СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации учителя-логопеда на летний период

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная памятка составлена в помощь родителям(законным представителям) для занятий с детьми в летний период.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации учителя-логопеда на летний период»



Рекомендации учителя-логопеда на летний период


Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.


Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за произношением звуков, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

  2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно.

Главное, обратить внимание на неверное произношение!


Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).

  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.

  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)

  8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

  9. Нахождение звука из серии звуков, слогов, слов.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)

  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.

  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).

  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).

  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

  7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где - за садом, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):

  3. Подбери подходящее по смыслу слово: маленькая куколка, а большая ….

  4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

  5. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у овцы - … и т.д.

  6. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

  7. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

  8. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.


Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

  2. Сочиняйте стихи, рифмы.

  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

  4. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.


Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.

  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

Задания на лето

Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». В летний период можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

1. Обобщающие слова:

Задания:

а) Назови одним общим словом.

б) Какую обувь (одежду и т.д.) ты знаешь?

Материал:

Одежда:

свитер, платье, костюм, шорты, юбка, колготки и т.д.;

Обувь:

тапки, сапоги, кроссовки, туфли, валенки, ботинки и т.д.;

Посуда:

кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, вилка, чашка и т.д..

Грибы:

мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик и т.д.;

Овощи:

картофель, помидор, репа, лук и т.д.;

Фрукты:

яблоко, апельсин, груша, персик и т.д.;

Цветы:

тюльпан, роза, гвоздика, одуванчик, ромашка и т.д.;

Деревья:

липа, береза, тополь, осина, дуб и т.д.

Инструменты:

пила, топор, отвертка, дрель, лопата и т.д.;

Материалы:

дерево, железо, пластмасса, бумага и т.д.;

Профессии:

повар, художник, водитель, врач и т.д.;

Животные:

кошка, собака, волк, лиса, еж и т.д.;

Птицы:

снегирь, синица, журавль, утка, гусь и т.д.;

Мебель:

кровать, стол, тумбочка шкаф и т.д.;

Бытовые приборы:

холодильник, утюг, стиральная машина, пылесос, миксер и т.д.;

Транспорт:

велосипед, автобус, поезд, вертолет и т.д.

Насекомые:

бабочка, паук, кузнечик, оса, пчела и т.д.;

Рыбы:

щука, ерш, сом, карась, акула и т.д.;

Времена года:

зима, весна, лето, осень;

Месяцы:

январь, февраль, март, апрель, май и т.д.


2.Слова антонимы:

Задание:

а) Скажи наоборот.

б) Что может быть длинным, горьким и т.д.? А коротким (сладким и т.д.)?

Материал:

Большой - маленький

Длинный - короткий

Высокий - низкий

Широкий - узкий

Толстый - тонкий

Веселый - грустный

Здоровый - больной

Чистый - грязный

Горький - сладкий

Сухой - мокрый

Прямой - кривой

Сытый - голодный

Острый - тупой

Полный - пустой

Твердый - мягкий

Новый - старый

Холодный - горячий

Светло - темно

Быстро - медленно

Мало - много

Тяжело - легко

Близко - далеко





3. Притяжательные прилагательные

Задания:

Чья морда? Чьи уши? Чей хвост?

Материал:

У волка - волчья, волчьи, волчий

У зайца - заячья, заячьи, заячий

У белки - беличья, беличьи, беличий

У собаки - собачья, собачьи, собачий

У кошки - кошачья, кошачьи, кошачий

У медведя - медвежья, медвежьи, медвежий

У лисы - лисья, лисьи, лисий

У козы - козья, козьи, козий

У коровы - коровья, коровьи, коровий

У лошади - лошадиная, лошадиные, лошадиный.

У оленя - оленья, оленьи, олений и т.п.


4. Относительные прилагательные

Задания: Какая? Какой?

Материал:

Ручка из пластмассы - пластмассовая

Матрешка из дерева - деревянная

Сумка из кожи - кожаная

Стакан из стекла - стеклянный

Шуба из меха - меховая

Гвоздь из железа - железный

Ложка из металла - металлическая

Рубашка изо льна - льняная

Самолетик из бумаги - бумажный

Платье из шелка - шелковое

Носки из шерсти - шерстяные

Сапоги из резины - резиновые

Сироп из яблок - яблочный

Компот из клубники - клубничный

Сок из клюквы - клюквенный

Варенье из вишни – вишневое и т.п.


5. Упражнения для развития фонематических процессов

1. Услышишь слово с заданным звуком (например, со звуком С) - хлопни (вата, сом, нос, зуб, бинт,…)

2. Выделить гласный звук, стоящий в начале слова. Например, какой первый звук в слове ААААня? – А. Ууууууутка? – У и т.д.

3. Выделить гласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове усыыы? – Ы.

4. Выделить согласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове маК (последний звук К выделяем голосом, произносим громче)? – К.

5. Составить слова из заданного количества звуков (Послушай какое слово получилось? К, О, Т – Кот.

6. Определение количества слогов в слове (хлопками). Сколько слогов в слове «мо-ло-ток»? -7. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. Какое слово получится из слогов: го, ло, ва? - Голова.

6