СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение логарифмических неравенств. Методы отбора корней. Типичные ошибки обучающихся.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы на тему "Решение логарифмических неравенств. Методы отбора корней. Типичные ошибки обучающихся"

Просмотр содержимого документа
«Решение логарифмических неравенств. Методы отбора корней. Типичные ошибки обучающихся.»

Тема: Решение логарифмических неравенств. Методы отбора корней. Типичные ошибки обучающихся.

Добрый день. Предлагаю рассмотреть способы решения и ошибки в решениях задания профильного уровня математики ЕГЭ этого года №15. Данное здание входит в число тех, к которым учащиеся приступают чаще всего. Поэтому, применяя различные методы решения данного задания мы можем предупредить те ошибки, которые ученики допускают на экзамене и тем самым позволить учащимся быть более успешными. Текст задания вы видите на экране.

Решить неравенство:

Рассмотрим, как можно было бы решать данное неравенство разными подходами. Заметим, что 625 это 54, следующее, что можно заметить, что выражение это точный квадрат выражения (х+2)2, следовательно, неравенство может быть записано следующим образом:

Далее приводим множители в левой и правой части к такому виду, чтобы они стали одинаковыми:

В правой части выносим 2 очень аккуратно, не забываем, что появляется модуль, но за счет того, что выражение (х+2) есть в левой части, используя свойства логарифмической функции модуль опускаем, но не забываем, что х-2. Исходное неравенство мы преобразовали в неравенство вида: .

Далее рассмотрим несколько способов решения данного неравенства.

Способ 1. Левая часть неравенства - это произведение двух множителей, значит есть две возможности, когда оба выражения принимают неотрицательные или неположительные значения.

Первая возможность:

Отметим все на числовой прямой:

-1



Зафиксируем этот момент: [

Рассмотрим вторую возможность, когда оба множителя принимают неположительные значения. Аналогично повторим все для 2 случая:

-1

-2

Отметим все на числовой прямой:

Получаем: ( .



Объединяем решения и получаем ответ: ( ]

Способ 2. (Метод рационализации, композиции, метод замены множителей).

Заметим, что в произведении, стоящем в левой части мы можем заменить логарифм на следующее выражение: -2)(5-1)(х+2-1)≥0

умножаем обе части на 4, получаем -8)(5-1)(х+2-1)≥0, далее разделим обе части на 4: . Но еще мы должны учитывать, что х-2. Используя метод интервалов, проставляем знаки на числовой прямой

-1

-2





Получаем ответ: ( ] .

Способ 3. (Классический метод интервалов)

Рассмотрим функцию После введения функции определяем ее область определения Df=(-2 При таком способе явно выписываем область определения.

Далее решаем уравнение f(x)=0

=8 x+2=1

=- x=-1

=

Замечаем, что корень =- .

Отмечаем нули функции только на области определения, это важно. На каждом из промежутков находим знаки функции.

-1

-2

+ - +



Решением неравенства будет объединение промежутков ( ] .

Способ 4. Он основан на выяснении знака одного из множителей.

У нас есть три варианта:

х+21

х-1

х2-8≥0

-1





Получаем промежуток .

0

-2

-1

-2





Получаем промежуток ( ).

х+2=1

х=-1

Объединяя все решения, получаем ответ: ( ] .

Далее рассмотрим типичные ошибки, которые допускают ученики при решении данного неравенства

1.Деление обеих частей неравенства на выражение, которое может принимать отрицательное значение.

В неравенстве делят обе части неравенства на выражение и получают неравенство , не учитывая, что данное выражение может быть отрицательным.

2. Сокращение логарифмов в обеих частях неравенства при том, что в неравенстве остались другие элементы:

Ошибка от того, что при решении логарифмических неравенств мы учим детей «отбрасывать» логарифмы, забывая о том, что это работает только в том случае, когда в уравнении нет других элементов.

3. Этот случай похож на второй:

4. Некорректное применение свойств разности логарифмов в случаях, когда при логарифмах стоят коэффициенты:

5. Использование того, что показательная функция возрастает, хотя она может и убывать:

Ученики убирают основания степени забывая, что здесь рассматриваются 2 возможности, идущие от свойств показательной функции.

Спасибо за внимание!