СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение однородных показательных уравнений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного занятия по теме "Решение однородных показательных уравнений" для учащихся 11 классов

Просмотр содержимого документа
«Решение однородных показательных уравнений»

Тема учебного занятия «Решение однородных показательных уравнений»

Цель:

  • закрепить основные знания по теме «Показательные уравнения»;

  • отработать навыки решения показательных уравнений различными способами;

  • формировать практические навыки решения показательных уравнений;

Задачи занятия:

Обучающие: выработать навыки решения однородных показательных уравнений, рассмотреть решение уравнений с помощью вынесения за скобки общего множителя и уравнений, сводящихся к решению квадратных.

Развивающие: развитие у учащихся логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные: воспитание желания познавать новое, культуры общения, самоконтроля.

Тип занятия: урок применения знаний и умений.

Материалы и оборудование: учебник, раздаточный материал

Технологическая карта занятия:

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих.

Приветствуют преподавателя, психологически настраиваются на занятие.

Проверка домашнего задания

Задание высокого уровня сложности записывается на доске, комментируется учеником с высоким уровнем подготовки. Задание среднего уровня сложности проверяется путем комментирования с места.

Проверяют точность и корректируют ход решения домашнего задания в тетради

Целеполагание и

мотивация


-Сообщает тему урока «Решение однородных показательных уравнений».

Мотивация к активной деятельности на учебном занятии.

Сегодня мы будем решать показательные уравнения и определять по виду  уравнения способ его решения.


Слушают, записывают дату и тему занятия. Участвуют в беседе.

Актуализация

знаний

Прежде, чем начинать решать уравнения, давайте с вами вспомним определения показательной функции и ее свойства.

Таблицу заполняют вместе с учащимися.

Заполняют таблицу. Участвуют в беседе

(Приложение 1)

Изучение нового материала

Сформулировать определение однородного показательного уравнения; разобрать примеры решения показательных уравнений; обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей, знаний

Изложение нового материала.

Усвоить определение показательного уравнения;

разобраться в решении однородных показательных уравнений. Запись теории в тетрадь. Разбирают примеры у доски.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Проговаривает вместе с учащимися основные методы решения показательных уравнений. Устанавливает соответствие в задании с помощью учащихся (Приложение 2)

Отвечают на поставленные вопросы. Помогают в выполнении задания (Приложение 2)

Закрепление знаний и способов деятельности

Консультирует, оказывает помощь в решении предложенных задач, корректирует знания.

№ 2.75 (д,е), 2.81 (а,б). Ст.126. – В ходе решения закрепляется знание решения показательных уравнений первого вида.

№ 2.126 (чет) – средний уровень сложности. В ходе решения закрепляется знание решения показательных уравнений второго вида.

№ 2.95(чет), 2.121(а,в) – задачи повышенного уровня. В ходе решения закрепляется знание решения однородных показательных уравнений.

Решают задачи из учебного пособия.

Защита задачи: демонстрация решения у доски с частичным пояснением.

Контроль знаний. Самостоятельная работа

Контроль за выполнением самостоятельной работы.

(Приложение 3)

Выполняют самостоятельную работу

(Приложение 3)

Домашнее задание

Записывает домашнее задание на доске, акцентирует внимание при пояснении на основные методы решения однородных показательных уравнений

№2.130

Записывают домашнее задание

Рефлексия

В заключении давайте сформулируем несколько советов, которые обязательно пригодятся вам при решении показательных уравнений.

Практические советы:

1. Первым делом смотрим на основания степеней. Соображаем, нельзя ли их сделать одинаковыми. Пробуем это сделать, активно используя действия со степенями. Не забываем, что числа без иксов тоже можно превращать в степени!

2. Пробуем привести показательное уравнение к виду, когда слева и справа стоят одинаковые числа в каких угодно степенях. Используем действия со степенями и разложение на множители. То что можно посчитать в числах - считаем.

3. Если второй совет не сработал, пробуем применить замену переменной. В итоге может получиться уравнение, которое легко решается. Чаще всего - квадратное. Или дробное, которое тоже сводится к квадратному.

4. Для успешного решения показательных уравнений надо степени некоторых чисел знать "в лицо".

Формулирование алгоритма. Систематизация и обобщение знаний.



Приложение 1

Определение

Показательная функция – это функция y(x) = a x, зависящая от показателя степени x, при некотором фиксированном значении основания степени a.

Область определения показательной функции, множество значений

Рассмотрим показательную функцию y(x) = a x .
Будем считать, что основание степени a является положительным числом: a  0 .
Тогда функция y(x) = a x определена для всех x. Ее область определения: – ∞ .
При a ≠ 1 она имеет множество значений 0 
При a = 1 показательная функция является постоянной y = 1

График показательной функции

Чем больше основание степени a, тем более сильный рост. При 0 1 показательная функция монотонно убывает. Чем меньше показатель степени a, тем более сильное убывание.



Свойства показательной функции

y = ax , a 1

y = ax , 0

1.Область определения функции

2. Область значений функции

3.Промежутки сравнения с единицей

при x 0, ax 1

при x 0, 0x

при x x

при x x 1

4. Чётность, нечётность.

Функция не является ни чётной, ни нечётной (функция общего вида).

5.Монотонность.

монотонно возрастает на R

монотонно убывает на R

6. Экстремумы.

Показательная функция экстремумов не имеет.

7.Асимптота

Ось OX является горизонтальной асимптотой.

8. Свойства: При любых действительных значениях x и y;




Приложение 2

Установить соответствие:


а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

з)

1) Уравнения вида

  1. 2) Уравнения вида

3) Уравнения вида
4) Уравнения вида

  1. 5) Уравнения вида

  2. 6) Смешанный вид


Ответы:

  1. Д, Г

  2. Б

  3. В,

  4. З, Е

  5. А

  6. Ж



Приложение 3

Тест по теме «Показательные уравнения»

Вариант 1

Вариант 2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!