Организационный момент. Целеполагание.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Учитель объявляет тему урока и цели обучения. Совместно с учащимися формулируются цели урока. Далее учитель озвучивает критерии оценивания, определяет «зону ближайшего развития» учащихся, ожидания к концу урока.
Повторение.
Для обеспечения глубокого усвоения учащимися новой темы учитель задает следующие вопросы для повторения:
Неравенство какого вида называется квадратным?
Назовите методы решения квадратных неравенств?
Объясните суть метода интервалов?
Как решить квадратное неравенство с помощью графика квадратичной функции?
Затем учитель предлагает учащимся выполнить несколько заданий на решение квадратных неравенств, применив различные методы их решения.
После завершения этапа повторения учащиеся совместно с учителем делают выводы.
Введение алгоритма решения систем неравенств.
Учитель объясняет учащимся, что решить систему неравенств – это значит найти значение переменной, при котором верно каждое из неравенств системы.
Затем учитель формулирует алгоритм решения систем неравенств:
1) решаем каждое неравенство системы отдельно;
2) изображаем полученные решения на числовой прямой и находим пересечение этих решений.
Эта общая часть и является решением данной системы неравенств.
После учитель задает учащимся вопрос:
Каким будет решение системы неравенств, если одно из его неравенств имеет решение
а) ∅;
б) R?
Учащиеся отвечают на вопрос, учитель дополняет их ответы и подводит итоги.
Мотивационный момент.
С целью поддержания интереса к изучаемой теме учитель объясняет учащимся значение термина система и указывает, что в повседневной практике слово «система» может употребляться в различных значениях:
теория, например, философская система Платона;
классификация, например, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
метод практической деятельности, например, система Станиславского;
способ организации мыслительной деятельности, например, система счисления;
совокупность объектов природы, например, Солнечная система;
некоторое свойство общества, например, политическая система, экономическая система и т.д.
Разбор примера решения системы неравенств.
Учитель совместно с учащимися решает систему неравенств, обращая внимание на все этапы решения.
Учащиеся задают вопросы, ведется обсуждение со всем классом.
Решение задач на составление систем неравенств.
Учитель предлагает учащимся выполнить задание на нахождение области определения функции, а также решить текстовую задачу через составление и решение систем неравенств.
После завершения работы над заданиями учащиеся совместно с учителем подводят итоги.
Работа в парах.
Учащиеся в парах выполняют задания на составление и решение системы неравенств. Учитель оказывает помощь учащимся при затруднении. Типичные ошибки учащихся разбираются совместно со всем классом. Учитель при необходимости может организовать работу у доски при этом делая акцент на оформление решения.
Задание. Решите задачу, составив систему неравенств:
На рисунке показана схема цветочной клумбы.
а) Найдите все возможные размеры клумбы, если известно, что ее площадь не более 16 м2, а ее стороны выражены целыми числами.
б) Сколько метров бордюра потребуется для того, чтобы огородить такую клумбу?
Учитель оценивает работу учащихся согласно установленным критериям, а также наблюдает за вкладом каждого ученика в ходе парной работы.
Критерии оценивания:
Учащийся
составляет квадратное неравенство по условию задачи;
составляет линейное неравенство по условию задачи;
составляет систему двух неравенств;
верно решает систему неравенств;
записывает ответ в соответствии с условием задачи.
Индивидуальная работа.
Учащимся предлагаются задания для индивидуальной работы. Учитель наблюдает за выполнением заданий учащимися, задает им вопросы, направляя на верное решение, оказывает консультативную помощь, оценивает работы учащихся по критериям, предоставляет обратную связь учащимся.
Критерии оценивания к заданию №1:
Учащийся
верно решает квадратное неравенство;
верно решает линейное неравенство;
решает систему неравенств;
правильно записывает ответ.
Критерии оценивания к заданию №2:
Учащийся
верно составляет систему неравенств;
решает систему неравенств;
правильно записывает ответ.