СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение проблемного поведения учащихся через систему консультирования родителей: от теории к практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для классных руководителей "Решение проблемного поведения учащихся через систему консультирования родителей"

Просмотр содержимого документа
«Решение проблемного поведения учащихся через систему консультирования родителей: от теории к практике»

Мастер-класс «Решение проблемного поведения учащихся через систему консультирования родителей: от теории к практике»

Я хотела бы остановиться на некоторых практических вопросах консультирования родителей классным руководителем с точки рения недирективного подхода. Существуют разные формы взаимодействия с семьёй. Но чаще всего, всё-таки, классный руководитель работает с семьёй учащегося в формате индивидуального консультирования или родительского собрания.

I. Индивидуальное консультирование имеет свои правила. Я думаю, они вам хорошо известны


В формате индивидуального консультирования классный руководитель может вести «Карту консультации» (раздаточный материал). Ведение «Карты консультации» помогает рещить сразу несколько задач:

  • Родитель видит, что к проблеме его ребёнка подход не формальный, не впопыхах, его поддерживают, принимают – и, соответственно, также настраивается на сотрудничество, раскрывается. В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лучше о ребёнке могут рассказать его родители, и в наших интересах – получить такую информацию.

  • Родитель действует в русле рефлексии, а не обвинения и фантастических ожиданий;

  • Классный руководитель ведёт документацию по классу, которую, несмотря на разговоры «сверху», никто не сокращает;

  • Видна реальная работа по заявленной проблеме и динамика, что облегчает дальнейшее взаимодействие с психолого-педагогической службой школы или администрацией.

Недирективный стиль взаимодействия классного руководителя с родителями предполагает получение информации от самого родителя, без давления. Поэтому в беседе разумно задавать следующие вопросы:

  • Как давно существует имеющаяся проблема?

  • С чем Вы связываете подобное поведение ребёнка?

  • Какие пути решения проблемы Вы видите?

  • Какую помощь Вы бы хотели получить? (раздаточный материал)

II. Групповое консультирование. Здесь я имею в виду формат родительского собрания с элементами тренинга. Монолог классного руководителя в течение некоторого количества времени – всё-же не лучшая форма. А маленькие тренинги, включённые в канву родительского собрания и его тематику – доступны и педагогу для проведения, и родителям – для понимания; не затратны по временным и подготовительным ресурсам; и, что самое главное, способствуют взаимопониманию и проработке определённой проблемы. Правила проведения просты: готовность самого педагога, добровольность и открытость участников, резюмирующее обсуждение по завершении. Следуя этим правилам, предлагаю Вам принять участие в некоторых тренинговых упражнениях.

1. Упражнение «Слово». Вы сейчас не классные руководители, а родители. Как родители, вспомните и напишите (назовите), пожалуйста, с какими словами вы отправляете ребёнка в школу. По принципу добровольности, кто хочет – зачитывает.

Обсуждение. Чтобы учитель не жаловался или удачного дня? Или – ничего? Когда внимание направлено на другого человека (учителя, одноклассников), то локус контроля ориентирован на внешние обстоятельства, на зависимость от другого человека, а не на себя, на своё поведение. Кроме того, в каждом таком пожелании прослеживаются и взаимоотношения с ребёнком, и имеющиеся проблемы, и родительская позиция. Можно обговорить удачные пожелания и не очень, выбрать самые лучшие для применения.

2. Упражнение «Бабочка». Приглашаю родителей объединиться в пары: родитель и ребёнок. Для экономии времени приглашаю одну пару (на родительском собрании можно проигрывать всем вместе).

«Ребёнок» выходит (инструкция ему – поделиться радостью с родителем, красивой бабочкой в ладошке). «Родитель» остаётся в классе, сидит на стуле (инструкция ему – реагировать на действия и радость ребёнка равнодушно, формально).

Второй раз ребёнок выходит (инструкция – та же). У «родителя» инструкция другая – порадоваться вместе с ребёнком, приять его.

Обсуждение. Это упражнение на сопричастность. Как часто в обычной жизни мы не обращаем внимания на мелочи, из которых в итоге всё складывается. 1-2 минуты играют большую роль в понимании. Не просто – вынес ли мусор ребёнок, а чем интересуется, как себя чувствует, что радует, волнует. Если контакт формален, и если эта ситуация постоянна – ведёт к разладу, отвержению ребёнка, за что он в результате может мстить, проявлять агрессию. Известно, что часто агрессия другого человека – это его просьба о любви.

3.Упражнение «Роли». Приглашаю участников: 3 родителя и ребёнок. Предлагаю карточки с высказываниями для родителей, которыми вы будете реагировать на обращение своего ребёнка к Вам с проблемой. Итак, ребёнок (сын) упал с велосипеда, сильно расшиб колени. Участник, изображающий ребёнка, каждый раз походит с этой проблемой к родителям. Реакции родителей:

  • Равнодушно: Ну что ты, пройдет, большие мальчики не плачут. Иди к бабушке, а то я по телефону разговариваю, мне некогда.

  • Суетливо: Ой, как же ты так, бедненький, зачем ты поехал кататься сегодня? Дождь прошёл, на дороге скользко, а ты маму не послушал. Ну и что, что Петька хотел, пусть бы Петька и катался, а ты мог бы не ходить с ним, теперь неделю дома сидеть будешь, лечиться надо, вон коленка какая содранная, а где ещё болит?

  • Уверенно: Да, не очень удачно. Но это с каждым бывает. Пойдём, бинт и зелёнку возьмём. Если нужно – я помогу тебе. Обнимемся и забудем об этой неприятности!

Обсуждение. Выполняя упражнение, вы были в роли родителя и ребёнка. Как вы себя чувствовали? В какой родительской роли вы себя чувствовали комфортнее? Что хотелось ребёнку? Участники обсуждают свои чувства.

На данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. Психологи объединили определенные ситуации в несколько моделей воспитания.

  • 1 – игнорирующая позиция, так называемая гипоопека. Отсюда – ощущение ненужности, одиночества в этом мире и, как следствие, требование внимания, причём не всегда социально приемлемыми способами.

  • 2 – потакающая позиция, или гиперопека: излишняя суетливость, обеспокоенность без реальных оснований, «удушающая любовь». Отсюда – несамостоятельность, зависимость, конформизм.

  • 2- позиция сотрудничества, т. е доброта+твёрдость, здесь и моральная поддержка ребёнка, и тактильная, и чувство защищённости: ты не одинок, что ты сам можешь сделать, и что мы вместе можем сделать, чтобы стало лучше.

4. Упражнение «Стаканы».

Материал: три стакана с водой, чайная ложка, жёлтый порошок, ком земли, конфетти.

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания (бросаем конфетти).

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим жёлтый порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Обсуждение. Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Если постоянно проявлять попустительство в воспитании ребёнка, то, набравшись всего ото всех, ребёнок будет похож на этот стакан с конфетти – разными качествами, возможно, больше плохих.

Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

5. Упражнение «Подросток». Часто родители жалуются на проблемы с ребёнком подросткового возраста. Конечно. Педагоги объясняют особенности физиологии и психологии в данном возрасте. Возможно, родители знают, что ребёнок на данном этапе пересматривает весь свой опыт, перебирает «рюкзачок с интроектами» - информацией обо всём. Большое влияние оказывает гормон тестостерон, под влиянием которого подростки сепарируются – то есть отделяются от родителей. При этом усиливается тревога, проблемы с телесностью. Всё это сложный психологический процесс, и говорить с ребёнком с позиций авторитаризма в данном возрасте – бесполезное занятие. Родителям трудно. А что чувствует сам ребёнок? Предлагаю игровое упражнение на понимание внутренних состояний подростка.

1 участник – подросток, 7 других – разные роли. Участник «подросток» сидит на стуле, глаза закрыты, а остальные тянут его в разные стороны и кричат свои слова (одновременно):

  • Школа. Учись хорошо! Будь примерным учеником! Слушайся учителей! Нужно сдать экзамены!

  • Общество. Соблюдай правила! Будь законопослушным! Будь осознанным! Оставайся в рамках! Не совершай противоправных действий!

  • Мама. Не взрослей! Оставайся маленьким! Будь со мной, мой малыш!

  • Папа. Будь послушным! Слушайся старших! Я главный! Мы тебе добра желаем!

  • Друзья. Живём один раз! Нужно попробовать всё! Живи веселей! Не думай о будущем!

  • Гормон. Твоё тело принадлежит мне! Ты собой не владеешь!

  • Взрослая жизнь. Вперёд! Ты сам себе хозяин! У тебя всё получится! Всё в твоих руках! Долой запреты! Ты-взрослый!

Обсуждение. Что чувствовал участник «подросток»? Чей голос был сильней всего?

У подростков одновременно идёт получение информации из разных каналов. Взрослые обычно разделяют приоритеты, а у подростка всё в кучу, как в этом упражнении. И чтобы нужные слова достигли желаемого, нужно быть спокойным и последовательным в работе с подростком.

6. Упражнение «Ваза радости». В заключение хочу предложить вам упражнение, которое помогает, когда нет сил, когда кажется, что всё плохо, когда жизнь представляется только в тёмных красках, нет радости и оптимизма. Это упражнение вы также можете предложить родителям, а может и детям.

Нужно взять тёмный непрозрачный сосуд. Каждый день отмечать хоть что-нибудь положительное (искрящийся снег, голубое небо, приближающуюся весну), записать на маленьком листочке, свернуть и положить в вазу. В моменты негативного состояния вытрясти листочки, перечитать. И настроение обязательно улучшится!

7. Упражнение «Лепестки».

Уважаемые родители, возьмите листочек с нарисованным цветком и нарисуйте в кружке лицо вашего ребенка. Теперь скажите, каким вы нарисовали своего ребенка? Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? Предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка, а на лепестках положительные качества ребенка.

Обсуждение.

- Было трудно?- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?- Легко ли Вам было заполнять? Почему?



Пусть умножаются в вашей душе силы любви, красоты и свободы!

Пусть силы смелости будет достаточно, чтобы идти вперёд!


Карта консультации»


Ф. И. О. уч-ся___________________________________________________________

Дата рождения______________________Класс_________________

Автор запроса (родитель, педагог)_____________________________________________

Проблема (трудности в обучении, общении, нарушение социальных норм и правил, другое) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая педагогическая характеристика ребёнка (отношения с одноклассниками, отношения с педагогами, отношение к учёбе, особенности характера, преобладающее эмоциональное состояние, интересы, семейная ситуация, особенности здоровья, другое) ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ранее проведённые консультации (когда, с кем) ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Принятые меры________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата «____» _________________г. Классный руководитель _______________________

Вопросы на индивидуальном консультировании

  • Как давно существует имеющаяся проблема?

  • С чем Вы связываете подобное поведение ребёнка?

  • Какие пути решения проблемы Вы видите?

  • Какую помощь Вы бы хотели получить?















Упражнение «Лепестки».

Уважаемые родители, возьмите листочек с нарисованным цветком и нарисуйте в кружке лицо вашего ребенка. Теперь скажите, каким вы нарисовали своего ребенка?

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? Предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка, а на лепестках положительные качества ребенка.

Обсуждение.

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?








Упражнение «Лепестки».

Уважаемые родители, возьмите листочек с нарисованным цветком и нарисуйте в кружке лицо вашего ребенка. Теперь скажите, каким вы нарисовали своего ребенка?

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? Предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка, а на лепестках положительные качества ребенка.

Обсуждение.

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?




Равнодушно: Ну что ты, пройдет, большие мальчики не плачут. Иди к бабушке, а то я по телефону разговариваю, мне некогда.


Суетливо: Ой, как же ты так, бедненький, зачем ты поехал кататься сегодня? Дождь прошёл, на дороге скользко, а ты маму не послушал. Ну и что, что Петька хотел, пусть бы Петька и катался, а ты мог бы не ходить с ним, теперь неделю дома сидеть будешь, лечиться надо, вон коленка какая содранная, а где ещё болит?


Уверенно: Да, не очень удачно. Но это с каждым бывает. Пойдём, бинт и зелёнку возьмём. Если нужно – я помогу тебе. Обнимемся и забудем об этой неприятности!


  • Школа. Учись хорошо! Будь примерным учеником! Слушайся учителей! Нужно сдать экзамены!


  • Общество. Соблюдай правила! Будь законопослушным! Будь осознанным! Оставайся в рамках! Не совершай противоправных действий!


  • Мама. Не взрослей! Оставайся маленьким! Будь со мной, мой малыш!


  • Папа. Будь послушным! Слушайся старших! Я главный! Мы тебе добра желаем!


  • Друзья. Живём один раз! Нужно попробовать всё! Живи веселей! Не думай о будущем!


  • Гормон. Твоё тело принадлежит мне! Ты собой не владеешь!


  • Взрослая жизнь. Вперёд! Ты сам себе хозяин! У тебя всё получится! Всё в твоих руках! Долой запреты! Ты-взрослый!