МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 им.Г.К.Жукова»
Открытый урок
по курсу внеурочной деятельности
«ЛОГИКА»
«Решение логических задач и задач-шуток»
Урок-путешествие
подготовила и провела
учитель начальных классов
Иванец Л.А.
Тема: «Решение логических задач и задач-шуток». Урок-путешествие
Познавательный аспект.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Формирование межпредметной связи.
Развивающий аспект.
Развивать речь, мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать выделять главное, доказывать и опровергать.
Развивать двигательную сферу.
Развивать познавательную способность ребенка.
Развитие навыков контроля и самоконтроля.
Воспитывающий аспект.
Воспитывать у детей чувство дружбы, товарищества.
Воспитывать любовь к предмету.
Воспитывать систему нравственных межличностных отношений.
Оборудование.
Ход урока.
1. Организация класса (деление на 6 команд),
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- А что значит быть активным? (С желанием выполнять все задания)
2. Актуализация знаний.
- Какой сейчас урок? Логика (вывеска на доске) Что такое Логика? Как вы понимаете? Прочитайте логические вопросы. А что такое логические вопросы? (На которые можно утвердительно ответить: Да! или Нет!)
- Мы ученики 3 «А» класса. (Логические.)
- Мы любим учиться? (Логические.)
- Какой сейчас урок? (Нелогические.)
- Мы будем на уроках слушать и слышать, развивать память, внимание, воображение? (Логические.)
- Вы хотите узнать новое и интересное на уроке? (Логические.)
- Какой послезавтра был день? (Нелогические.)
- Что значит задать логический вопрос?
- Мы будем на уроках сравнивать, анализировать, обобщать, уважать мнение своих товарищей? (Логические.)
- В конце урока вы хотите оценить свою деятельность? (Логические.)
3. Путешествие по стране «Логика».
- Для этого мы с вами отправимся в путешествие по стране– Логика! Что вам говорят наши станции, на которых мы будем останавливаться!
(Это цели и задачи нашего урока?) Знакомство со станциями в стране «Логика».
I. Станция «Выполняй-ка». Мозговая гимнастика.
Качания головой. (Упражнение стимулирует мыслительные процессы.)
Моргания. (На вдох-выдох, моргания, при всех нарушениях зрения.)
«Стрельба глазами».
«Письмо носом». (Снижает напряжение в области глаз. Используя нос, как длинную ручку, пишете или рисуете что-нибудь в воздухе, развиваем воображение.)
Координация движений «Нос, ухо». Вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук.
Наложите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.
Левой рукой как бы забиваете гвоздь молотком, а правой гладьте что-то утюгом.
II. Станция «Разминай-ка» (разминка).
А) Кто это или что это?
Рыбок дома держат в нем, что это за водоем? (Аквариум.)
Как зовем мы человека, что зимой ползет он в реку? (Морж.)
Ствол дерева покрывает и надежно защищает? (Кора.)
Если зрение пропало, время их носить настало? (Очки.)
Если месяцев двенадцать, как им вместе называться? (Год.)
Служит он на корабле, его узнаешь на земле: на голове фуражка, а на груди – тельняшка. (Моряк.)
По реке плывет бревно, ох и злющее оно! Тем кто в речку угодил, нос откусит... (Крокодил.)
Он в телевизоре сидит и четко, ясно говорит, все новости он вам расскажет. (Диктор.)
Мороженое в шоколаде. (Эскимо.)
Страна всех сумчатых. (Австралия.)
Какое колесо не вращается при движении (запасное)
Когда сеть может вытянуть воду? (когда вода превратится в лед)
III. Станция «Размышляй-ка».
1. На расстоянии 3 метра друг от друга в один ряд посадили 10 деревьев. Найдите расстояние между крайними деревьями.
2. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице? (две)
3.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (3)
4.В школе для зверей учатся 3 котенка, 4 утенка, 2 гусенка и несколько щенков. Когда учитель пересчитал лапы всех своих учеников, получилось 44. Сколько щенков учится в школе? (5)
IV. Станция «Сравнивай-ка»,
Сколько задач перед нами стоят на этой станции. Что значит сравнивать? (Значит, определить, одинаковы или нет объекты, при чем не обязательно в целом, а хотя бы в чем-то. Таким образом, чтобы сравнивать, надо выяснить, что мы хотим сравнить: цвет, форму, размер, вкус, силу, то есть мы сравниваем по какому-то признаку.)
Предлагаю учащимся назвать слова, с помощью которых в речи фиксируется сравнение. Каждый признак может характеризоваться двумя словами с противоположным смыслом. Как называются такие слова? (Антонимы.) Где они встречаются? (На уроках русского языка, литература.)
1. Игра (назови антоним)
Я называю слово, вы называете противоположное.
Веселье – грусть, печаль (по состоянию).
Сильнее – слабее (по силе).
Тяжелее – легче (по массе, весу).
Быстрее – медленнее (по скорости).
Добрее – злее (по качеству).
Море-суша
Сладкий - соленый
Тихий - громкий
Карлик - великан
Юность — старость
холод- жара
мокрый- сухой
2. Задания на сравнения.
Я начинаю читать предложения, а вы закончите по смыслу (сравнение).
Если Света светлее Маши, то Маша ...
Если Костя слабее Миши, то Миша ...
Если Андрей печальнее Вити, то Витя …
Если Антон трусливее Игоря, то Игорь..
Если Нина старше Киры, то Кира..
Если Ира выше Зои, то Зоя..
3.Решите задачу:
У Светы было 26 конфет, а у Кати 8.Сколько конфет должна отдать Света Кате, чтобы конфет у них стало поровну? (9)
.
V. Станция «Побеждай-ка».
Задачки-шутки.
- На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?
Ответ: На березе яблоки не растут.
-Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь?
Ответ: Под мокрым.
-Как далеко в лес может забежать заяц?
Ответ: До середины. Дальше он уже выбегает из леса.
.- Из какой посуды нельзя ничего поесть?
Ответ: Из пустой.
- Куда идет цыпленок, переходя дорогу?
Ответ: На другую сторону дороги.
- Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку?
Ответ: Пять.
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
Ответ: Все 12, т.к. если в месяце 30 дней, то и 28 дней среди них есть.
- Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?
Ответ: Якорь (морской, а не ресурсный)
-Можно ли зажечь спичку под водой?
Ответ: Если ты в подводной лодке, то да.
-Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?
Ответ: Спрыгнуть с нижней ступеньки. Или положить лестницу на землю.
- Какой рукой лучше размешивать чай?
Ответ: В которой ложка, а если ложка есть в обоих, то которой удобней.
-Когда сеть может вытянуть воду?
Ответ: Когда вода превратится в лед.
VI. Станция «Оценивай-ка».
- Ребята, давайте подведем итог нашего путешествия. Встречались ли у нас на пути трудности? Какие? Давайте оценим свою деятельность на всех станциях или этапах пути. Если вы считаете, что вы хорошо поработали, вы можете поставить Смайлика на высокую ступеньку, если были затруднения, сомнения -ниже.
Дети выбирают и показывают.
4. Итог.
- Вот мы вернулись в свою школу. Будем продолжать работать на следующих уроках.
-Спасибо всем за активную работу!