СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение текстовые задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по математике 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Решение текстовые задач»



Урок математики во 2 классе по УМК «Школа России» М. И. Моро часть 1.


Тема урока: «Решение текстовых задач»


Цель: Создать условия для формирования умения конструирования плана решения задачи по нисходящему виду разбора в парах.

.

Учебно-воспитательные задачи:

образовательные:

Проконтролировать степень усвоения ЗУН, изученных и сформированных на предыдущих уроках

Продолжить формирование общеучебных умений при решении текстовых задач

Учить и научить каждого самостоятельно организовывать работу по составлению плана решения задачи репродуктивного и конструктивного уровня

Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

развивающие:
Обеспечить условия для становления школьника субъектом УД: коммуникативной, игровой, рефлексивной;

Помочь осмыслить способы выражения своего отношения к организации работы в паре;

Развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память и умение преодолевать трудности в учении.

воспитывающие:
Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной деятельности учащихся, чувства сопереживания и дружеских отношений друг к другу, использовать упражнения по ключевым компетенциям для активизации деятельности

Оборудование.   Компьютер, диск с презентацией, карточки для рефлексивного анализа, карточки с тестами.

Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, индивидуальная работа, разноуровневая работа, работа с компьютером.
Вид урока – урок - презентация

Тип урока формирование ключевых компетенций (умений и навыков)

Направление реализации компетентностного подхода - личностно-ориентированное образование

Направления деятельности для формирования компетентностного подхода: познавательная, речевая и работа с информацией, организация деятельности

Предполагаемый результат: учащиеся получают опыт практической деятельности, необходимой для саморазвития




Части – блоки урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Временная реализация

1.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Создает доверительную атмосферу

Обмениваются положительными эмоциями

2 минуты

2.

Целевая установка.

Привлекает внимание к учебному материалу и создает условия для принятия УЗ

Целеполагание и планирование

10 минуты

3.

Работа над темой урока.

Работает со Слайдами, читает текст, задания, советует, наблюдает, организует работу в парах, помогает.

Слушают, смотрят, думают, решают, проверяют, анализируют и делают выводы

20 минут

4.

Физкультминутка.

 

 

2 минуты

5.

Оценивание.

Оценивает.

Самооценка

2 минуты

6.

Рефлексия.

Организует и проводит рефлексию.

Самоанализ деятельности и результата

3 минуты

7.

Домашнее задание.

Представляет варианты заданий на дом.

Выбирает и записывает

1 минута



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

комментарии

Орг момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя к предстоящему занятию

а) приветствие

Цель: формирование элемента акта вежливости



б) определение отсутствующих Цель: воспитание гуманизма и учебной дисциплины

в) проверка готовности учащихся к уроку

Цель: формирование вкуса и эталона внешности

г) организация внимания

Цель: создать условия для психологического контакта

Слайд № 1 Стих на фоне музыки

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь всё понять

Многое хочу узнать.



- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения и успехов в работе.

Выясняет причину отсутствия






Организует проверку внешнего вида, состояние рабочего места и классного помещения к уроку.






Настрой на учебный предмет. Требование и твердое намерение без задержки перейти к уроку

Слушают







Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. Происходит эмоциональный контакт, дети обмениваются положительными эмоциями.



Доклад дежурного о посещении школы





Демонстрируют готовность к уроку и заботу о своем здоровье.







Записываю число и классная работа


Читает учитель с опорой на эмоциональный фон

Эмоциональный подъём. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся. Учитель встречается глазами с каждым ребёнком.

Создание доверительной атмосферы, снижение тревожности.

Первый ключ к сотрудничеству, выражает взаимное уважение.

 




Учитель формирует свою позицию к факту отсутствия. Порицание, если без уважительной причины. Сочувствие тем, кто болеет.




Формирование чувства собственного достоинства






Формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. Начинает закладываться характер взаимоотношений учителя и класса

МЦК Цель: привлечение внимания к учебному материалу.

Актуализация знаний

Тексты задач (задача, не задача) «Белочка и ёж собирали грибы. Белочка нашла 5 грибов. Сколько грибов нашел ёжик?

Можем решить эту задачу?

Как изменить текст.

Слайд № 2

Нет! Потому что ничего не сказано о ёжике.

доказывают с опорой на схему

Есть Условие с числами, Вопрос и взаимосвязь между ними

. Внешнеречевое действие

Учащиеся обобщают имеющиеся знания. Через практическую ситуацию заложен мотив

Учитель осуществляет контроль работы над пониманием задачи.


Принятие учебной задачи - общий способ решения задач.

Практическая задача -получение результата

Я проверила ваши работы. Настя, Снежана и Кристина получили за контрольную работу отметки. В классе двоек нет. У всех троих разные отметки. У Кристины не «3», у Насти не «3» и не «5». Какие у них отметки?

Слайд № 3


«3»

«4»

«5»

Кристина

-

-

+

Снежана

+

-

-

Настя

-

+

-


Самоконтроль на слайде

Заполняют карточки

Проверка на Слайде № 4

совершенствование словесно-логического мышления и речи.

Развивается речь, включаются в учебную ситуацию, создается готовность к усвоению знаний.

Предъявление практической задачи

«В первый день продали 12 стульев, во второй – 18. Сколько стульев продали в третий день, если всего в эти дни продано 54 стула?» « В столовой на приготовление щей и салата израсходовали 3 кочана капусты. Масса первого кочана5 кг, второго – 4 кг. Узнай массу третьего кочана, если масса всех трёх кочанов 13 кг.

Разгадайте тему урока. Прочитай буквы по увеличению звездочек

* З ***** Ч ** А *** Д **** А ******А Слайд № 5

Показать ответ карточкой


Вывод: Устно решить такие задачи трудно. Нужна поэтапная работа, т. е. нахождение общего способа решения задач.










ЗАДАЧА Слайд № 6

. С самого начала урока вовлекают школьников в УД, создают установку учащихся на активное и заинтересованное участие. В результате решения заданий определяются границы собственного знания. Создается ситуация успеха. Мы умеем работать с учителем, с «сильным» учеником, а вот сегодня ……Применение наглядных и технических средств





Формулировка и принятие УЗ.

Цель: стимулирование учащихся на постановку определенных целей


Какую проблему будете решать? (исследовать). Как будете действовать, чтобы получить результат?

Проговаривают и фиксируют в схеме учебную задачу.

Что смогу делать, решив проблему.

Цели важны потому, что ребёнок опирается на них при рефлексии. Разъяснение учащимся целей предстоящей деятельности, разработка совместно плана предстоящих действий, плана урока. Постановка целей на отдельных этапах урока


Расшифруй название темы урока


Слайд № 7


Давайте выберем правильный ответ.

Какие правила работы в парах?

Ответ. Я учусь решать текстовые задачи

- в парах;

- в группах;

- нисходяший вид работы.

Дети доказывают: знак, значит двое. Это работа в парах


У читель организует беседу с опорой на знак




Идет принятие УЗ и фиксирование её. Схема помогает удержать УЗ и ответить на вопрос самообучения: чему учиться? А учитель помогает понять способы организации общения.. Осознание ребёнком своего самоизменения.


Как мы работали на предыдущих уроках?

Давайте попробуем в парах

Зная тему и используя опорные слова ПОЗНАКОМИТЬСЯ и НАУЧИТЬСЯ, сформулируйте цель урока.

Работали под руководством учителя, под руководством «сильного» ученика.

Научиться составлять план решения задачи по нисходящему виду разбора в парах








Планирование

Цель: выработка и обсуждение плана предстоящей деятельности



Как работать? Идти к этой цели?



Контроль, оценка

решение

как

Учитель записывает

+ 1. Представляю

+ 2. Выделяю

+ 3. Лишнее

+ 4. Модель

Т 5. Планирую

Ставлю крестики на доске и букву «Т»

Слайд № 8

Работать над задачей по этапам ступеней. Дети говорят – как?

  1. Читаю задачу

  2. Выделяю смысловые части

  3. Убираю лишнее

  4. Моделирую

  5. Проговариваю план работы.

(в тетрадях моих открытий)

Дети поставили пальчик в план № 1 – это я умею. № 2 – умею. № 3 – умею и т. д. дошли до № 5 Это не умею. ТРУДНО и ставят букву «Т»

Самоконтроль и самооценка предстоящей деятельности. Выделяем параметры проверки «правильно». На оценочной линеечке кружок – это стандарт, а дети отмечают, где они находятся.

Осуществляется контроль умений планировать







ООД (ориентировочная основа деятельности)

Цель: владение принципом построения временной последовательности собственных мыслительных актов

Выбор и определение последовательности действий, ведущих к решению УЗ, необходимых для этого средств и этапов.


Чтобы спланировать продвижение к цели, на какие вопросы нам следует ответить.




Какой первый вопрос зададим, какой следующий? Что мне помогает решать проблему? Сколько времени потребуется?

Можно ли двигаться к цели по другому?

Формируются умения владеть принципом построения временной последовательности собственных мыслительных актов. (согласование общей цели, выяснение способов, распределение задания, выполнение, создание общего результата и представление)

Устный счет

Цель: совершенствовать вычислительные навыки

Арифметический диктант

Слайд № 9

Проводит сказочный герой

- разность чисел 11 и 9

- 10 увеличить на 7

- к числу 40 прибавить разность чисел 10 и 7

- из числа 80 вычесть разность чисел 16 и 6

- из числа 100 вычесть сумму чисел 16 и 4.-

Показывают карточку с ответом, а потом сверяют с контрольной карточкой слайда


Ответы:

2, 17, 53, 70, 80

Текст диктанта читается один раз (без повторов) в целях развития внимания, памяти. Использование сказочных персонажей для активизации познавательной деятельности.

Взаимообратная связь.

Цель: развитие мыслительных операций - анализ, синтез, обобщение.

Какое число лишнее?


Лишнее число 2. Оно однозначное.

Лишь мыслительная деятельность может обеспечить глубокое, всестороннее познание его.

Реализация плана

Цель: поэтапное формирование умственных действий


































































Контроль и оценка


Откроем учебник «математика» с.44 № 10

Вспомним, как работать над задачей:

1. Представляю

2. Выделяю

3. Лишнее

4. Модель

5. Планирую


Сколько всего частей?

Прочитай 1 часть

О чём говорится?

В чём оно было?


Сколько стаканов молока?

И т. д. вопрос- ответ

Этот же самый текст, но убираем все лишнее, читаем то, что подчеркнуто.


Ваши предложения




Давайте начертим



С опорой на схему сокращенного варианта работы















































Чья группа готова?

Если у всех одинаково, значит, задача решена, если нет, то выяснить как правильно.




Читают задачу самостоятельно «В кувшине 10 стаканов молока ׀, а в банке 8 стаканов. ׀За обедом выпили 5 стаканов молока. ׀Сколько стаканов молока осталось?


4 части

Читают

О молоке

В кувшине (подчеркнем одной чертой)

10 стаканов (обведем в кружок)

и т. д.


Читают


Модель графическую

ØØØØØOOOOO

OOOOOOOO


OOOOOOOOOO

OOOØØØØØ


Планирование. Смотрят в тетрадях

Зная, что









Договариваются, кто отвечает, а кто проверяет и через некоторое время меняются ролями.

1 ученик. Зная, что в кувшине было 10 стаканов молока, а в банке 8 стаканов молока, я могу узнать, сколько всего стаканов молока

действием сложения.

+




2 ученик. Я согласен.2 ученик. И зная, сколько всего было стаканов молока, и что 5 стаканов молока выпили, я могу узнать, сколько стаканов молока осталось действием вычитания

Дочертим


+


-





А это и есть основной вопрос задачи

1 ученик. Я согласен.










Дети представляют свое решение



Поэтапное формирование умственных действий учащихся по теории П. Я Гальперина



Читать выразительно и правильно, чтобы задания были понятны однозначным образом

Работают по правилам и получают общий результат.

Трудности в составлении краткой записи, т. к. нет определенного уровня развития словесно-логического мышления. А схема и рисунок помогают самостоятельно осмыслить текст задачи.


Поэтапное формирование общего способа решать задачу.







Этап внешнеречевых действий

























































Цель: формирование умения решать задачи разными способами и методами

Арифметическим методом

Форма - по действиям без пояснений

Выполняют решение задачи по действиям с опорой на схему

10 + 8 = 18 (с)

18 – 5 = 13 (с)

(10 + 8) – 5 = 13 (с)

Ответ: 13 стаканов молока осталось








Физминутка

Цель: Формирование правильной осанки и укрепление зрительного анализатора

Игра «Солнечный зайчик»

Дети встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс, спина прямая. Вместе с учителем произнося слова: «Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату. Мы похлопаем в ладоши, очень рады солнышку». Выполняют хлопки над головой. Затем учитель зеркальцем пускает «зайчики» и говорит: «Скачут побегайчики, солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут. Были тут, и нет их тут». Дети глазами следят за лучиком и на вопрос учителя: «Где зайчик?» - говорят - «Тут» и показывают рукой.

Самостоятельная работа в паре

Цель: учиться применять полученные знания; выявить, умеют ли учащиеся самостоятельно работать по теме урока.


Решим задачу другим способом.

Составьте вариант плана решения задачи в группе

1 ученик. Зная, что в кувшине 10 стаканов молока и что выпили 5 стаканов молока, можно узнать, сколько стаканов молока осталось в кувшине действием вычитания



-




2. ученик. Я согласен

2 ученик. Зная, сколько осталось в кувшине и сколько стаканов молока в банке, можно узнать, сколько всего стаканов молока осталось действием сложения


-



+





1 ученик. Я согласен. Это и есть основной вопрос задачи

Собственноумственные действия (некоторые шаги свернутые)


Формируется навык учебного делового общения. Умение слушать и слышать. Коммуникативная компетенция учащихся

Если нет результата, то провести рефлексию снова выполнить работу.



Формирование общеучебных навыков решения задач. (;4 этапа) и навыков самостоятельной УД



















Контроль на данном этапе урока

Чья группа готова?

Дети представляют своё решение

(10 – 5) + 8 = 13 (с)



Проверка решения по плану


1 ученик. Что нашли первым действием?

2 ученик. Сколько всего стаканов молока .

1 ученик. Я согласен

2 ученик. Что нашел вторым действием?

1 ученик. Сколько стаканов молока осталось.

2 ученик. Я согласен. Ответ: осталось 13 стаканов молока











Чему учились, выполняя это упражнение?

Вывод:

1. Составлять план решения задачи

2. Дружно работать в группе по правилам

3. Решать задачи разными способами и методами.

4. Учились сравнивать, анализировать, обобщать


Совершенствуется умение составлять план решения задачи, развиваются мыслительные операции. Освоение данного этапа поможет найти взаимопонимание между участниками группы.


Тестирование -

2 уровня трудности. С компьютерной поддержкой

↑ - высокий уровень

↓ - средний


Цель: получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка для проведения коррекционной работы.


Подготовит к уроку раздаточный материал тесты на слайдах

Высокий уровень:

1. В корзине 10 огурцов. 4 огурца мама взяла на салат. Сколько огурцов осталось в корзине?

Выбери схему к задаче 1, 2, или 3.

2. Какая задача подходит к этой схеме

а) Миша пойма 9 рыбок, а Коля 4 рыбки. Сколько всего рыбок поймали мальчики?

б) Миша поймал 9 рыбок, а Коля 4 рыбки. На сколько рыбок больше у Миши, чем у Коли?

3. Выбери решение задачи «На полке стояло 10 книг. Взяли 2 книги, а потом поставили 7 книг. Сколько книг стало?

а) 10 – 2 + 7 = 15

б) 10 – ( 2 + 7) = 1


Средний уровень

1.Дополни задачу так, чтобы было такое решение 10 – 3 = 7 (л)

«Кате 10 лет. На сколько лет Катя старше брата?

а) Кате 10 лет, а брату 3 года

б) Кате 10 лет, а брат на 3 года старше.

2. Среди данных чисел найди наибольшее

а) 11 б) 23 в) 22

3. Выбери число, которое состоит из 1 дес и 3 ед

а). 31 б) 13 в) 30

Самостоятельно выбирают карточку и получить распечатку заготовки на листе бумаги для дальнейшей работы.


Высокий уровень.

Ответы:

  1. Схема № 2

  2. Задача № 1

  3. Решение «а»



Средний уровень

Ответы:

1. а ) 2. б) 3. б)

Внутриречевые действия в дифференцированном подходе.

Диагностика научит детей понимать себя и корректировать с большой экономией времени.

Что расширяет возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.


1. Связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику выполнять его целостную структуру


2. Формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, также умений самоконтроля и самооценки

3. Направлена на развитие памяти, внимания, мышления

4. Позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить уровень развития личностных качеств детей




Чему учились, выполняя это упражнение?

Вывод

Определили свои знания и незнания по пройденному материалу

для дальнейшее коррекции


Работа с учебником


Цель: создать условия для понимания каждым ребёнком правила, осознание способа и умения применять его.


Найди упр № 8 с. 44

Рассмотри первый столбик и

разгадай правило, по которому он составлен

Как организовать выполнение работы?



А чему будем учиться, заполняя его?




Давайте выясним, что будем проверять (выполнение контроля) Основание для контроля – проверьте работу друг у друга



Находят нужный номер в книге.

Рассказывают по очереди друг другу разгаданное правило. Учимся определять правило, по которому составлен столбик.

Выполняют «Цепочкой» у доски первый столбик

Учимся применять это правило.

Выделение главного, осознание цели упражнения.

Второй столбик самостоятельно


Проверим для каждого ли столбика выполнено правило

Взаимопроверка и оценивание

Получают роль «исследователей» и открывают для себя знания. Процесс учения носит частично-поисковый и творческий характер обучения.

Учащиеся не боятся проявить инициативу в рассуждениях и доказательствах, чтобы выбрать образец правильного алгоритма.

Формируются умения ориентирование на требование взрослого и ориентирование в учебнике. Наблюдение и понимание каждым ребенком правила, осознание способа и умения применять его.

Межпредметная связь: речевая, читательская и учебной деятельности, процессы их формирования взаимосвязаны.


умение сформулировать свои мысли понятны для другого ученика

Контроль

Цель: выявить соответствуют ли действия целям урока

Расскажите друг другу об изученной теме:

- что вызвало трудности в работе?

- что помогало их преодолевать?

- за какой помощью обратишься к товарищу, к учителю?


Задание на пооперационный контроль. Ученики выполнили действия так…….. Выбери правильную графическую модель и решение. Сравни с образцом


Беседа в парах и предъявление ответов классу.







Задача «Было 12 кроликов: 8 чёрные, а остальные белые. Сколько было белых кроликов?


1). OOOOØØØØØØØØ

2). ∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆ 


12 + 8 = 20 (к)

12 – 8 = 4 (к)














Оценка

Цель: стимулирование самооценки продвижения в УД

Рефлексивное оценивание

-Чему научился?

- На сколько продвинулся к цели?

Задания на прогностическую оценку: какой этап работы над задачей ты можешь выполнить сразу?

Дети отмечают свое продвижение к цели на оценочной линеечке

Формирование самооценки. Потом учитель организует обсуждение с классом общих критериев оценки и причин возможных расхождений (но не называть имен). Индивидуальные беседы с детьми, оценки которых не совпали с учительской.

Рефлексия

Цель: создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности

Рефлексия настроения

Показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.

Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.


Формирование рефлексивного анализа

Понять про урок с точки зрения системы как она реализуется целями

Увидеть ученику как он работал на уроке по сравнению с другими учениками.

Приемы: создание ситуации успеха, подбадривающие обращения учителя, указание учащимся на удачные моменты их деятельности. Самооценка, рефлексия, прием открытого конца урока.

Итог

Цель: подвести итог работы

- Какую цель мы ставили сегодня на уроке, достигли ли мы ее?

Чему научился на уроке?

Нужны ли нам эти знания?

Кто испытывал трудности в работе?

Кто с удовольствием бы продолжил урок?


Я училась составлять план решения задачи в паре



Принимает участие в работе класса. Делает выводы о достижении цели урока и на оценочной линеечке отмечает о продвижении к цели. Чем я смог помочь группе и чем группа помогла мне?


Освоение данного учебного элемента поможет увидеть главное на уроке, научиться умению четко формулировать свои мысли.

Самооценка и коррекция своей деятельности стимулирует мотивацию учения.

Д/З Цель: создание непрерывного процесса получения знаний и формирование умений и навыков

Сообщает домашнее задание, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость

Дифференцированное


«стандарт» с. 44 № 7

«хорошо» с. 44 №7 и № 11

«отлично» с. 44 № 7, № 11 и задание на смекалку

Кому трудно, можно не делать


Получив инструктаж, каждый для себя выбирает и записывает

Развивает чувство ответственности, памяти и автоматизирует навыки, повышает прочность и применимость знаний и умений.







Это психологический приём. Дети наоборот всё сделают





17