Тема урока: Рельеф суши. Горы
Цели урока: способствовать формированию представлений о крупнейших горных системах мира и России; создать условия для формирования умений работать с физической картой мира и России, смысловое чтение учебного текста.
Предметные результаты: -знать основные понятия: гора, горный хребет, горные долины, нагорья, горная система.
- уметь: называть и показывать на физической карте горы, читать физическую карту, давать характеристику гор(географическое положение, максимальная высота, выявлять черты сходства и различия горных систем.
- регулятивные УУД: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале, оценивают правильность выполнения действий.
- коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении изучаемых вопросов, развивают умение слушать и слышать , учатся кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме.
- познавательные УУД: работают с учебным текстом и внетекстовыми компонентами: выделяют главную мысль, находят определения понятий, описывают объекты по карте и картинке.
- личностные УУД: осознают целостность природы Земли, понимают необходимость сохранения природы, проявляют интерес к новому материалу.
Личностные результаты: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности.
| Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формы контроля |
| 1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению новых знаний | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | |
| 2.Актуализация знаний | Географический диктант | Организует проверку домашнего задания Географический диктант( продолжи предложение) Как называют природное явление при котором двигается земная кора.(землетрясение) Прибор позволяющий зафиксировать движения земной коры. (сейсмограф) Как называется место сдвига горных пород в земной коре.(очаг ) Как называется место где наблюдается наибольшая сила землетрясения. ( эпицентр) Как называется огнедышащая гора. (вулкан) Что формируется в мантии.(очаг магмы) Излившаяся магма называется…(лавой) Подземные воды нагревается магмой и выходят на поверхность это…(гейзеры) Запишите названия вулканов. | Выполняют задания | Индивидуальная и фронтальная работа | Письменные ответы |
| 3. Изучение нового | Введение темы | Беседа Давным-давно Индия представляла собой материк, который располагался южнее, чем сейчас.45 млн. лет назад он начал двигаться на север. Там он столкнулся с материковой плитой Азии и одним своим боком угодил под край этого континента. Это столкновение привело к тому, что земная кора вздыбилась и в результате появилась новая горная цепь. Эта самая высокая на Земле горная цепь. Она имеет 26 пиков, высота которых в среднем превышает 7,5 км. В 1953г. английские альпинисты покорили высочайшую вершину мира – Эверест. Как вы считаете, что мы будем изучать? Давайте найдем на карте эту высочайшую вершину мира – Эверест. | Знакомятся с новой информацией, работают с картой, формулируют тему урока и цели урока. | Фронтальная работа | Устные ответы |
| | Работа с учебным текстом и физической картой | Цель нашего урока – научится давать характеристику гор. Давайте сначала рассмотрим строение горы ( по фото, схеме ) . Какие части гор вы выделите?(вершина, склон, подошва, долина) Учащиеся делятся на 5 групп: Силы формирующие рельеф.(составить схему) Основные понятия темы : гора, горный хребет, горные долины, нагорья, горная система.( дать определение понятиям) Различия гор по высоте(составить схему, найти на карте и привести примеры гор по группам) Изменение гор во времени. (составить схему отражающую особенности молодых и старых гор, найти на карте и привести примеры гор по группам) Человек и горы.(вывод) | Рассматривают фото, картину . Зарисовывают и подписывают части горы. (вершина, склон, подошва, долина) Каждая группа работает с учебным текстом(смысловое чтение – выделение главного, с последующей переработкой материала: краткая запись, составление схемы). Изучают карту, приводят примеры. Дополняют ответы. Обсуждают информацию. | Индивидуальная и фронтальная работа | В тетрадях составляют схемы. Устные ответы. |
| 4. Первичное осмысление и закрепление изученного материала | Определение географического положения, направления, высоты и возраста гор. | Организует выполнение заданий Определение географического положения, направления, высоты и возраста гор.( 1 группа – Анды, 2 группа – Уральские горы, 3 группа – Большой водораздельный хребет | Выполняют задания | Индивидуальная работа или парная работа | Взаимопроверка и взаимооценка |
| 5.Итоги урока. Рефлексия | Обобщение сведений. Кого хочу поблагодарить за работу на уроке и почему. | Нацеливает на самостоятельную работу. Вопросы для самооценки: 1.Запишите что такое гора. 2. С какой высоты начинаются горы( от 200м) 3. Низкие горы высотой до ….(1000м) 4. У каких гор вершины округлые, а склоны пологие.( у старых гор) Между Черным морем и Каспийским находятся горы…( Кавказ) Обязательно отметить всех кто старался работать на уроке. | Обобщают сведения за урок. Отмечают отличившихся за работу на уроке( с обоснованием) | Индивидуальная работа | Оценивают работу учащихся на уроке. Проводят самооценку за работу на уроке. |
| 6.Домашнее задание | П. 16, на контурной каре подписать крупные горные системы мира. Сообщение «Равнины и человек» | Конкретизирует задания | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | |