СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Решение шахматных задач"-адаптированное календарно тематическое планирование

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа содержит основные направления в развити Юных шахматистов.

Просмотр содержимого документа
«"Решение шахматных задач"-адаптированное календарно тематическое планирование»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №207»


РАССМОТРЕНО УТВЕРДАЖДАЮ

На заседании методического объединения

____________________________________________

Руководитель МО ________________ Директор МБОУ СОШ №207

протокол №___ от _____ августа 2018г. ______________В.В.Вержук





Календарно-тематическое планирование

По курсу Решение шахматных задач

Для обучающихся основного общего образования (или среднего общего образования)

6 «С» класса



Составила: Драганова Е.А.














2018 г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Решение шахматных задач

__1__час в неделю

35 рабочих недель

Всего часов 35


Тема урока

Количество часов

Тип урока

Основные виды деятельности учащихся

Виды контроля

Планируемые результаты

Дата проведения

план

факт

1 четверть (9 часов)

Элементарные понятия о шахматной игре

1/1

Краткая историческая справка. Доска и фигуры. Правила определяющие порядок игры.

1

Урок открытия нового знания.

Работа на демонстрационной доске, волшебный мешочек

Текущий

Проверка знаний полученных ранее.



2/2

Шахматная нотация , сложные правила

1

Урок развивающего контроля

Создать опорный конспект по шахматной нотации, основные обозначения правила записи

Текущий

Формирование четкого представления о нотации и правильности ее оформления



3/3

Ценность фигур и пешек

1

Урок открытия нового знания.

Видео фрагмент о ценности фигур, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний о ценности фигур.



4/4

Некоторые случаи ничьей

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске

Текущий

Формирование знаний основных правил окончания партии



5/5

Упражнения на мат, мат тяжелыми фигурами

1

Урок открытия нового знания.

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирования знаний о матах тяжелыми фигурами



6/6

Как начинать партию

1

Урок рефлексии

Знаменитые начинания партий

Текущий

Формирование знаний о начале партий в шахматах



7/7

Что делать после дебюта

1

Урок открытия нового знания

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний о дебюте и игре в миттельшпиле



8/8

Использование большого материального перевеса

1

Урок открытия нового знания

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний как эффективно использовать фигуры в игре



9/9

Король и пешка против короля

1

Урок рефлексии

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний о пешечном квадрате



2 четверть (7 часов)

Тактические приемы

10/1

Тактические приемы-вилка, двойной удар.

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал, игра

Текущий

Формирование знаний о тактических уловках в игре



11/2

Тактические приемы-связка

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал, игра

Текущий

Формирование знаний о связках в шахматах , какими они бывают



12/3

Тактические приемы-открытое нападение, открытый шах

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний о открытых нападениях и шахах



13/4

Комбинации –коневые комбинации, жертва слона на h7(h2)

1

Урок рефлексии

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал, игра

Текущий

Формирование знаний что такое комбинации



14/5

Пешечные комбинации

1

Урок открытия нового знания

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний о пешечных комбинациях



15/6

Тяжело фигурные комбинации

1

Урок рефлексии

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал, игра

Текущий

Формирование знаний о тяжелых и легких фигурах в шахматах, основные маты и комбинации тяжелыми фигурами



16/7

Типичные комбинации основанные на взаимодействие фигур

1

Урок открытия нового знания

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний о основных комбинациях известных шахматистов



3 четверть (10 часов)

База технических приемов

17/1

Типичные комбинации основанные на взаимодействие фигур

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Закрепление знаний, формирования устойчивого навыка использования в игре типичных комбинаций



18/2

Комбинации на завлечение

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний на завлечение фигуры, использование и применение на практике



19/3

Комбинации на блокировку

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний на блокировку фигур соперника , использование основных правил



20/4

Комбинации на отвлечение

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний на отвлечение фигуры, использование и применение на практике



21/5

Комбинации на освобождения поля

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на освобождения поля



22/6

Комбинация на освобождения линии

1

Урок открытия нового знания

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на освобождение линии



23/7

Комбинации на перекрытие

1

Урок открытия нового знания

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на перекрытии



24/8

Комбинации на уничтожение защиты

1

Урок открытия нового знания

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на уничтожение защиты



25/9

Комбинации на захват пункта

1

Урок рефлексии

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на захват пункта



26/10

Комбинации на разрушение, комбинации с сочетанием идеи

1

Урок открытия нового знания

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Заучивание основных комбинаций, формирование базы знаний на разрушение



4 четверть (9 часов)

Практическое применение полученных знаний на практике

27/1

Шахматные задачи

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование умения решать шахматные задачи, умение применить в повседневной жизни



28/2

Ловушки, шахматные задачи

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование умения решать шахматные задачи и применять на практике ловушки, умение применить в повседневной жизни



29/3

Атака на не рокировавшего короля

1

Урок рефлексии

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирования знаний о занятии центра и развитии фигур в партии, применение атаки на не рокированного короля, база основных комбинаций



30/4

Атака на короля при односторонних рокировках

1

Урок развивающего контроля

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирования знаний о рокировке, какими они бывают и как атаковать и ломать защиту короля



31/5

Атака на короля при разносторонних рокировках

1

Урок рефлексии

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирования знаний о рокировке, какими они бывают и как атаковать и ломать защиту короля



32/6

Особенности эндшпиля, реализация лишней пешки в пешечных окончаниях

1

Урок открытия нового знания

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирования знаний о эндшпиле, квадрате пешки, исключение основных ошибок в игре



33/7

Пешечные окончания, с участием ферзи

1

Урок открытия нового знания

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний по использованию и применению ферзи и короля в эндшпиле, исключение патовых ситуаций



34/8

Элементарные ладейные и слоновые окончания

1

Урок открытия нового знания

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Формирование знаний по использованию и применению ладьи и слона в эндшпиле



35/9

Дебюты

1

Урок рефлексии

Разбор комбинаций на демонстрационной доске, раздаточный материал

Текущий

Заучивание основных дебютов, формирование базы знаний



























Игра в шахматы — не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни. Жизнь — своего рода игра в шахматы.”

Бенджамин Франклин


Пояснительная записка


Целью данного курса «Решение шахматных задач» как и физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми данного курса являются знания и навыки в области шахматной науки, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять

.

Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (ФГОС, Физическая культура под редакцией М.Я.Виленского,2013г) . Учебный предмет «Физическая культура» является обязательным в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год, на курс отведено 35 часов.

Для 6 «С» класса был создан теоретический курс «Решение шахматных задач», который способствует приобретению основных теоретических знаний и практических навыков шахматной игры, а также способствует: росту личностного, интеллектуального и социального развития ученика, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности, освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).



2.Планируемые предметные результаты.

Выпускник научится:/выпускник получит возможность научиться:

Предметные результаты освоения программы учебного занятия (модуля)

«Шахматы» характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и

закрепляются в процессе освоения учебного занятия (модуля).

В результате освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы»

обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны:

знать/понимать:

 историю возникновения и развития шахматной игры;

 чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущих шахматистов

мира;

 вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

 историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения

соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные)

качества шахматиста-спортсмена;

 историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся

шахматных деятелей России;

 использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической

деятельности.

Выпускник научится:

 объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под

боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

 распознавать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король и

правилам хода и взятия каждой фигуры;

 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без

нарушения правил шахматного кодекса

 ориентироваться на шахматной доске;

 правильно располагать шахматную доску между партнерами;

 правильно расставлять фигуры перед игрой;

 различать вертикаль, горизонталь, диагональ;

 рокировать короля, объявлять шах, ставить мат;

 ставить мат одинокому королю ладьей и королем;

 защищать свои фигуры от нападения и угроз;

 понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале

партии;

 владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчета вариантов

в практической игре;

 разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,

знать теоретические позиции;

Выпускник получит возможность научиться:

 объяснять шахматные термины: взятие на проходе; миттельшпиль, эндшпиль,

темп, оппозиция, ключевые поля;

 технике матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и

королем;

 способу «взятие на проходе»;

 играть целую шахматную партию с соперником от начала до конца с записью

своих ходов и ходов соперника.

 записывать шахматную партию;

 решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в

партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали,

открытый и двойной шахи;

 способам атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;

 владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчета вариантов

в практической игре;

 находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в 2-3 хода;

 уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

 принимать участие в шахматных соревнованиях.

 реализовывать материальное преимущество.

Метапредметные результаты освоения программы учебного занятия (модуля)

«Шахматы» характеризуют уровень сформированности следующих универсальных учебных

действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

 умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои

умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации;

 способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее

реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить

соответствующие коррективы в их выполнение.

2. Познавательные УУД:

 умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

 овладение способом структурирования шахматных знаний;

 овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной

задачи в зависимости от конкретных условий;

 овладение __________способом поиска необходимой информации;

 овладение действием моделирования, а также широким спектром логических

действий и операций;

 умение строить логические цепи рассуждений;

 умение анализировать результат своих действий;

 умение устанавливать причинно-следственные связи;

 умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, находить нестандартные решения ситуации.

3. Коммуникативные УУД:

 находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

 умение донести свою позицию до других;

 умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять

сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать

информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в

речи.

Личностные результаты освоения программы учебного занятия (модуля)

«Шахматы» отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они

должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

 ориентация на моральные нормы и их выполнение;

 формирование основ шахматной культуры;

 формирование основ чувства прекрасного и эстетического чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

 уважительное отношение к сопернику;

 приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и

сверстниками;

 умение управлять своими эмоциями;

 дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей.

Положительные результаты освоения программы учебного занятия (модуля)

«Шахматы»:

 Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,

развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,

самостоятельности.

 Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной

игры.

 Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые

упражнения, соревнования).__



3.Содержание учебного предмета:

1 четверть (9 часов)

Элементарные понятия о шахматной игре

2 четверть (7 часов)

Тактические приемы

3 четверть (10 часов)

База технических приемов

4 четверть (9 часов)

Практическое применение полученных знаний на практике



Итого

35 часов



Базовая часть содержания программного материала



Основы знаний о игре в шахматы

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1-4 ч в четверти с применением ИКТ), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, а также на турнирах и соревнованиях различных уровней.