СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение информационных задач как метод формирования функциональной компьютерной грамотности

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение "Решение информационных задач как метод формирования функциональной компьютерной грамотности". 

Просмотр содержимого документа
«Решение информационных задач как метод формирования функциональной компьютерной грамотности»

Решение информационных задач как метод формирования функциональной компьютерной грамотности


24 декабря 2018 года президентом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектом утверждён проект «Образование». Который направлен на достижение двух целей:

первая — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

вторая — воспитание гармонично завитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ. Исторических и национально-культурных традиций.

Обе эти цели очень тесно связаны с понятием функциональной грамотности, которое является главной темой для обсуждения на всех уровнях образования.

Нам известны различные формулировки понятия «функциональная грамотность». На мой взгляд, наиболее точно, полно и объективно говорить об этом А.А.Леонтьев «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение жизни умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Основным средством формирования функциональной грамотности является решение обучающимися специально поставленных учебных задач, учебно-практических заданий, которые должны быть обязательным компонентом учебной дисциплины.

При планировании занятий по дисциплине Информатика, с целью формирования функциональной грамотности, предпочтительно выбирать активные методы обучения, которые направлены не на изложение готовых заданий, а на совместное с учителем овладение знаниями и умениями.

На уроках информатики мы формируем особый вид грамотности — перфорационную, которая предполагает:

    • умение искать информацию, практически оценивать её, выбирать нужную, использовать её и создавать новую;

    • умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации.

      Это находит своё отражение и 6на уроках и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с компьютером, с информацией, в развитии критического мышления, применении компьютерных технологий при решении задач.

      На мой взгляд, эффективным методом формирования функциональной грамотности, является метод решения задач. Некоторые из них:

      № 1. Бизнесмен Иванов выезжает из Санкт-Петербурга в Москву на деловую встречу, которая назначена на 10.30. Поезда отправляются по расписанию, предложенному в таблице


поезда

Отправление из Санкт-Петербурга

Прибытие в Москву

048 А

00:50

08:50

030 В

00:58

09:01

026 А

01:10

08:40

017 С

01:00

09:10


Путь от вокзала до места встречи занимает 40 минут. Укажите № поезда, который подходит Иванову.

Решение подобных задач способствует усвоению школьных экономических знаний, понятий, которые используются в реальной действительности. Происходит формирование качеств бережливости, предприимчивости, расчётливости.

Ещё приме6р подобной задачи № 2. Определите сумму платежа за электроэнергию за месяц. Платёж осуществляется по двухтарифному счётчику и зависит от времени суток. Общая сумма складывается из сумм по каждому из них.

Тарифная зона

Показания по счётчику

Расход факт.

Тариф

Сумма к оплате

предыдущее

текущее

день

8435

8521


3.9


ночь

4826

5120


1



Учебник для 9 класс (Л.Л.Босова, А.Ю.Босов) «Информатика» предлагает подбор подобных задач, которые с интересом решаются школьниками. Например: Задача о торможении автомобилем на красный свет светофора. Эти же авторы предлагают задачи следующего типа для 7 класса: Какую информацию нужно получить, чтобы принять решение и покупке смартфона?

Общие особенности этих задач:

  • задача поставлена вне предметной области и решается с помощью предметных знаний;

  • описываются жизненные ситуации, близкие и понятные школьникам;

  • контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

  • ситуации требуют осознанного выбора модели поведения;

  • вопросы изложены простым, ясным языком;

  • используются разные форматы представления информации (рисунки, таблицы, диаграммы, ….).

    Таким образом, использование информационных задач как метод формирования функциональной грамотности позволяет получить следующие результаты:

    1. Предметные результаты: выпускник научится определять входные параметры, необходимые для обработки информации.

    2. Метапредметные результаты: владение информационно-логическими умениями (строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы).

    3. Личностные результаты: владение первичными навыками анализа и критической оценки получаемой информации.



            Егорова ТГ., 10.01.2021 г.