Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №207»
РАССМОТРЕНО УТВЕРДАЖДАЮ
На заседании методического объединения
____________________________________________
Руководитель МО ________________ Директор МБОУ СОШ №207
протокол №___ от _____ августа 2018г. ______________В.В.Вержук
Календарно-тематическое планирование
По курсу Решение шахматных задач
Для обучающихся основного общего образования (или среднего общего образования)
6 «С» класса
Составила: Драганова Е.А.
2018 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Решение шахматных задач
__1__час в неделю
35 рабочих недель
Всего часов 35
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Виды контроля | Планируемые результаты | Дата проведения |
план | факт |
1 четверть (9 часов) |
Элементарные понятия о шахматной игре |
1/1 | Краткая историческая справка. Доска и фигуры. Правила определяющие порядок игры. | 1 | Урок открытия нового знания. | Работа на демонстрационной доске, волшебный мешочек | Текущий | Проверка знаний полученных ранее. | | |
2/2 | Шахматная нотация , сложные правила | 1 | Урок развивающего контроля | Создать опорный конспект по шахматной нотации, основные обозначения правила записи | Текущий | Формирование четкого представления о нотации и правильности ее оформления | | |
3/3 | Ценность фигур и пешек | 1 | Урок открытия нового знания. | Видео фрагмент о ценности фигур, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний о ценности фигур. | | |
4/4 | Некоторые случаи ничьей | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске | Текущий | Формирование знаний основных правил окончания партии | | |
5/5 | Упражнения на мат, мат тяжелыми фигурами | 1 | Урок открытия нового знания. | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирования знаний о матах тяжелыми фигурами | | |
6/6 | Как начинать партию | 1 | Урок рефлексии | Знаменитые начинания партий | Текущий | Формирование знаний о начале партий в шахматах | | |
7/7 | Что делать после дебюта | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний о дебюте и игре в миттельшпиле | | |
8/8 | Использование большого материального перевеса | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний как эффективно использовать фигуры в игре | | |
9/9 | Король и пешка против короля | 1 | Урок рефлексии | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний о пешечном квадрате | | |
2 четверть (7 часов) |
Тактические приемы |
10/1 | Тактические приемы-вилка, двойной удар. | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал, игра | Текущий | Формирование знаний о тактических уловках в игре | | |
11/2 | Тактические приемы-связка | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал, игра | Текущий | Формирование знаний о связках в шахматах , какими они бывают | | |
12/3 | Тактические приемы-открытое нападение, открытый шах | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний о открытых нападениях и шахах | | |
13/4 | Комбинации –коневые комбинации, жертва слона на h7(h2) | 1 | Урок рефлексии | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал, игра | Текущий | Формирование знаний что такое комбинации | | |
14/5 | Пешечные комбинации | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний о пешечных комбинациях | | |
15/6 | Тяжело фигурные комбинации | 1 | Урок рефлексии | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал, игра | Текущий | Формирование знаний о тяжелых и легких фигурах в шахматах, основные маты и комбинации тяжелыми фигурами | | |
16/7 | Типичные комбинации основанные на взаимодействие фигур | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний о основных комбинациях известных шахматистов | | |
3 четверть (10 часов) |
База технических приемов |
17/1 | Типичные комбинации основанные на взаимодействие фигур | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Закрепление знаний, формирования устойчивого навыка использования в игре типичных комбинаций | | |
18/2 | Комбинации на завлечение | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний на завлечение фигуры, использование и применение на практике | | |
19/3 | Комбинации на блокировку | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний на блокировку фигур соперника , использование основных правил | | |
20/4 | Комбинации на отвлечение | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний на отвлечение фигуры, использование и применение на практике | | |
21/5 | Комбинации на освобождения поля | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на освобождения поля | | |
22/6 | Комбинация на освобождения линии | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на освобождение линии | | |
23/7 | Комбинации на перекрытие | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на перекрытии | | |
24/8 | Комбинации на уничтожение защиты | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на уничтожение защиты | | |
25/9 | Комбинации на захват пункта | 1 | Урок рефлексии | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на захват пункта | | |
26/10 | Комбинации на разрушение, комбинации с сочетанием идеи | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на разрушение | | |
4 четверть (9 часов) |
Практическое применение полученных знаний на практике |
27/1 | Шахматные задачи | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование умения решать шахматные задачи, умение применить в повседневной жизни | | |
28/2 | Ловушки, шахматные задачи | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование умения решать шахматные задачи и применять на практике ловушки, умение применить в повседневной жизни | | |
29/3 | Атака на не рокировавшего короля | 1 | Урок рефлексии | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирования знаний о занятии центра и развитии фигур в партии, применение атаки на не рокированного короля, база основных комбинаций | | |
30/4 | Атака на короля при односторонних рокировках | 1 | Урок развивающего контроля | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирования знаний о рокировке, какими они бывают и как атаковать и ломать защиту короля | | |
31/5 | Атака на короля при разносторонних рокировках | 1 | Урок рефлексии | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирования знаний о рокировке, какими они бывают и как атаковать и ломать защиту короля | | |
32/6 | Особенности эндшпиля, реализация лишней пешки в пешечных окончаниях | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирования знаний о эндшпиле, квадрате пешки, исключение основных ошибок в игре | | |
33/7 | Пешечные окончания, с участием ферзи | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний по использованию и применению ферзи и короля в эндшпиле, исключение патовых ситуаций | | |
34/8 | Элементарные ладейные и слоновые окончания | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Формирование знаний по использованию и применению ладьи и слона в эндшпиле | | |
35/9 | Дебюты | 1 | Урок рефлексии | Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал | Текущий | Заучивание основных дебютов, формирование базы знаний | | |
“Игра в шахматы — не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни. Жизнь — своего рода игра в шахматы.”
Бенджамин Франклин
Пояснительная записка
Целью данного курса «Решение шахматных задач» как и физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми данного курса являются знания и навыки в области шахматной науки, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять
.
Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (ФГОС, Физическая культура под редакцией М.Я.Виленского,2013г) . Учебный предмет «Физическая культура» является обязательным в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год, на курс отведено 35 часов.
Для 6 «С» класса был создан теоретический курс «Решение шахматных задач», который способствует приобретению основных теоретических знаний и практических навыков шахматной игры, а также способствует: росту личностного, интеллектуального и социального развития ученика, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности, освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
2.Планируемые предметные результаты.
Выпускник научится:/выпускник получит возможность научиться:
Предметные результаты освоения программы учебного занятия (модуля)
«Шахматы» характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и
закрепляются в процессе освоения учебного занятия (модуля).
В результате освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы»
обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны:
знать/понимать:
историю возникновения и развития шахматной игры;
чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущих шахматистов
мира;
вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения
соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные)
качества шахматиста-спортсмена;
историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся
шахматных деятелей России;
использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической
деятельности.
Выпускник научится:
объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
распознавать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король и
правилам хода и взятия каждой фигуры;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения правил шахматного кодекса
ориентироваться на шахматной доске;
правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать вертикаль, горизонталь, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат;
ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
защищать свои фигуры от нападения и угроз;
понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале
партии;
владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчета вариантов
в практической игре;
разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции;
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять шахматные термины: взятие на проходе; миттельшпиль, эндшпиль,
темп, оппозиция, ключевые поля;
технике матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и
королем;
способу «взятие на проходе»;
играть целую шахматную партию с соперником от начала до конца с записью
своих ходов и ходов соперника.
записывать шахматную партию;
решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали,
открытый и двойной шахи;
способам атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчета вариантов
в практической игре;
находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в 2-3 хода;
уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
принимать участие в шахматных соревнованиях.
реализовывать материальное преимущество.
Метапредметные результаты освоения программы учебного занятия (модуля)
«Шахматы» характеризуют уровень сформированности следующих универсальных учебных
действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
2. Познавательные УУД:
умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
овладение способом структурирования шахматных знаний;
овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
овладение __________способом поиска необходимой информации;
овладение действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций;
умение строить логические цепи рассуждений;
умение анализировать результат своих действий;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, находить нестандартные решения ситуации.
3. Коммуникативные УУД:
находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
умение донести свою позицию до других;
умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять
сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи.
Личностные результаты освоения программы учебного занятия (модуля)
«Шахматы» отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они
должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
ориентация на моральные нормы и их выполнение;
формирование основ шахматной культуры;
формирование основ чувства прекрасного и эстетического чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
уважительное отношение к сопернику;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей.
Положительные результаты освоения программы учебного занятия (модуля)
«Шахматы»:
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной
игры.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).__
3.Содержание учебного предмета:
1 четверть (9 часов)
Элементарные понятия о шахматной игре
2 четверть (7 часов)
Тактические приемы
3 четверть (10 часов)
База технических приемов
4 четверть (9 часов)
Практическое применение полученных знаний на практике
Итого
35 часов
Базовая часть содержания программного материала
Основы знаний о игре в шахматы
Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1-4 ч в четверти с применением ИКТ), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, а также на турнирах и соревнованиях различных уровней.