.
Проконтролировать степень усвоения ЗУН, изученных и сформированных на предыдущих уроках
Учить и научить каждого самостоятельно организовывать работу по составлению плана решения задачи репродуктивного и конструктивного уровня
Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Помочь осмыслить способы выражения своего отношения к организации работы в паре;
Развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память и умение преодолевать трудности в учении.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | комментарии |
Орг момент Цель: создание положительного эмоционального настроя к предстоящему занятию а) приветствие Цель: формирование элемента акта вежливости б) определение отсутствующих Цель: воспитание гуманизма и учебной дисциплины в) проверка готовности учащихся к уроку Цель: формирование вкуса и эталона внешности г) организация внимания Цель: создать условия для психологического контакта | Слайд № 1 Стих на фоне музыки Начинается урок Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь всё понять Многое хочу узнать. - Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения и успехов в работе. Выясняет причину отсутствия Организует проверку внешнего вида, состояние рабочего места и классного помещения к уроку. Настрой на учебный предмет. Требование и твердое намерение без задержки перейти к уроку | Слушают Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. Происходит эмоциональный контакт, дети обмениваются положительными эмоциями. Доклад дежурного о посещении школы Демонстрируют готовность к уроку и заботу о своем здоровье. Записываю число и классная работа | Читает учитель с опорой на эмоциональный фон Эмоциональный подъём. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся. Учитель встречается глазами с каждым ребёнком. Создание доверительной атмосферы, снижение тревожности. Первый ключ к сотрудничеству, выражает взаимное уважение. Учитель формирует свою позицию к факту отсутствия. Порицание, если без уважительной причины. Сочувствие тем, кто болеет. Формирование чувства собственного достоинства Формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. Начинает закладываться характер взаимоотношений учителя и класса |
МЦК Цель: привлечение внимания к учебному материалу. Актуализация знаний | Тексты задач (задача, не задача) «Белочка и ёж собирали грибы. Белочка нашла 5 грибов. Сколько грибов нашел ёжик? Можем решить эту задачу? Как изменить текст. | Слайд № 2 Нет! Потому что ничего не сказано о ёжике. доказывают с опорой на схему Есть Условие с числами, Вопрос и взаимосвязь между ними | . Внешнеречевое действие Учащиеся обобщают имеющиеся знания. Через практическую ситуацию заложен мотив Учитель осуществляет контроль работы над пониманием задачи. |
Принятие учебной задачи - общий способ решения задач. Практическая задача -получение результата | Я проверила ваши работы. Настя, Снежана и Кристина получили за контрольную работу отметки. В классе двоек нет. У всех троих разные отметки. У Кристины не «3», у Насти не «3» и не «5». Какие у них отметки? Слайд № 3 | | «3» | «4» | «5» | Кристина | - | - | + | Снежана | + | - | - | Настя | - | + | - | Самоконтроль на слайде | Заполняют карточки Проверка на Слайде № 4 совершенствование словесно-логического мышления и речи. Развивается речь, включаются в учебную ситуацию, создается готовность к усвоению знаний. |
Предъявление практической задачи | «В первый день продали 12 стульев, во второй – 18. Сколько стульев продали в третий день, если всего в эти дни продано 54 стула?» « В столовой на приготовление щей и салата израсходовали 3 кочана капусты. Масса первого кочана5 кг, второго – 4 кг. Узнай массу третьего кочана, если масса всех трёх кочанов 13 кг. Разгадайте тему урока. Прочитай буквы по увеличению звездочек * З ***** Ч ** А *** Д **** А ******А Слайд № 5 | Показать ответ карточкой Вывод: Устно решить такие задачи трудно. Нужна поэтапная работа, т. е. нахождение общего способа решения задач. ЗАДАЧА Слайд № 6 | . С самого начала урока вовлекают школьников в УД, создают установку учащихся на активное и заинтересованное участие. В результате решения заданий определяются границы собственного знания. Создается ситуация успеха. Мы умеем работать с учителем, с «сильным» учеником, а вот сегодня ……Применение наглядных и технических средств |
Формулировка и принятие УЗ. Цель: стимулирование учащихся на постановку определенных целей | Какую проблему будете решать? (исследовать). Как будете действовать, чтобы получить результат? | Проговаривают и фиксируют в схеме учебную задачу. Что смогу делать, решив проблему. | Цели важны потому, что ребёнок опирается на них при рефлексии. Разъяснение учащимся целей предстоящей деятельности, разработка совместно плана предстоящих действий, плана урока. Постановка целей на отдельных этапах урока |
| Расшифруй название темы урока Слайд № 7 Давайте выберем правильный ответ. Какие правила работы в парах? | Ответ. Я учусь решать текстовые задачи - в парах; - в группах; - нисходяший вид работы. Дети доказывают: знак, значит двое. Это работа в парах | У читель организует беседу с опорой на знак Идет принятие УЗ и фиксирование её. Схема помогает удержать УЗ и ответить на вопрос самообучения: чему учиться? А учитель помогает понять способы организации общения.. Осознание ребёнком своего самоизменения. |
| Как мы работали на предыдущих уроках? Давайте попробуем в парах Зная тему и используя опорные слова ПОЗНАКОМИТЬСЯ и НАУЧИТЬСЯ, сформулируйте цель урока. | Работали под руководством учителя, под руководством «сильного» ученика. Научиться составлять план решения задачи по нисходящему виду разбора в парах | |
Планирование Цель: выработка и обсуждение плана предстоящей деятельности | Как работать? Идти к этой цели? Контроль, оценка решение как Учитель записывает + 1. Представляю + 2. Выделяю + 3. Лишнее + 4. Модель Т 5. Планирую Ставлю крестики на доске и букву «Т» Слайд № 8 | Работать над задачей по этапам ступеней. Дети говорят – как? Читаю задачу Выделяю смысловые части Убираю лишнее Моделирую Проговариваю план работы. (в тетрадях моих открытий) Дети поставили пальчик в план № 1 – это я умею. № 2 – умею. № 3 – умею и т. д. дошли до № 5 Это не умею. ТРУДНО и ставят букву «Т» | Самоконтроль и самооценка предстоящей деятельности. Выделяем параметры проверки «правильно». На оценочной линеечке кружок – это стандарт, а дети отмечают, где они находятся. Осуществляется контроль умений планировать |
ООД (ориентировочная основа деятельности) Цель: владение принципом построения временной последовательности собственных мыслительных актов | Выбор и определение последовательности действий, ведущих к решению УЗ, необходимых для этого средств и этапов. Чтобы спланировать продвижение к цели, на какие вопросы нам следует ответить. | Какой первый вопрос зададим, какой следующий? Что мне помогает решать проблему? Сколько времени потребуется? Можно ли двигаться к цели по другому? | Формируются умения владеть принципом построения временной последовательности собственных мыслительных актов. (согласование общей цели, выяснение способов, распределение задания, выполнение, создание общего результата и представление) |
Устный счет Цель: совершенствовать вычислительные навыки | Арифметический диктант Слайд № 9 Проводит сказочный герой - разность чисел 11 и 9 - 10 увеличить на 7 - к числу 40 прибавить разность чисел 10 и 7 - из числа 80 вычесть разность чисел 16 и 6 - из числа 100 вычесть сумму чисел 16 и 4.- | Показывают карточку с ответом, а потом сверяют с контрольной карточкой слайда Ответы: 2, 17, 53, 70, 80 | Текст диктанта читается один раз (без повторов) в целях развития внимания, памяти. Использование сказочных персонажей для активизации познавательной деятельности. Взаимообратная связь. |
Цель: развитие мыслительных операций - анализ, синтез, обобщение. | Какое число лишнее? | Лишнее число 2. Оно однозначное. | Лишь мыслительная деятельность может обеспечить глубокое, всестороннее познание его. |
Реализация плана Цель: поэтапное формирование умственных действий Контроль и оценка | Откроем учебник «математика» с.44 № 10 Вспомним, как работать над задачей: 1. Представляю 2. Выделяю 3. Лишнее 4. Модель 5. Планирую Сколько всего частей? Прочитай 1 часть О чём говорится? В чём оно было? Сколько стаканов молока? И т. д. вопрос- ответ Этот же самый текст, но убираем все лишнее, читаем то, что подчеркнуто. Ваши предложения Давайте начертим С опорой на схему сокращенного варианта работы Чья группа готова? Если у всех одинаково, значит, задача решена, если нет, то выяснить как правильно. | Читают задачу самостоятельно «В кувшине 10 стаканов молока ׀, а в банке 8 стаканов. ׀За обедом выпили 5 стаканов молока. ׀Сколько стаканов молока осталось? 4 части Читают О молоке В кувшине (подчеркнем одной чертой) 10 стаканов (обведем в кружок) и т. д. Читают Модель графическую ØØØØØOOOOO OOOOOOOO OOOOOOOOOO OOOØØØØØ Планирование. Смотрят в тетрадях Зная, что Договариваются, кто отвечает, а кто проверяет и через некоторое время меняются ролями. 1 ученик. Зная, что в кувшине было 10 стаканов молока, а в банке 8 стаканов молока, я могу узнать, сколько всего стаканов молока действием сложения. + 2 ученик. Я согласен.2 ученик. И зная, сколько всего было стаканов молока, и что 5 стаканов молока выпили, я могу узнать, сколько стаканов молока осталось действием вычитания Дочертим + - А это и есть основной вопрос задачи 1 ученик. Я согласен. Дети представляют свое решение | Поэтапное формирование умственных действий учащихся по теории П. Я Гальперина Читать выразительно и правильно, чтобы задания были понятны однозначным образом Работают по правилам и получают общий результат. Трудности в составлении краткой записи, т. к. нет определенного уровня развития словесно-логического мышления. А схема и рисунок помогают самостоятельно осмыслить текст задачи. Поэтапное формирование общего способа решать задачу. Этап внешнеречевых действий |
Цель: формирование умения решать задачи разными способами и методами | Арифметическим методом Форма - по действиям без пояснений | Выполняют решение задачи по действиям с опорой на схему 10 + 8 = 18 (с) 18 – 5 = 13 (с) (10 + 8) – 5 = 13 (с) Ответ: 13 стаканов молока осталось | |
Физминутка Цель: Формирование правильной осанки и укрепление зрительного анализатора | Игра «Солнечный зайчик» Дети встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс, спина прямая. Вместе с учителем произнося слова: «Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату. Мы похлопаем в ладоши, очень рады солнышку». Выполняют хлопки над головой. Затем учитель зеркальцем пускает «зайчики» и говорит: «Скачут побегайчики, солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут. Были тут, и нет их тут». Дети глазами следят за лучиком и на вопрос учителя: «Где зайчик?» - говорят - «Тут» и показывают рукой. |
Самостоятельная работа в паре Цель: учиться применять полученные знания; выявить, умеют ли учащиеся самостоятельно работать по теме урока. | Решим задачу другим способом. Составьте вариант плана решения задачи в группе | 1 ученик. Зная, что в кувшине 10 стаканов молока и что выпили 5 стаканов молока, можно узнать, сколько стаканов молока осталось в кувшине действием вычитания - 2. ученик. Я согласен 2 ученик. Зная, сколько осталось в кувшине и сколько стаканов молока в банке, можно узнать, сколько всего стаканов молока осталось действием сложения - + 1 ученик. Я согласен. Это и есть основной вопрос задачи | Собственноумственные действия (некоторые шаги свернутые) Формируется навык учебного делового общения. Умение слушать и слышать. Коммуникативная компетенция учащихся Если нет результата, то провести рефлексию снова выполнить работу. Формирование общеучебных навыков решения задач. (;4 этапа) и навыков самостоятельной УД |
Контроль на данном этапе урока | Чья группа готова? | Дети представляют своё решение (10 – 5) + 8 = 13 (с) | |
| Проверка решения по плану | 1 ученик. Что нашли первым действием? 2 ученик. Сколько всего стаканов молока . 1 ученик. Я согласен 2 ученик. Что нашел вторым действием? 1 ученик. Сколько стаканов молока осталось. 2 ученик. Я согласен. Ответ: осталось 13 стаканов молока | |
| Чему учились, выполняя это упражнение? | Вывод: 1. Составлять план решения задачи 2. Дружно работать в группе по правилам 3. Решать задачи разными способами и методами. 4. Учились сравнивать, анализировать, обобщать | Совершенствуется умение составлять план решения задачи, развиваются мыслительные операции. Освоение данного этапа поможет найти взаимопонимание между участниками группы. |
Тестирование - 2 уровня трудности. С компьютерной поддержкой ↑ - высокий уровень ↓ - средний Цель: получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка для проведения коррекционной работы. | Подготовит к уроку раздаточный материал тесты на слайдах Высокий уровень: 1. В корзине 10 огурцов. 4 огурца мама взяла на салат. Сколько огурцов осталось в корзине? Выбери схему к задаче 1, 2, или 3. 2. Какая задача подходит к этой схеме а) Миша пойма 9 рыбок, а Коля 4 рыбки. Сколько всего рыбок поймали мальчики? б) Миша поймал 9 рыбок, а Коля 4 рыбки. На сколько рыбок больше у Миши, чем у Коли? 3. Выбери решение задачи «На полке стояло 10 книг. Взяли 2 книги, а потом поставили 7 книг. Сколько книг стало? а) 10 – 2 + 7 = 15 б) 10 – ( 2 + 7) = 1 Средний уровень 1.Дополни задачу так, чтобы было такое решение 10 – 3 = 7 (л) «Кате 10 лет. На сколько лет Катя старше брата? а) Кате 10 лет, а брату 3 года б) Кате 10 лет, а брат на 3 года старше. 2. Среди данных чисел найди наибольшее а) 11 б) 23 в) 22 3. Выбери число, которое состоит из 1 дес и 3 ед а). 31 б) 13 в) 30 | Самостоятельно выбирают карточку и получить распечатку заготовки на листе бумаги для дальнейшей работы. Высокий уровень. Ответы: Схема № 2 Задача № 1 Решение «а» Средний уровень Ответы: 1. а ) 2. б) 3. б) | Внутриречевые действия в дифференцированном подходе. Диагностика научит детей понимать себя и корректировать с большой экономией времени. Что расширяет возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. 1. Связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику выполнять его целостную структуру 2. Формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, также умений самоконтроля и самооценки 3. Направлена на развитие памяти, внимания, мышления 4. Позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить уровень развития личностных качеств детей |
| Чему учились, выполняя это упражнение? | Вывод Определили свои знания и незнания по пройденному материалу для дальнейшее коррекции | |
Работа с учебником Цель: создать условия для понимания каждым ребёнком правила, осознание способа и умения применять его. | Найди упр № 8 с. 44 Рассмотри первый столбик и разгадай правило, по которому он составлен Как организовать выполнение работы? А чему будем учиться, заполняя его? Давайте выясним, что будем проверять (выполнение контроля) Основание для контроля – проверьте работу друг у друга | Находят нужный номер в книге. Рассказывают по очереди друг другу разгаданное правило. Учимся определять правило, по которому составлен столбик. Выполняют «Цепочкой» у доски первый столбик Учимся применять это правило. Выделение главного, осознание цели упражнения. Второй столбик самостоятельно Проверим для каждого ли столбика выполнено правило Взаимопроверка и оценивание | Получают роль «исследователей» и открывают для себя знания. Процесс учения носит частично-поисковый и творческий характер обучения. Учащиеся не боятся проявить инициативу в рассуждениях и доказательствах, чтобы выбрать образец правильного алгоритма. Формируются умения ориентирование на требование взрослого и ориентирование в учебнике. Наблюдение и понимание каждым ребенком правила, осознание способа и умения применять его. Межпредметная связь: речевая, читательская и учебной деятельности, процессы их формирования взаимосвязаны. умение сформулировать свои мысли понятны для другого ученика |
Контроль Цель: выявить соответствуют ли действия целям урока | Расскажите друг другу об изученной теме: - что вызвало трудности в работе? - что помогало их преодолевать? - за какой помощью обратишься к товарищу, к учителю? Задание на пооперационный контроль. Ученики выполнили действия так…….. Выбери правильную графическую модель и решение. Сравни с образцом | Беседа в парах и предъявление ответов классу. Задача «Было 12 кроликов: 8 чёрные, а остальные белые. Сколько было белых кроликов? 1). OOOOØØØØØØØØ 2). ∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆∆ 12 + 8 = 20 (к) 12 – 8 = 4 (к) | |
Оценка Цель: стимулирование самооценки продвижения в УД | Рефлексивное оценивание -Чему научился? - На сколько продвинулся к цели? Задания на прогностическую оценку: какой этап работы над задачей ты можешь выполнить сразу? | Дети отмечают свое продвижение к цели на оценочной линеечке | Формирование самооценки. Потом учитель организует обсуждение с классом общих критериев оценки и причин возможных расхождений (но не называть имен). Индивидуальные беседы с детьми, оценки которых не совпали с учительской. |
Рефлексия Цель: создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности | Рефлексия настроения Показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. | Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики. | Формирование рефлексивного анализа Понять про урок с точки зрения системы как она реализуется целями Увидеть ученику как он работал на уроке по сравнению с другими учениками. Приемы: создание ситуации успеха, подбадривающие обращения учителя, указание учащимся на удачные моменты их деятельности. Самооценка, рефлексия, прием открытого конца урока. |
Итог Цель: подвести итог работы | - Какую цель мы ставили сегодня на уроке, достигли ли мы ее? Чему научился на уроке? Нужны ли нам эти знания? Кто испытывал трудности в работе? Кто с удовольствием бы продолжил урок? | Я училась составлять план решения задачи в паре Принимает участие в работе класса. Делает выводы о достижении цели урока и на оценочной линеечке отмечает о продвижении к цели. Чем я смог помочь группе и чем группа помогла мне? | Освоение данного учебного элемента поможет увидеть главное на уроке, научиться умению четко формулировать свои мысли. Самооценка и коррекция своей деятельности стимулирует мотивацию учения. |
Д/З Цель: создание непрерывного процесса получения знаний и формирование умений и навыков | Сообщает домашнее задание, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость Дифференцированное «стандарт» с. 44 № 7 «хорошо» с. 44 №7 и № 11 «отлично» с. 44 № 7, № 11 и задание на смекалку Кому трудно, можно не делать | Получив инструктаж, каждый для себя выбирает и записывает | Развивает чувство ответственности, памяти и автоматизирует навыки, повышает прочность и применимость знаний и умений. Это психологический приём. Дети наоборот всё сделают |