Решение информационных задач как метод формирования функциональной компьютерной грамотности
24 декабря 2018 года президентом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектом утверждён проект «Образование». Который направлен на достижение двух целей:
первая — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
вторая — воспитание гармонично завитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ. Исторических и национально-культурных традиций.
Обе эти цели очень тесно связаны с понятием функциональной грамотности, которое является главной темой для обсуждения на всех уровнях образования.
Нам известны различные формулировки понятия «функциональная грамотность». На мой взгляд, наиболее точно, полно и объективно говорить об этом А.А.Леонтьев «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение жизни умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Основным средством формирования функциональной грамотности является решение обучающимися специально поставленных учебных задач, учебно-практических заданий, которые должны быть обязательным компонентом учебной дисциплины.
При планировании занятий по дисциплине Информатика, с целью формирования функциональной грамотности, предпочтительно выбирать активные методы обучения, которые направлены не на изложение готовых заданий, а на совместное с учителем овладение знаниями и умениями.
На уроках информатики мы формируем особый вид грамотности — перфорационную, которая предполагает:
умение искать информацию, практически оценивать её, выбирать нужную, использовать её и создавать новую;
умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации.
Это находит своё отражение и 6на уроках и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с компьютером, с информацией, в развитии критического мышления, применении компьютерных технологий при решении задач.
На мой взгляд, эффективным методом формирования функциональной грамотности, является метод решения задач. Некоторые из них:
№ 1. Бизнесмен Иванов выезжает из Санкт-Петербурга в Москву на деловую встречу, которая назначена на 10.30. Поезда отправляются по расписанию, предложенному в таблице
№ поезда | Отправление из Санкт-Петербурга | Прибытие в Москву |
048 А | 00:50 | 08:50 |
030 В | 00:58 | 09:01 |
026 А | 01:10 | 08:40 |
017 С | 01:00 | 09:10 |
Путь от вокзала до места встречи занимает 40 минут. Укажите № поезда, который подходит Иванову.
Решение подобных задач способствует усвоению школьных экономических знаний, понятий, которые используются в реальной действительности. Происходит формирование качеств бережливости, предприимчивости, расчётливости.
Ещё приме6р подобной задачи № 2. Определите сумму платежа за электроэнергию за месяц. Платёж осуществляется по двухтарифному счётчику и зависит от времени суток. Общая сумма складывается из сумм по каждому из них.
Тарифная зона | Показания по счётчику | Расход факт. | Тариф | Сумма к оплате |
предыдущее | текущее |
день | 8435 | 8521 | | 3.9 | |
ночь | 4826 | 5120 | | 1 | |
Учебник для 9 класс (Л.Л.Босова, А.Ю.Босов) «Информатика» предлагает подбор подобных задач, которые с интересом решаются школьниками. Например: Задача о торможении автомобилем на красный свет светофора. Эти же авторы предлагают задачи следующего типа для 7 класса: Какую информацию нужно получить, чтобы принять решение и покупке смартфона?
Общие особенности этих задач:
задача поставлена вне предметной области и решается с помощью предметных знаний;
описываются жизненные ситуации, близкие и понятные школьникам;
контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
ситуации требуют осознанного выбора модели поведения;
вопросы изложены простым, ясным языком;
используются разные форматы представления информации (рисунки, таблицы, диаграммы, ….).
Таким образом, использование информационных задач как метод формирования функциональной грамотности позволяет получить следующие результаты:
1. Предметные результаты: выпускник научится определять входные параметры, необходимые для обработки информации.
2. Метапредметные результаты: владение информационно-логическими умениями (строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы).
3. Личностные результаты: владение первичными навыками анализа и критической оценки получаемой информации.