СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религия о месте человека в мире

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлены духовно-нравственные аспекты о месте человека в мире с точки зрения трёх мировых религий (буддизма, христианства и ислама).

Просмотр содержимого документа
«Религия о месте человека в мире»







«РЕЛИГИЯ О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ»





Выполнил:

Сафаров Сергей Имранович













Рыбинск,

2021 г.



Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

1. Буддизм о путях освобождения человека от страданий……………………...4

2. Христианская концепция сотворения мира (креационизм) и человека……..8

3. Ислам о месте человека в мире………………………………………….…….11

Заключение………………………………………………………….…….……….14

Библиографический список………………………………………………………15



Введение

Религия (от лат. religio – «святыня», «набожность») – система взглядов и мироощущений человека, которая определяет во многом его поведение, основана на веровании в сверхъестественное (богов, духов и т. д.).

Религия позволяет человеку построить обобщенную картину мира, сориентировать его мировосприятие.

Так как большинству людей присущ интерес к глобальным философским вопросам и связанные с ними переживания, именно религия предоставляет ответы на эти вопросы, а также помогает людям обрести душевное равновесие и гармонию. Принадлежность человека к той или иной религиозной организации вынуждает его соблюдать правила и нормы, предписанные для всех единоверцев.

Каждая религия по-своему определяет место человека в мире, его нормы морали и нравственности. Диктует свои правила поведения в социуме. Религиозное мировоззрение организует внутренний мир самого верующего и его взаимодействие с внешним миром.


Цель контрольной работы: изучение и анализ трёх основных религиозных направлений (буддизм, христианство, ислам) и определение места в мире, которое отводится человеку, согласно данным религиозными концепциям.






1. Буддизм о путях освобождения человека от страданий

Буддизм – самая древняя из мировых религий, которая возникла в VI–V вв. в Древней Индии. Основатель буддизма –  Сиддхартха Гаутама  

(впоследствии Будда).

Важной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. Он основан на внутренних проявлениях религиозной жизни человека, но никак не на внешних, таких как свойственная многим религиям: нет ритуальности, церковной организации, институтов. Существует только правило о том, что необходимо хранить три Драгоценности (триратна). К ним относятся Будда, Дхарма – первичный элемент бытия, сангха – монашеская община. Согласно буддизму, есть всеведущее существо – Будда – просветление, им открыт закон – Дхарма, который определяет все законы, по которым осуществляются мировые процессы. Для хранения этих знаний и законов, для их передачи образуются общества для равных – сангхи.

Сочетание нескольких физических элементов (земля, вода, огонь, воздух), согласно буддизму, создает тело. Сочетание психических состояний буддисты называют душой. Душа — не какая-то самостоятельная субстанция, а лишь ряд сменяющих друг друга психических состояний. Одно состояние переходит в другое, подобно тому, как одно пламя зажигается от другого. Но при этом подчеркивается, что существует некоторая внутренняя сила, которая обеспечивает цельность личности, удерживает в равновесии ее физические и психические свойства.

Основная проблема для буддизма – проблема бытия личности как скопления «изменчивых» форм. Личность в представлении буддизма состоит из пяти элементов: телесности, желания, ощущения, познания и представления.

Буддизм — это религия преодоления страдания. Именно избавление от страданий является основной целью буддизма. Для того, чтобы освободиться от них необходимо усмирить свой ум.

Основная цель буддизма – избавление от страдания.

Четыре базовые «благородные истины буддизма» - это четыре этапа на пути к достижению нирваны.

1. Существование (рождение, старение, смерть) есть страдание (духкха).

2. Все страдания из-за жажды чувственных наслаждений, страстности.

3. Освобождение от страданий в уничтожении желаний, для этого необходимо пройти срединный путь (восьмеричный).

4. Восьмеричный путь избегания крайностей, включает в себя постоянные размышления, раздумья, медитации для прихода в состояние абсолютного покоя – нирваны.

Дуккха — это страдание, но не столько физическое, сколько духовное, порожденное несовершенством бытия. Философия страдания в буддизме обширна и затрагивает все области жизни, при этом, не ограничиваясь лишь физическими проявлениями. В человеческом обществе всегда присутствует дисбаланс между желаемым и реальным. Иными словами, в жизни всегда имеет место недостаток чего-либо, что ведет к страданиям. К примеру, если имеешь материальные блага, то теряешь родных, если живы близкие, но кто-то болен и т.д. В буддизме идея страдания — это неудовлетворенность настоящим, тем, что у тебя есть, нереальность достижения идеала. В этом смысле страдание заполняет жизнь и человек не может поменять законы природы. В его силах только найти гармонию с самим собой.

Затем следует второй этап — осознание причин собственных жизненных трудностей.

Самудайя – причина страдания. Причина страдания заключается в том, что человек не может получить желаемое. Мы хотим богатства, но приобретая его, приходит понимание, что этого недостаточно и мы желаем чего-то еще. Получение желаемого не заменяет страдание, а только усугубляет его. Чем больше желаем, тем большее постигаем разочарование, когда достигаем желаемого. Желания человека с течением времени тоже меняются. То, к чему было стремление и желание достичь его любой ценой, в действительности, оказалось ненужным на последующих этапах жизни. В итоге, мы разочаровываемся, что, по сути, является одним из видов страдания. Поэтому, мы сами являемся основной причиной страдания, то есть, то, что находится внутри нас (наша жажда, страсть, помыслы и т.д.).

Ниродха – избавление от страдания. «Ниродха» переводится как «контроль». Освободиться от мучений и исправить свое состояние возможно только прекратив страдать. Для этого нужно устранить причину, которая влияет на возникновение этих чувств. Это наши пожелания, мечты, увлечения, страсти.

Чувство неудовлетворенности приносит и собственность, потому что в нас присутствует страх потерять то, что мы имеем, желание приумножить то, что есть на сегодня и следить за тем, чтобы собственность поддерживалась в хорошем состоянии.

Мечты являются источником страданий в любом случае: и когда они сбываются, и когда разбиваются. Для того, чтобы избавиться от мучений, нужно отказаться от бессмысленных мечтаний и радоваться тому, что есть сегодня, самим моментом бытия.

Страсти необходимо держать под контролем, так как необузданные желания являются причиной самых больших переживаний и неудовлетворенности. Действенный способ не страдать — это контролировать свои чувства.

Путь освобождения от страдания посредством контроля над своими желаниями и страстями делает буддиста свободным и приближает к особому состоянию, именуемому «нирваной». Это наивысшее наслаждение, свободное от страдания, означающее полное взаимодействие с духовным началом и всемирным «Я». Человек ощущается себя не отдельной личностью, а частичкой Вселенной.

Пути избавления от Дуккхи у каждого человека могут быть разными. Кто-то предпочитает окунуться в пучину страстей для того, чтобы избавить себя от боли утраты, пытаясь заглушить разочарование другими связями и мечтами, кто-то находится в постоянном страхе страдания, выбирая аскетизм и отрешение от всего, пытаясь обрести счастье через истязание своей плоти. Эти оба способа — крайности, которые не способны принести удовлетворения [15].

Понятие философии буддизма заключается в выборе срединного пути, который состоит в концентрации своих внутренних сил и возможностей. Другими словами, это Благородный Восьмеричный путь, в состав которого входит восемь состояний. Преодолев эти состояния человек может достичь состояния нирваны. Восемь состояний делятся на три стадии (этапа), которые преодолевать следует вдумчиво и постепенно. Они называются: шила (нравственность, включающая в себя совершенную речь, совершенное поведение и совершенный образ жизни), самадхи (дисциплина, заключающаяся в правильном усердии, самоконтроле и полной концентрации) и панья (мудрость, включающая в себя правильное воззрение и правильное мышление).

Преодолев перечисленные этапы, человек ощущает наслаждение и благополучие, а потом входит в нирвану, освободившись от всех типов страданий.

Основные принципы буддизма были сформулированы самим Буддой. Все четыре истины взаимосвязаны: первая представлена как факт болезни, вторая — определение диагноза, третья — определение процесса лечения, четвертая — назначение лекарственных препаратов. Следуя логической цепочке, можно представить, что Будда — это опытный специалист, а его учение— это метод лечения, а нирвана представляет собой здоровье, как физическое, так и психологическое [1].

К пониманию фундаментальной причины страдания Будда пришел самостоятельно в результате глубокого анализа своей жизни и себя. Он не требовал от своих учеников беспрекословно следовать его учению. В противовес другим религиям и верованиям, в которых основным моментом является тема, что слово бога не подвергается сомнению и требует беспрекословного подчинения, буддизм притягивает свободой выбора и силы.

2. Христианская концепция сотворения мира (креационизм) и человека

Креациони́зм  – философская концепция, утверждающая происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего – Бога.

Сущность христианского учения о происхождении мира состоит в том, что Бог создал мир из ничего. В строго богословском смысле творить означает «создавать из ничего; давать существование тому, что раньше не существовало, приводить из небытия в бытие». Христианское учение особо подчеркивает, что Бог для сотворения мира не нуждался в исходном материале. Таким образом, Бог является Творцом мира не только по форме, но и по веществу [5].

В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных. Среди них различают:

1. Буквалистский креационизм - настаивает на буквальном следовании Книге Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии -- за 6 дней и около 6000 или 7500 лет назад.

2. Метафорический креационизм в нём «6 дней творения» -- универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет, поскольку в Библии слово «день» означает не только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени. Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:

Креационизм постепенного творения: согласно этой концепции, Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления.

Теистический эволюционизм (эволюционный креационизм) признаёт теорию эволюции, однако утверждает, что эволюция является орудием Бога-Творца в осуществлении его замысла [7].

Процесс сотворения мира описан в первых трёх главах первой книги Библии -- книге Бытия. Создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает Бог в своём волевом акте, переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия. В то же время Бог не обязан был творить мир, для Божественного существа оно не обусловлено никакой «внутренней необходимостью». Это был Его свободный выбор, дарственный акт Бога «от преизбытка любви».

Согласно библейской версии, человек сотворен единым Богом на шестой день творения по образу и подобию своему, чтобы владел он всей землей. Создав Адама из праха земного, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Позднее из ребра Адама была создана первая женщина - Ева. Религиозная концепция происхождения человека носит ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых [15].

Теории креационизма придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений (христиане, мусульмане, иудеи).
Креационисты в большинстве своем отвергают эволюцию, приводя при этом неоспоримые факты в свою пользу:

1. Процесс возникновения Вселенной и зарождения жизни на Земле
Креационная модель выделяет особый, начальный момент творения, когда важнейшие неживые и живые системы были созданы в законченном и

совершенном виде.

2. Креационная модель, исходя из того, что естественные процессы в настоящее время не создают жизни, не осуществляют формообразования видов и их совершенствования, креационисты утверждают, что все живое было создано сверхъестественным образом. Это предполагает наличие во Вселенной Высшего Разума, способного замыслить и воплотить все ныне существующее.
3. Креационная модель, после завершения акта творения процессы творения уступили место процессам сохранения, поддерживающим Вселенную и обеспечивающим выполнение ею некоего предназначения. Поэтому в окружающем мире мы не можем больше наблюдать процессов творения и совершенствования.
4. Креационная модель представляет мир в уже созданном, завершенном виде. Так как порядок был изначально совершенным, то улучшаться он уже не может, а должен с течением времени терять свое совершенство.

Поэтому, признавая все же ограниченные возможности науки вообще в выяснении проблем человеческой жизни, надо с должным пониманием относиться к тому, что целый ряд выдающихся ученых (среди них - лауреаты Нобелевской премии) признают существование Творца, как всего окружающего мира, так и разнообразных форм жизни на нашей планете.
Креационизм — концепция постоянства видов, рас­сматривающая многообразие органического мира как ре­зультат сотворения богом.
Сторонники идеи постоянства видов (К.Линней, Ж.Кювье, Ч.Лайель) доказывали, что виды реально существуют, что они устойчивы, а размах их изменчивости под влиянием внутренних и внешних факторов имеет строгие пределы [4].

Теория креационизма предполагает, что все живые организмы (либо только простейшие их формы) были в определенный период времени сотворены («сконструированы») неким сверхъестественным существом (божеством, абсолютной идеей, сверхразумом, сверхцивилизацией и т.п.). Очевидно, что именно этой точки зрения с глубокой древности придерживались последователи большинства ведущих религий мира, в частности христианской религии.


3. Ислам о месте человека в мире

Другой, наряду с буддизмом и христианством, "мировой" религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Ислам в переводе с арабского означает покорность, мусульманство (от арабского " муслим ") – «предавший себя Аллаху».

В Исламе человек – это благородное создание Аллаха, которому Он вдунул душу от Своего духа и которого назначил своим наместником на земле.

Главный догмат мусульман состоит в поклонении единому богу – Аллаху. Для ислама характерен очень строгий монотеизм (представление о едином боге). Аллах всемогущ, грозен и непостижим. А весь людской мир есть знамение бога Аллаха, которое указывает на его могущество.

Отличие ислама от других мировых религий в том, что человек не может вознестись к богу, не может полностью постичь все его тайны, но в то же время он обязан в эти тайны верить. В исламе, как и в христианстве, верят в бессмертие души. Но согласно исламу, в отличие от христианства, Бог создал человека для исполнения закона. При этом человек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом. Аллах совершает за человека все, в том числе добрые и греховные действия.

Учение о предопределении - неотъемлемая часть ислама. Это учение нельзя путать с учением о предвидении Божьем, принятом в христианстве. Христианский Бог предвидит свободные действия человеческой воли и допускает им свершаться, зная их наперед. Такое предвидение допущено Богом, поскольку он сам сотворил человека по своему образу и ожидает от человека свободного произволения в осуществлении своей воли. Здесь исключен момент принуждения, насилия, предопределения человеческой воли со стороны Бога, который позволяет свершиться свободному выбору человека, чтобы дать ему свою оценку в вечности.

Грех, согласно исламу, это - проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха [14].

Человек в исламе, в отличие от христианства, не должен стремиться искать познания Бога. Человек может искать лишь исполнения шариата (араб. правильный путь) - предписаний закона Аллаха. Аллах не может соединиться с человеком, обитать в человеческой душе, уме и сердце. Аллах не раскрывается каждому человеку. Бог не способен общаться с человеком. Даже пророк Мухаммед лично не общался с Ним. Аллах -- господин, а человек -- раб. Всякий приходит к Аллаху только как раб [11].

Аллах требует от человека исполнение предписаний шариата -- закона Аллаха, доводимого до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. К обязательной части шариата относятся пять столпов - шахада, намаз, закят, пост, хадж.

Бог в исламе не заповедует и любовь ко всякому человеку, в отличие от христианства. Возможна любовь только к единоверцу.

Мусульманскими богословами выделяется два вида джихада: большой и малый.

В понятие  «большой джихад»,  который также именуют «духовным», вкладывается духовная борьба человека со своими пороками и недостатками, а также оказание духовной поддержки на данном пути своим единоверцам. Каждый мусульманин должен быть вовлечён в большой джихад, так как у каждого человека имеются определённые недостатки, связанные с его характером, мировоззрением и так далее. Усердствуя на пути Господа, верующий, тем самым, обретает довольство Аллаха и получает награду от своего Творца.

Малый джихад, который именуют «священная война» – это вооружённая борьба, которую ведут верующие с напавшими на них агрессорами. Вооружённая борьба является дозволенной лишь в том случае, когда мусульманам угрожает опасность и они вынуждены встать на защиту своей семьи или своей страны.

Как и в христианстве, в исламе Бог требует от человека исповедания веры. Однако Бог в исламе не заповедует любовь к себе. Совершенная вера выражается в любви к шариату -- закону Аллаха, а не Аллаху. Высшие чувства к Аллаху -- рабская покорность и повиновение.

Как и в христианстве, Бог в исламе заповедует молитву. Но в христианстве молитва не является ритуалом, для которого необходимы внешние условия, заповедана молитва от чистого и искреннего сердца, без гнева и злобы, без тщеславия и не напоказ, со смирением и усердием, на всяком месте и во всякое время. В исламе молитва является ритуалом шариата. Существует время для молитвы, нужны определенное место, позы, одежда, требуется порядок действий и слов [11].

В христианстве установлены священнодействия, в которых христианину ощутимо подаются благодатные силы для спасения души таинственным образом. В исламе отвергается благодатное общение Бога и человека.

Господь обещает человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни и в христианстве, и в исламе.

Ислам признает священную книгу - Коран. Согласно исламу, Коран существовал всегда, он не был сотворён Аллахом. Видимый Коран -- проявление извечного Корана, небесной «матери книги». Коран вечен, как и Аллах. Коран дан на арабском языке - это исконный язык вечного откровения Аллаха. Истинный смысл Корана передается только на арабском языке.

Таким образом, характерная особенность мусульманской религии заключается в учении о предопределении, в догматизме, предписывающем беспрекословное исполнение предписаний закона Аллаха. Поэтому энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.

Заключение

Изучение и анализ трёх основных религиозных концепций позволяет сделать следующие выводы.

С точки зрения буддистов, человек — совокупность материального тела и нематериального ума и сознания. В сознании человека, выбравшего данное религиозное направление, происходят кардинальные перемены, так как буддизм, в сравнении с христианством и исламом, смотрит на жизнь совершенно иначе.

В христианстве и исламе мысли человека и стремления должны быть направлены исключительно от верующего к Богу, путем молитв, жизни, которая строится в соответствии с библейскими и шариатскими законами. И мусульмане, и христиане должны подчиняться воле Бога. Но в христианстве они наделены правом свободы и действий. А согласно мусульманским теологам, за человека уже всё продумано, он не властен над своей судьбой и может лишь сделать выбор из предложенных действий.

Буддизм же рассматривает жизнь в другом ключе и проповедует духовные поиски, которые направлены внутрь своего сознания для того, чтобы найти истину и достичь гармонию с духовным началом.


Лично для себя нашел ответы на все вопросы бытия в исламе. Считаю ислам самой нравственной, миролюбивой и совершенной религией.


Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.


Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает для себя…
И мы тоже выбираем — как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!


  Юрий Левитанский



Библиографический список

1. Буддизм: Словарь. М., 1992. С. 5-14.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 1990.

3. Ботвинник М. Н., Коган Б. И. и др. Мифологический словарь: Книга для учителя. М., 1985.

4. Введение в философию: Учебное пособие для вузов: В 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1989. Ч.1. С. 115-117, 125-130.

5. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Е. В. Попов. М., 1995. С. 127-250.

6. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека: естественный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону, 1993.

7. Девятова С. В. Современное христианство и наука: Учебное пособие для вузов. М., 1994. С. 174-189.

8. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов: В 2 ч. .М., 1994. Ч.1. С. 175-189.

9. Кулиев Э.Р. Коран. Перевод смыслов и комментарии. – Москва: Эксмо: Умма, 2016. – 816 с.

10. Порохова В.М. Коран. Перевод смыслов и комментарии.

Электронная версия:

https://www.islam-love.ru/books/perevody-i-tafsiry/v-m-porohova-perevod-korana

11. Родионов М. А. Ислам классический. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 82.

12. Рудной В. И. Основы буддийского мировоззрения: Учебное пособие. М., 1994. С. 57-100.

13. Фролов Б. А. Основные идеи и проблемы философии. Пенза, 1996.

14. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа, 2005. С. 316.

15.https://www.myunivercity.ru/Концепции_современного_естествознания/Образы_человека_в_религиях_мира/209871_2435344_страница1.html

10