластилина и рядом поставьте емкость. Возьмите его руку и помогите ему скатать пластилин в валик размером 1-2 см. Покажите ему, как оторвать от конца валика кусочек пластилина, используя для этого большой и указательный пальцы. Подержите оторванный кусочек у него перед глазами, чтобы он мог видеть, как Вы держите. Скажите: "Вот сюда!" - и положите кусочек в емкость. Возьмите большой и указательный пальцы ребёнка и помогите ему также оторвать кусочек пластилина. Со словами "Вот сюда" подведите его руку к емкости. Повторите упражнение многократно и уменьшайте контроль рукой, когда почувствуете, что он начинает правильно использовать большой и указательный пальцы. Ему нужно знать точно, сколько кусочков он должен оторвать. Хвалите и награждайте его за каждое действие.


3.Упражнение. Поднять монеты

Тонкая моторика: хватание

Координация рук и глаз: контроль

Восприятие: визуальное

Цель: лучший тонкомоторный контроль за хватанием

Задание: поднять 10 монет и бросить их в коробку

Материал: монеты, банка из-под кофе или коробочка пластмассовой крышкой

Прорежьте узкое отверстие в пластмассовой крышке, в которое может пройти монета. Начинайте упражнение, положив на стол перед ребёнком 2 монеты. Скажите: "Посмотри, Сева!" - и поднимите перед ним двумя пальцами медленно одну монету. Покажите ему, как Вы держите двумя пальцами монету и опускаете ее в отверстие. Возьмите его руку и помогите проделать то же самое с другой монетой. Похвалите его и велите на мгновение подняться. Повторяйте это упражнение часто и постепенно добавляйте монет, когда он становится увереннее. Кладите на каждом занятии все монеты на стол, чтобы он точно мог видеть, как часто повторяется это упражнение, пока не закончит задание. Напоминайте ему жестами, что он должен делать.


4.Упражнение. Открывать различные емкости


Тонкая моторика: координация обеих рук

Имитация: моторная

Цель: улучшение тонкомоторного контроля и координации обеих рук, укрепление мускулатуры рук

Задание: открыть коробку или банку и взять оттуда какой- либо предмет

Материал: обувная коробка, большая деревянная коробка, банка из-под кофе с пластмассовой крышкой, шкатулка, маленькие вознаграждения

Сядьте за стол, на пол или где-нибудь еще, где Вам с ребёнком удобно сидеть. Возьмите одну из емкостей, привлеките к ней его внимание  словами: "Смотри сюда!" - и покажите ему также кусочки кекса. Потом медленно положите кекс в емкость и закройте его. Следите, чтобы он видел Ваши руки и опять медленно откройте емкость. Сделайте удивленный вид и покажите кекс, находящийся там. Опять закройте емкость и дайте ее ему. Жестами покажите ему, что он должен ее открыть. Если он не понимает, что должен сделать, возьмите его руки и вместе откройте емкость. Когда он ее откроет, похвалите его и отложите емкость в сторону. Повторите это упражнение со всеми емкостями. Заметьте себе, какую он открывает легко, а какую с трудом. Если с какой-нибудь он не справляется, то замените ее. Здесь речь идет только о том, чтобы он научился открывать емкости различными способами.


5.Упражнение. Давать и брать

Тонкая моторика: хватание

Координация глаз и рук: контроль 

Познавательная деятельность: понимание речи

Цель: брать и отдавать предметы, совершенствование образцов социального взаимодействия

Задание: взять из коробки 4 предмета и дать их другому лицу. Взять у другого лица 4 предмета и опустить их в коробку

Материал: 2 коробки среднего размера, 4 предмета разной величины и формы (например, кубик, бусы, ключ и расческа)

Сядьте с ребёнком напротив друг друга за стол и поставьте рядом обе коробки в центре. Положите 4 предмета в одну из коробок. Возьмите один из предметов и дайте его ему. Скажите: "Возьми, Толя!" - и сделайте определенный жест. Если он не понимает, что должен делать, то возьмите его руку, вложите в нее предмет и помогите ему его держать. Затем скажите: "Вот сюда!" - и покажите ему пустую коробку. Подведите его руку к коробке, помогите опустить предмет и похвалите его.

Повторяйте это упражнение, пока все предметы не переместятся из одной коробки в другую. Повторите упражнение и сокращайте свою помощь, пока он не будет брать и опускать все предметы. Когда он научится, поменяйтесь ролями. Укажите ему на один из предметов в коробке и скажите: "Дай мне его!". Протяните при этом к нему руку. Если он не реагирует, то оставьте руку протянутой, а другой помогите ему взять предмет и дать его Вам в открытую руку.

Когда он дал Вам предмет, положите его в коробку и похвалите ребенка. Продолжайте упражнение, пока он Вам не даст все предметы. Когда он овладеет обеими действиями, меняйте упражнение так, чтобы в один день он Вам предметы подавал, а в другой брал. Таким образом, он

должен следить за Вашими указаниями, чтобы понять, что он должен делать.


6. Упражнение. Нажимать кнопки

Тонкая моторика: оперирование предметами

Координация глаз и рук: контроль

Цель:  улучшение  тонкомоторного  контроля, направлять палец на цель

Задание: самостоятельно нажать на кнопку, чтобы достичь определенного действия

Материал: кнопки включения света, музыки, механические игрушки (например, прыгающий чертенок, музыкальная шкатулка, звонок вызова)

   Сядьте с ребёнком  за стол и положите перед ним игрушку. Привлеките к ней внимание и покажите, как нажать на кнопку. Подержите перед лицом ребёнка указательный палец и поднесите его медленно к кнопке и нажмите ее. Нажимая, улыбайтесь, хлопая в ладони и выражайте свое удивление, чтобы показать, какое удовольствие приносит Вам это упражнение. Возьмите руку ребёнка, подведите палец к кнопке и помогите ей нажать.     Повторяйте упражнение многократно,  но постепенно уменьшайте помощь, лишь слегка поддерживайте ее под руку, пока ей не понадобится помощь. Когда он  сможет нажимать кнопку без помощи, возьмите следующий, но похожий предмет и наблюдайте, сможет ли он нажать на кнопку без помощи, после того, как Вы ему покажете.


7. Упражнение. Упражнения с пальцами

Тонкая моторика: оперирование предметами

Имитация: моторная

Тонкая моторика: координация обеих рук

Цель: улучшение ловкости пальцев            

Задание: выполнять простые движения пальцами без помощи

Материал: отсутствует

Покажите ребёнку простые движения пальцами и побудите его подражать Вам. Коснитесь, например, большим пальцем правой руки всех пальцев левой. Дайте понять ему, что он должен повторять за Вами. Если он пытается, но не справляется, то помогите ему. Похвалите его.


8.Упражнение. Складывать бумагу

Тонкая моторика: оперирование предметами

Имитация: моторная

Цель:   улучшение   тонкомоторной   ловкости посредством складывания бумаги

Задание: сложить 2 раза лист бумаги без помощи

Материал: тонкая бумага

   Станьте за ребёнком, который сидит за столом, и покажите ему, как сложить большой лист бумаги. Наблюдайте, чтобы он смотрел на Вас. Покажите ему это медленно и четко. Возьмите затем другой лист бумаги и направляйте его руки, когда он складывает бумагу. Повторите это действие, пока он не овладеет им. Не переживайте, если изгиб будет непрямым. Откладывайте каждый сложенный лист бумаги в сторону на стопку. Постепенно сокращайте свою помощь, пока он не начнет складывать бумагу самостоятельно. Если ему это удается, то пусть сложит листы два раза. Сядьте рядом с ним, дайте ему листок бумаги, а себе тоже оставьте один. Сложите свой листок один раз, и пусть он сделает то же самое. Вместо того чтобы отложить его в сторону, скажите: "Смотри сюда, Гоша, сложим еще раз!" - и сложите бумагу второй раз. Помогите ему, если он путается.



9.Упражнение. Пускать мыльные пузыри

Тонкая моторика: оперирование предметами

Тонкая моторика: хватание

Цель: улучшение моторного контроля и хватания

Задание: открыть крышку банки с мыльной пеной и выдувать мыльные пузыри

Материал: банка с мыльной пеной

Обратите внимание на то, чтобы крышка банки с пеной свободно сидела на банке. Поставьте банку на стол и привлеките к ней внимание ребёнка. Покажите ему, как открыть и снять крышку. Поднимите крышку с ушком вверх и помашите ею, чтобы появились мыльные пузыри. Затем опять окуните ушко в банку и слегка заверните крышку. Возьмите его руку  и помогите ему опять отвинтить крышку. Повертите его рукой ушко туда и сюда, чтобы появились пузыри. Через несколько секунд закройте его рукой крышку. Оставьте банку на столе и дайте ребёнку сигнал открыть ее самостоятельно. Делайте воображаемые движения и, если нужно, направьте его руки в соответствующее положение. Продолжайте воображаемые движения, в то время когда он смотрит на Вас. Повторяйте это действие, пока он не откроет крышку без помощи. Направляйте его движения, если он что-то путает.


10.Упражнение. Отвинтить крышку

Тонкая моторика: координация обеих рук

 Имитация: моторная

Цель:  улучшение тонкомоторного  контроля, взаимодействия  обеих  рук,   силы  при  выполнении вращательных движений

Задание: без помощи отвинтить крышку банки

Материал: 3 маленькие банки с отвинчивающимися крышками, сладости

Поставьте на стол 3 банки. Покажите ребёнку кусочек печенья, отвинтите крышку одной банки и поместите в нее какую - нибудь сладость, например, печенье. Слегка завинтите крышку. Протяните ребёнку банку и дайте ему понять, что он должен отвинтить крышку, делайте при этом воображаемые движения. Приведите его руку в правильное положение и помогите ему отвинтить крышку и взять печенье. Повторите это действие с другими банками. Уменьшайте помощь, пока он не откроет самостоятельно 3 банки. Следите, чтобы крышки были завинчены несильно.