Религия и культура Древнего Китая
Предметные результаты
Учащиеся узнают о культуре Древнего Китая;
смогут высказывать суждения о вкладе этого государства в мировую культуру; объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества;
называть изобретения и культурные достижения древних китайцев.
Метапредметные результаты
А) Коммуникативные: участвуют в диалоге, работают в группе, высказывают свою точку зрения, приводят аргументы, слушают других, задают вопросы;
Б) познавательные: делают выводы, выбирают из текста информацию.
В) регулятивные: планируют алгоритм выполнения задания, определяют цели своей деятельности на уроке, проводят самоконтроль первичных знаний и умений, рефлексия.
Предварительное учебное задание: определите последовательность отрывков в притче, рассказанной Конфуцием.
Притча – это поучительный рассказ в иносказательном виде, заключающий религиозное и моральное поучение. Они отличаются тем, что в них нет указаний ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц. Герой обычный человек, человек вообще.
Перед вами текст притчи, но в нем все перепутано, ваша задача – найти правильную последовательность.
Вскоре юноши отправились на охоту. Каждый в свою сторону. Отец остался дома.
Первым вернулся старший сын. Он шел с пустыми руками. Лицо было сердито. Переступив порог, он набросился на отца с обвинениями:
— Почему ты отправил меня в такую скверную погоду? (3)
У отца было два сына. Жили они на краю леса. Отец занимался охотой. Сыновья росли и набирались сил. Когда настало время, отец дал сыновьям лук и стрелы.
— Плохо видят мои глаза, — сказал он. — Скоро сами будете охотиться. (1)
То солнце светит — слепит глаза. То дождь закрывает цель. Подует ветер, и стрела летит мимо. Одежду дал, которая стягивает. Тетиву у лука не натянул, как следует. Из-за тебя я вернулся ни с чем.
Отец покачал головой. Он понял, что старший сын не станет хорошим охотником. Ему бы во всем винить других.(4)
В заключение Конфуций сказал:
— Есть такие ростки пшеницы, которые никогда не станут колосьями, и есть такие колосья, которые никогда не дадут зерна.(6)
И юноши стали учиться метко стрелять. Выстрелил старший, но стрела прошла мимо цели.
— Ветер помешал, — сказал он. Младший тоже не попал в цель, но он промолчал. Он подумал: «Я сам виноват, что промахнулся».
Сколько ни стрелял старший брат, все время промахивался. И все ему мешало. То тетива слабо натянута, то одежда давит, то солнце слепит глаза, то дождь заслоняет цель. Младший же винил себя.(2)
Вскоре пришел младший сын. Он принес целый мешок добычи.
— Как тебе это удалось?! — воскликнул брат.— Мы же вместе учились!
— Просто я никого не винил в неудачах и старался исправлять ошибки, — сказал младший брат.( 5)
2,5,1,3,6,4
Чему, на Ваш взгляд, учит это сказание?
Ответы детей
Восточная культура привлекает оригинальностью и загадочностью. Страны востока долго развивались изолированно, и на формирование традиций не оказывали влияние внешние факторы. Конфуцианство — это не религия, а морально-этическое учение. Оно пытается найти ответ на вопрос, какое место занимает человек в мире.
Тема нашего урока Религия и культура Древнего Китая
План урока
1. Религия Древнего Китая.
2. Письменность и научные знания Древнего Китая.
Великий мудрец — Конфуций
Конфуций жил около 500 г. до н. э., т. е. задолго до правления династии Хань. Основой его учения были взгляды на поведение человека. Вопросы о происхождении и устройстве мира или богах его мало интересовали.
Каждый человек должен стремиться к праведной жизни. Для этого необходимо следовать определенным нравственным обязанностям.
«Жэнь» — это противопоставление дикости, агрессии животных. Следуя этому, люди отказываются от жестокости в пользу сочувствия и любви. Символом является Дерево.
«И» — это справедливость и правдивость. Выступает в противовес эгоизму, придает строгость и твердость. Родителей стоит почитать в качестве благодарности за заботу. Символ — Металл.
«Ли» — это верность обычаям. Любая деятельность является полезной при условии того, что она направлена на сохранение устоев общества. Символ — Огонь.
«Чжи» — это рассудительность, которая снижает упрямство. Перед тем как начать действовать, стоит просчитать последствия. Ассоциируется с элементом Воды.
«Синь» — это добрые намерения, которые предупреждают лицемерие. Искренность, добросовестность и непринужденность украшают. Символ — Земля. Все нравственные обязанности сочетаются друг с другом, дополняют и уравновешивают. Их развитие приводит к гармонии. Они сливаются в ритуале «Вэнь», который означает воспитанность.
https://www.youtube.com/watch?v=oNngwst9KHI
Задание 2 (проблемного типа)
Голод — частый попутчик китайцев. Население Китая очень страдало от этой беды. Конфуций предлагал правителям решать эту проблему так: а) заботиться о земледелии; б) быть умеренными в налогах; в) иметь небольшие государственные расходы (на содержание двора); г) заниматься воспитанием народа; д) своим поведением подавать пример народу. Дополните этот перечень и прокомментируйте.
Китай имеет свою культуру, которая развивается с давних времен. Развитие культуры Древнего Китая (хронологические рамки II в. до н. э. — I—III вв. н. э.) проходило по своему собственному пути, независимо от других цивилизаций. Она имеет большую ценность для всего мира. Благодаря произведениям искусства, которые сохранились до наших дней, можно исследовать зарождение философии и религии. Именно в Китае изобрели фарфор, бумагу, шелк, компас, порох, сейсмограф и многое другое.
https://www.youtube.com/watch?v=-TLRK__M_Oc&t=13s
https://nauka.club/kulturologiya/kultura-drevnego-kitaya.html
Мы познакомились с религией и культурой Древнего Китая, а теперь давайте немного поиграем.
Задание 3 Да-Нет ка!
Китай находится в Северной Азии.(нет)
В Китае протекают две реки: Ганг и Инд (нет)
Великий китайский мудрец: ашока (нет)
Высшая добродетель - уважение к родителям (да)
Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного папируса (нет)
В 525 году до н.э. правитель одного из китайских государств - Цинь- разбив своих соперников, объединил весь Китай под своей властью (нет)
На севере противниками Китая были индийцы (нет)
Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли от их набегов, началось строительство: Великой китайской стены (да)
Древние китайские историки говорят. что Цинь Шихуан приказал сжечь старинные книги (да)
Когда Цинь Шихуан умер, то для его гробницы прорыли : реку (нет)