Гафнер Елена Андреевна
Учитель географии и биологии
Высшая квалификационная категория
МАОУ СОШ№1
г. Кунгур.
РЕЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИС ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Актуальность экологических проблем и сохранения здоровья человека современной цивилизации настолько увеличилась, что уже не ограничивается региональным влиянием, а проявляются в масштабах всей страны. Современная школа должна учитывать запросы общества, где восстребованы, экологически грамотные граждане способные сохранить и сберечь свое здоровье.
Мной предлагается рабочая программа, которая предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет с одной стороны, обеспечить учащихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Цель школы экологической грамотности — формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.
Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности: исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии газеты «Экологический вестник», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; заседания киноклуба.
В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведен с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровье сберегающей практической деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности строится с учетом следующих содержательных линий:
учусь экологическому мышлению;
учусь управлять собой;
учусь действовать, мои экологические проекты.
Каждый обучающийся, приобретает следующие умения:
оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознания экологически безопасного образа жизни;
позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
выражать отношении к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
демонстрировать личную готовность к не прагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Формы внеурочной деятельности в зависимости от уровня
воспитательных результатов учащихся.
Приобретение социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Формы взаимодействия учителя и ученика: беседа, рассказ, игра с ролевым акцентом, олимпиада, факультатив, посещение театров, музеев, галерей;
занятия в кружках, объединениях; социальная проба, участие в делах класса, школы экскурсии, туристические поездки.
Получение опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к жизни в обществе.
Формы взаимоотношения школьников между собой в классе, т. е. В близкой социальной среде: дебаты, тематический диспут, игра с деловым акцентом, дидактический театр, общественный смотр знаний; художественные выставки в школе.
Получение опыта самостоятельного общественного действия, когда ребенок становится социальным деятелем, гражданином.
Формы взаимодействия школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытом обществе; проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов, исследовательские проекты, школьный музей клуб, внешкольные акции, благотворительные концерты; туристическая экспедиция, поисковая работа, создание экологической тропы.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Экологический вестник» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами, консультация у специалистов).
Встречи со специалистами.
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своем регионе.
Урок для родителей на тему «Наши полезные советы».
Заседание редколлегии кружка «Экологический вестник» (корреспонденты, фоторепортёры, художники, редакторы), выпуск газеты.
Во время внеурочной деятельности направления этой программы я использую в 5-6 классах на занятиях краеведения при изучении истории и природы Пермского края.