Ребенок, поступающий в 1 класс, должен уметь:
правильно произносить все звуки родного языка;
различать звуки речи на слух;
владеть элементарными навыками звукового анализа;
иметь достаточный словарный запас;
составлять слова из слогов;
иметь представление о предложении;
подбирать синонимы (одинаковые по смыслу-разные по написанию слова), антонимы (противоположные по смыслу и написанию слова);
использовать разные способы образования слов;
пересказывать знакомые сказки и рассказы;
составлять рассказы по картинкам.
Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить все звуки в словах, в разных частях слова (начало, середина, окончание слова), во фразовой речи.
РЕБЁНОК не должен их пропускать, искажать, заменять другими звуками.
Владение элементарными навыками звукового анализа:
Уметь выделять начальный гласный звук из слова;
анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;
анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
определять количество и последовательность звуков в слове;
называть слова на заданный звук;
дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Словарный запас.
К 7 годам, ребёнок, должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой – старый), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова – действия, слова – признаки.
Уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
Грамматический строй речи
В норме к 6 – 7 годам у ребенка сформированы:
умение пользоваться развернутой фразовой речью;
умение работать с предложением;
правильно строить простые предложения;
видеть связь слов в предложениях;
распространять предложения второстепенными и однородными членами;
работать с деформированным предложением;
самостоятельно находить ошибки и устранять их;
составлять предложения по опорным словам и картинкам.
Связная речь
К 7 годам ребенок должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание:
на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);
на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
на лексику (полнота использования словаря),
на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения);
на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
Мелкая моторика пальцев рук
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки.
Для развития мелкой моторики необходимо рисовать, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять движения с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами).
Учите ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы помногу раз.
Речевая коммуникация
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
уметь слушать и понимать речь;
строить общение с учетом ситуации;
легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
ясно и последовательно выражать свои мысли;
пользоваться формами речевого
этикета.
Хорошие привычки речевой готовности ребёнка к школе:
Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.
Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова.
Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми.
Если Ваш ребенок имеет трудности, в речевом развитии и Вы хотите ему помочь, не стоит надеяться на то, что «Всё пройдёт само собой», пожалуйста, обращайтесь к логопеду!
Успехов Вам
и вашим детям!
«РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ »
Консультацию подготовил:
Учитель-логопед
Калинина И.А.