Лысенко Ольга Александровна
учитель биологии и химии муниципального общеобразовательного учреждения
«Александровская школа Марьинского района» г. Донецк
lisenkooo@gmail.com
Решение ситуационных задач при изучении биологии
Обучение биологии невозможно представить без решения задач. Решение задач в процессе изучения биологии всегда было одним из лучших, наиболее рациональных методов прочного усвоения и закрепления теоретического материала.
В современных условиях, когда перед учебно-воспитательным процессом ставится задача планирования результатов обучения личностных, предметных и метапредметных, требуются и качественно новые задачи.
Метапредметные результаты включают сформированные универсальные учебные действия познавательные, регулятивные и коммуникативные. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества. «Уметь учиться» значит уметь эффективно сотрудничать с учителем и с одноклассниками, уметь вести диалог, слышать, слушать, согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать собственное мнение и мнение других людей.
Но, к сожалению, решение задач остается для многих учащихся нелюбимым, непривлекательным занятием, вызывает неуверенность в своих знаниях и способностях. Для того чтобы повысить эффективность обучения биологии, способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий, необходимо целенаправленно создавать у учащихся интерес к решению ситуационных задач.
Среди технологий, методов и приёмов развития универсальных учебных действий особое место занимают учебные ситуации. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Важно, чтобы все учебные ситуации являлись прототипами реальных ситуаций, с которыми школьники могут столкнуться в повседневной жизни.
Большим дидактическим потенциалом обладают следующие ситуации:
• ситуация-проблема требует быстрого решения (с ее помощью можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация создается на основе изображений или рисунков (как правило, с использованием средств ИКТ) с целью зрительного представления самой ситуации и нахождения наиболее простого пути ее решения;
• ситуация-оценка включает описание реальной ситуации и готовое решение. Учащимся в данном случае следует оценить правильность приведенного решения, обосновав его преимущества;
• ситуация-тренинг может быть представлена в двух вариантах: 1) тренинг по описанию ситуации; 2) тренинг по решению проблемы, поставленной на примере описанной ситуации.
Приведенные учебные ситуации могут быть положены в основу создания ситуационных задач, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных.
Для создания ситуационных задач с химическим содержанием основными источниками являются: средства массовой информации, статистические материалы, научные публикации, художественная литература, ресурсы интернета.
Как правило, любая ситуационная задача состоит из описания какой-либо ситуации (реальной или вымышленной) и личностно-значимого для учащихся вопроса. При составлении ситуационных задач следует брать темы, которые привлекают внимание учащихся, вызывают познавательный интерес.
Полезно формулировать задачи в виде рассказа или сказки. Хорошо составленная ситуационная задача должна стимулировать появление у учащихся разнообразных эмоций (сочувствие, гнев, радость, удивление). Очень важно, чтобы учащимся была понятна проблема, лежащая в основе ситуационной задачи, следовательно, необходимо учитывать возрастные особенности детей.
На первом этапе учащиеся решают ситуационные задачи с подсказками учителя или используя материал конкретного параграфа учебника. Далее можно предлагать учащимся ситуационные задачи, требующие поиска информации из дополнительных внешних источников, ее анализа и переработки. Наиболее успешным школьникам можно предлагать самим составлять ситуационные задачи с биологическим содержанием.
Практика работы показывает, что предлагаемые учащимся задачи должны, прежде всего, включать интересную, познавательную информацию (производственную, научную, краеведческую, историческую и пр.)
Если обучающиеся научаться решать ситуационные задачи, находить разные способы решения задач, можно быть уверенным, что и в их будущей профессиональной деятельности всегда будет присутствовать поиск различных наиболее оптимальных и рациональных подходов к решению производственных задач.
На основе полученных данных также можно сделать вывод о том, что решение ситуационных задач способствует формированию метапредметных и личностных компетентностей учащихся, а также коммуникативных универсальных учебных действий.
Список литературы
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ МОН ДНР №325 от 17.07.2015 г.)
Жулькова, Н.В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся. Витебск, 2013. с. 52-53
Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников [электронный ресурс http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600712
Сборник ситуационных задач по химии / авт.-сост. Н.В. Жулькова. – Ульяновск, 2012 . с.65.
Спасибенко Т.П. Хочу поделиться опытом..// Химия в школе. №3, 1989. с. 102-103