СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации родителям по лексической теме "Мебель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Дом, квартира, мебель»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: активизировать в речи детей обобщающее понятие мебель; развивать умение выделять существенные признаки предметов, используя в речи названия целого и частей (сиденье, спинка, ножки, подлокотники), правильно выстраивая высказывание;

упражнять: во словообразовании, образованных за счет словосложения, в образовании прилагательных с различными значениями соотнесенности, в усвоении категории творительного падежа с предлогом НАД.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух; просодические компоненты речи; мышление, зрительное внимание и восприятие, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: формировать доверительные взаимоотношения, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям по лексической теме "Мебель"»

Рекомендации для родителей по лексической теме: "Мебель"

Дети могут усвоить: названия основных видов мебели и их частей; назначение.


Лексика

Расширение словарного запаса:


СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мебель, стул, табурет, стол, кровать, диван, кресло, шкаф, ножки, столешница, спинка, сиденье, подлокотники, дверца, полки, гостиная, спальня, кухня, ножка, комната, вешалка; комод, сервант, буфет, стенка, тумба.


ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: обеденный, письменный, журнальный, компьютерный,

мебельный, кухонный, платяной, высокая, большая, маленький, круглый, длинный, красивый, гладкий, блестящий, удобная, деревянная, светлая, плетёная, железная,

мягкая, твёрдая, модная, комнатная, книжный; дубовая, березовая, ореховая, сосновая, мягкая, зеркальная, кожаная, полированная, пластмассовая.


ГЛАГОЛЫ: делать, продавать, закупать, ставить, вносить, выносить, передвигать, сидеть, спать, лежать, убирать, вытирать, беречь, мечтать, отдыхать, играть, храниться, висят, стоит.спать, работать, открыть, протереть, сломать, починить; расставлять.


НАРЕЧИЯ: удобно, мягко, жестко, справа, слева, посередине.


Грамматический строй
  1. «Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе) Стол – столы (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло,

стеллаж, табурет, кушетка, мойка)


  1. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

Стол – столик (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)


  1. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

  1. «Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)

Для чего нужен стул? Стул нужен для того, что бы сидеть (учите детей отвечать полным предложением)

(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)


  1. «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)

Крышка нужна для … (стола)

Спинка нужна для …(стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки)

Ящики нужны для …(стола, тумбочки, комода) Матрац нужен для… (кровати)

Подлокотники нужны для… (кресла, дивана)


  1. «Из чего сделана мебель?» (образование относительных прилагательных)

Мебель из кожи - кожаная Мебель из дерева - ...

Мебель из пластмассы - ... Мебель сплетена - ...

Мебель из пластика - ... Мебель из металла -..

Стол из дерева – деревянный стол Диван из кожи – кожаный диван Полка для книг – книжная полка Комод из дуба – дубовый комод Стол на кухне –

Полка для обуви –


  1. Употребление существительных во множественном числе в родительном падеже Стул – нет стула

Диван – нет дивана

Кровать – нет кровати

Письменный стол – нет письменного стола и т.д.


Связная речь


  1. Составление рассказа - описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню,

кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д.


  1. Составление рассказа «Как я убрал в комнате».


  1. Нарисуй свою комнату.


Итоговое мероприятие: презентация рассказа описания «Обставляем комнату»


Уважаемые родители! Если у вас есть мебель для игрушек (резиновая, деревянная, пластмассовая), пожалуйста, принесите в четверг. В пятницу сможете забрать ее домой. Спасибо за сотрудничество!

Загадки на тему «Мебель»

Под крышей — четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. (Стол)


На него ты сможешь сесть Коль к столу позвали есть. (Стул)


На мне пишут и едят, Дети все вокруг сидят (Стол)


Прибили к стенке ловко,

Теперь я стала… (Полка)



Я на стол чуть-чуть похожа, Есть на кухне, и в прихожей, В спальне я бываю редко,

А зовусь я … (Табуретка)


Ваши вещи сберегу, И по полкам разложу. Я высокий, как жираф Угадайте кто я… (Шкаф)


На диван оно похоже И на стул немного тоже.

Нам вдвоем сидеть в нём тесно.

Догадались? Это… (Кресло)


Если ты устал играть, То ложишься на… (Кровать)


Днем спит на ней покрывало и подушка,

А по ночам там спит – Андрюшка. (Кровать)


День прошел, пора и спать, Расстелю свою… (Кровать)


Как приятно нашей Тане Поваляться на… (Диване)


Перед телевизором стоит, Папа, отдыхая, на нем лежит. (Диван)


Пальчиковая

Четыре сестрички день-деньской Сидят под крышею одной.

(Стол и стулья)


Смастерил вчера Николка Для своих игрушек… (Полку)


В нашем парке на аллейке Стоят ажурные… (Скамейки)


Свитер, кофту, тёплый шарф Аккуратно сложим в… (Шкаф)


У чистюли Любочки Всегда порядок в… (Тумбочке)




гимнастика


Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали.

А потом мы с котом Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.


Кирюшкина кроватка

Вот Кирюшкина кроватка, (Разводят руки в стороны.)

Чтобы спал Кирюшка сладко, (Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.)

Чтоб во сне он подрастал, (Медленно поднимаются.)

Чтоб большим скорее стал. (Встают на носочки, тянутся руками вверх.)

Платяной шкаф

Мне купили для одежды

Шкаф вместительный, большой. (Показывает, какой большой шкаф.)


Он красивый и удобный И зовется «платяной».

Уберу в него одежду:

Майки, шорты и трусы,

Брюки, куртки и рубашки, (Загибает пальцы на двух руках.)

Свитера и пиджаки.

И носки с футболками Уберу на полки я.

Стол

У стола четыре ножки. (Левый кулачок ставится на стол.)

Сверху крышка, как ладошка. (Накрыть кулачок сверху ладонью правой руки.)

Стул

Это стул. Сиденье, спинка, (кулачок, ладошка)

А на спинке две картинки, (показывает 2 пальчика) А еще четыре ножки, (показывает 4 пальчика) чтоб сидеть под стулом кошке. (показать ушки)

Ножки, спинка (Левая рука опирается локтем на стол.) И сиденье (Кулачок прижат к левой ладошке.)














Игры по теме «Мебель»:




Где сидит котенок?



«Соедини предметы мебели по образцу»





Куда нужно положить игрушки?





Куда спрячем собаку (кошку, машину, тапочки, мышку)?




Назови кто, где сидит?



Куда забрался котенок?

Где сидит мишка?





Назови предметы мебели.













Чего не хватает?











Развиваем связную речь

Обведи по пунктирным линиям (развиваем мелкую моторику)







https://vk.com/doshkoll


Конструирование из бумаги.








Игра «Мебель»

Цели: тренировать детей в умении находить слова с заданным звуком [т] и определять его место в слове. Закреплять

умение делить слова на слоги. Учить подбирать слова к заданным слоговым схемам.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (стол, стул

, диван, кровать, кресло, шкаф, сервант,

тумбочка, буфет). Дети обобщают одним словом увиденные

на рисунках предметы (мебель); определяют, в названиях каких

из этих предметов есть буква г; определяют место данного звука в слове и дают ему характеристику (твердый или мягкий).

Затем воспитатель размещает на фланелеграфе слоговые схемы и предлагает детям, разделив слова на слоги, поместить

их к соответствующим схемам. Дети по очереди подходят к фланелеграфу и выполняют задание. За каждый правильный ответ

ребёнок получает фишку. Затем подсчитывается, кто дал большее количество правильных ответов.

https://vk.com/doshkoll


Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями предметов мебели. Воспитатель называет первый и последний

звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано.

Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного.

Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Картинки: кровать, диван, стол, полка, буфет, шкаф, софа, стул, сервант, тумбочка.

В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в нескольких словах (стол, стул), воспитатель добавляет какой-

либо значительный элемент. Например:

Первый звук [с], последний — [л]; на этом сидят.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонематические про цессы, умение определять

последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков )

Слова: стол, диван, шкаф, стул.



Игра «Составь предложение»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).

Ход игры. Воспитатель называет слова в неопределённой форме, дети составляют из них предложение.

Например:

Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. — Мальчик сидит за письменным столом. Папа, стул, присесть, на, работа, после. — Папа присел на стул после работы.


Игра «Собери слово»

https://vk.com/doshkoll

Цели: формировать навык слогового синтеза слов, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ход игры. На столе карточки со слогами. Воспитатель сообщает детям, что слова рассыпались и нужно помочь

Незнайке их собрать. Дети составляют слова из слогов.

Другим вариантом игры является произнесение воспитателем слогов устно, дети воспринимают слоги только на слух.

Например: ВАН, ДИ —диван ЛЫ, СТО — столы ТА,

РЕТ, БУ —табурет КА, ПОЛ — полка




Текст для пересказа

Оле на день рождения мама с папой подарили новый

диван. Девочка очень обрадовалась, надоело ей спать в детской

кроватке. И вот, когда никого не было дома, новый диван и старая кровать завели беседу.

—Скоро тебя отсюда выселят, я лучше, чем ты, ведь я новый, уютный и очень красивый, — так сказал диван.

—Да, — ответила кровать, — я гораздо старше тебя, ведь ещё Олина мама, когда была маленькой, спала на мне. А потом

Олин дядя, а после Олин старший брат. Меня уберут, но не навсегда, а на какое-то время. И когда в семье появится малыш,

я снова буду баюкать его и охранять его сон.

—Должно быть, — сказал диван, — в этой семье тебя очень любят, ведь ты делаешь доброе дело.


С. Чешева

Вопросы:

Что подарили Оле на день рождения?

Что сказал диван, когда никого не было дома? Что ответила кровать?

Почему старую кровать не выбрасывали?

https://infourok.ru/kartoteka-zadanij-po-leksicheskoj-teme-mebel-5012797.html