1. Орг.этап Цель: Создание благоприят-ного климата в классе. Слайд 1 | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кристина Андреевна Сегодняшний урок я бы хотела начать со стихотворения. Послушайте внимательно и подумайте о чём оно. Если больно тебе, если силы иссякли, Ты на пару минут посмотри в небеса… Там среди облаков, где рождаются капли, За тобой наблюдают родные глаза… Если страшно тебе, если вера пропала, Ты на пару минут посмотри в небеса… Там на самом верху, где звезда засияла, Тебя любят, и помощь окажут всегда… Если горько тебе, если сердце разбито, Ты на пару минут посмотри в небеса… Там, где в космосе всё исчертили орбиты, Совершаются каждую ночь чудеса… Ребята, о чём это стихотворение? Вы абсолютно правы. Чаще всего в самые тяжелые моменты жизни человек обращается к Богу. Вера спасает человека от одиночества, помогает продолжать верить в лучшее. Сегодня мы с Вами поговорим о способах общения человека с Богом в мировых религиях. | Здороваются с учителем. Слушают стихотворение. Слушают учителя. *высказывают мнение Слайд 2 | Фронтальная, беседа | РУУД: умение осуществлять самоконтроль |
2.Диагности-ческий этап. Цель: проверка исходных знаний у учащихся Слайд 4 | Но сначала давайте вспомним, что же такое религия? Верно, но как же удержать связь обычного человека с Богом? В разных религиях свои способы действий. И сегодня мы отправимся с Вами в виртуальное путешествие по религиям народов мира. На экране вы можете увидеть маршрут нашего урока. Но, чтобы наше путешествие началось, важно понять, что вы уже знаете о них. Для этого я подготовила Вам задание, его Вам предстоит выполнять в паре. *раздает рабочие листы На экране вы видите определения. Ваша задача внимательно их прочитать и определить о чём идёт речь в каждом из них и записать термины в строчку через запятую на рабочем листе. Время на выполнение задания 5 минут. - Поднимите руку те, кто поняли задание. Можете приступать к выполнению. Задание: в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы (имам) в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы (раввин) мусульманская община (умма) буддийский монах (лама) человек, знающий Коран наизусть (хафиз) высший чин в христианской церкви (епископ) - Итак, время вышло. Поднимите руку те, кто справился и записал все термины? - Вы большие молодцы! Теперь посмотрите на экран и проверьте правильность написанных терминов. - Вы справились с заданием, и мы можем отправляться в путешествие. | - Религия – это связь человека с богом. Слайд 3 *выполняют задание Имам, раввин, умма, лама, хафиз, епископ. *поднимают руку | Фронтальная, беседа | КУУД: Умение слушать и слышать, РУУД: умение осуществлять самоконтроль |
3.Конструи-рующий этап. Цель: знакомство учащихся с особенностями общения людей с Богом в разных религиях Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 | Первый пункт, в который мы прибыли, называется Христианство. В христианстве - естественный путь общения с Богом, разговор с ним. Для верующего — это потребность, а не обязанность. Христиане верят, что человек создан по образу и подобию Бога. Молитва – это естественный путь для общения с Богом, разговор с Ним. Важная часть жизни христианина – это чтение Библии. Существуют и особые священные действия, через которые верующие могут духовно прикоснуться ко Христу, почувствовать Его присутствие. Эти действия называются таинствами. Какие таинства Вам известны? - На самом деле их достаточно много. Сейчас мы с Вами восстановим правильность распределения терминов и их определений. На экране Вы можете увидеть в первом столбике термины, в втором определения. Ваша задача прочитать термин, а после определение, которое вы считаете подходящим для него. Ребята, если вы слышите, что отвечающий совершил ошибку, прошу Вас хлопнуть один раз в ладоши и быть готовыми доказать свою точку зрения. - Вместе мы справились с заданием, спасибо Вам за Вашу включенность в работу. И мы можем отправляться дальше. Второй пункт – Иудаизм. Главное религиозное предназначение иудейского народа и человека, к нему принадлежащего, — это хранение Завета с Богом. В иудаизме запрещается праздное удовольствие, то есть пустое времяпровождение. Поэтому большое значение уделяется молитве, чтению Священного Писания, а также строгому соблюдению религиозных предписаний, заповедей. Одна из такие заповедей является хранение субботы. - Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы соблюсти эту заповедь? Вы близки к правильному ответу. Действительно в иудаизме в субботу нельзя работать, а чтобы соблюсти эту заповедь к этому дню недели готовятся заранее. Наводят порядок в доме, очищают тело и мысли. Обязательными в этот день являются стол, накрытый скатертью, зажжённые свечи, халы- традиционный хлеб в форме заплетённой косы, вино или виноградный сок. Физкультминутка - Прошу Вас сейчас встать и представить процесс подготовки людей к субботе. 1. Подметаем пол (изображает действие) 2. Моем пол (наклоняется вниз, покачивает руками влево и вправо) 3. Готовим тест для традиционного хлеба (закрывает и раскрывает кисти рук) 4. Садимся за стол. Теперь мы готовы отправиться дальше. Третий пункт – Ислам. Ислам — одна из трех мировых религий, в основе которой – полное подчинение воле Бога (Аллаха). Те, кто исповедует ислам, зовутся мусульманами, что означает «покорившиеся Аллаху». Если обсуждается вопрос о правилах мусульман, то нужно упомянуть о тех из них, которые занимают в жизни мусульманина самое важное место: обязательную молитву (намаз), которую мусульманин должен обязательно совершать пятикратно в день, и омовение, которое обязательно делается перед молитвой. Мужчина должен обязательно в пятницу посещать мечеть. При входе в мечеть следует снимать обувь. В контексте мусульманских правил упоминается и налог (закят), который мусульмане платят в пользу бедных. К обязанностям мусульман относится и соблюдение поста в течение месяца, что делается ежегодно. Во время месяца Рамадан соблюдается мусульманами целый ряд правил, которые продиктованы религией Ислама: днем мусульмане отказываются от пищи, не пьют. - Ребята, как вы считает сложно ли соблюдать правила, о которых я рассказала? - Действительно сложно. Нужно быть очень дисциплинированным, собранным, уметь планировать свой день, иметь хорошую память. - Сейчас я хочу проверить, какая память у вас. На ваших столах лежат ромашки. В центре крупно написано Обязанности мусульманина. На лепестках ромашки запиши те правила, которые, вы запомнили из моего рассказа. - Итак, какие обязанности вы записали? У вас хорошая память. Вы справились с заданием и мы отправляемся в последний пункт нашего путешествия – Буддизм. Как Вам известно Будда – это не Бог. Это обычный человек, которому удалось своими усилиями достигнуть освобождения и высшего совершенства. Поэтому в буддизме молитва, или мантра (в переводе – изречение) служит для того, чтобы правильно настроить сознание человека, вывести его из зависимости от всего преходящего и суетного. Главное в буддизме – это любовь и сострадание ко всем живым существам, готовность прийти им на помощь и желание, чтобы они освободились от страданий, - вот что делает человека сильным и счастливым. - Давайте и мы подарим друг другу немного счастья. Скажите шепотом что-то хорошее своему однокласснику, то, что заставит его улыбнуться. - Я надеюсь все вы стали счастливее. | Слайд 5 Слайд 6 *высказывают свою точку зрения Правильный вариант: Крещение — приобщение к Церкви и очищение от грехов. Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро). Евхаристия (причащение), верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу, благодаря поеданию освящённого хлеба, и тем самым освобождаются от грехов. Исповедь (покаяние) — «отпущения грехов», от имени Христа Брак (венчание) - таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. *высказывают свою точку зрения. *повторяют за учителем *высказывают свои предположения *высказывают свою точку зрения *поднимают руку, отвечают поочередно *выполняют задание | Фронтальная, групповая. беседа Средства: презентация речь учителя карточки (ромашка) | ПУУД: умение грамотно формулировать речевые высказывания. РУУД: умение осуществлять самоконтроль |
4.Итоговый этап. Цель: подведение итогов урока, выявление уровня усвоения нового материала Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 | Наше путешествие подходит к концу. Для того, чтобы понять, как вы усвоили изученный материал, я прошу Вас ответить на несколько вопросов. - Что такое молитва в христианстве? - Каково главное предназначение иудейского народа и человека, к нему принадлежащего? - Как называется обязательная молитва мусульман, которая проходит пять раз в день? - С какой целью молятся в буддизме? - Верно. - В заключении нашего урока послушайте небольшую притчу. Притча Когда Бог слепил человека из глины, у него остался неиспользованный кусочек. - Чего еще слепить тебе? - спросил Бог у человека. - Слепи мне счастье, - попросил тот. - Дома я прошу вас подумать , что мог сделать Бог с кусочком глины. Попробуй сделать это из пластилина и принеси на следующий урок. Спасибо всем за урок. Все были активны, все отвечали на поставленные вопросы. | - Молитва – разговор с Богом. - Хранение Завета с Богом - Намаз - Мантра служит для того, чтобы правильно настроить сознание человека, вывести его из зависимости от всего преходящего и суетного. | Фронтальная, беседа | КУУД: умение слушать и слышать. РУУД: умение осуществлять самоконтроль |