Тема: Решение уравнений
Класс: 6
Цели:
Повторить действия с рациональными числами, решение уравнений на нахождение неизвестного с помощью алгоритма решения уравнений.
Способствовать развитию внимания логического мышления, памяти, проверить степень усвоения учащимися материала, обобщить и систематизировать знания по изученной теме.
Развивать математическое мышление, культуру вычисления, эрудицию, математическую речь.
1. Организационный момент
2. Подготовительный этап:
“Заполни квадрат” (упражнение на развитие памяти, внимания и мышления).
Посмотрите на табличку 10 секунд, запомните, что записано в клетках квадрата.
(Изображение убрать).
Теперь запишите, то, что запомнили в клетки своего квадрата, который лежит перед каждым из вас.
Проверяем. А сейчас составим из этих букв слово и узнаем, что сегодня будем решать. (Это слово “уравнение”.)
3. Историческая справка(выступают ученики)
Где зародилось искусство решать уравнения?
Математика как искусство решать уравнения зародились очень давно в связи с потребностью практики, в результате поиска общих приёмов решения однотипных задач. Самые ранние дошедшие до нас рукописи свидетельствуют о том, что в Древнем Вавилоне и Древнем Египте были известны приёмы решения линейных уравнений.
Кто ввел в математику знак равенства?
Знак равенства ввел в 1556 году английский математик Рекорд, который объяснил это так, что ничто не может быть более равным, чем два параллельных отрезка.
Какой древнегреческий математик много сделал в области решения уравнений?
Эвари́ст Галуа́ (— выдающийся французский математик. За 20 лет жизни и 4 года увлечения математикой Галуа успел сделать открытия, ставящие его на уровень крупнейших математиков 19 века. Решая задачи по теории алгебраических уравнений, он заложил основы современной алгебры
Гениальный французский математик и революционер, создавший основы общей теории уравнений?
Нильс Хенрик Абель (1802 – 1829) внес важный вклад в теорию уравнений. В 1824 году он опубликовал доказательство неразрешимости в радикалах общего буквенного выражения пятой степени. «Абель оставил математикам столь богатое наследие, что им будет чем заниматься в ближайшие 150 лет» (Шарль Эрмит).
Кто является создателем современной буквенной символики?
Франсуа́ Вие́т— выдающийся французский математик, один из основоположников алгебры. Ввел буквенные обозначения и математические знаки сложения, вычитания, умножения и деления.
Вывод
Мы заглянули в историю возникновения уравнений. Мы узнали, что искусство решать уравнения, зародилась у вавилонян, у которых было для него специальное название, перешедшее в арабский язык. Узнали, что уравнения - это язык математики. «Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический», - писал великий Ньютон
Решение уравнений :
2х + 3 = х – 6 z + 4 – 3 = 2z 5 – 3y = 4 – 2y
2х – х = - 6 – 3 z – 2z = - 1 -3y + 2y = 4 – 5
х = - 9 z = 1 y = 1
7 – 3x = 4x – 9 6a – 1 = 3a + 7 10y – 3 = 5 + 3y
- 3x – 4x = - 9 - 7 6a – 3a = 7 + 1 10y – 3y = 5 + 3
(Выступают ученики)
Основные свойства С алгебраическими выражениями, входящими в уравнения, можно выполнять операции, которые не меняют его корней, в частности:
В любой части уравнения можно раскрыть скобки.
В любой части уравнения можно привести подобные слагаемые.
Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, заменив его знак на противоположный.
К обеим частям уравнения можно прибавить одно и то же выражение.
Из обеих частей уравнения можно вычесть одно и то же выражение.
Обе части уравнения можно умножать или делить на одно и то же число, отличное от нуля.
Правила, применяемые при решении уравнений
П1 Слагаемые можно переносить из одной части в другую, меняя знак на противоположный
П2 Обе части уравнения можно разделить или умножить на одно и то же число, не равное нулю
П3 Нахождение неизвестного множителя аx = b
П4 Приведение подобных слагаемых
П5 Основное свойство пропорции
5. Актуализация знаний и умений учащихся
Цифровой диктант: 1 – да, 0 - нет
1)Все уравнения имеют корни.
2)Решить уравнение - значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.
3) Число -2 является корнем уравнения 5 – х = 7.
4) Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое.
5)Уравнение-это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти
Ответ: 01101
6. Индивидуальная работа
1. - 18
2 . - 2
3. 16
4 . - 7
5 . 1,25
6. 1
7. Физминутка
РАЗ-МЫ ВСТАЛИ
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
8. Работа в парах. Тест с выбором ответа
1 вариант.
1. 2х = 80;
а) 20; в) -20; с) 40; д) -40.
2. -7 + 8а = 9;
а) 4; в) -4; с) - 2; д) 2.
3. 10х + 4х = 140;
а) 14; в) 10; с) -12; д) 7.
4. 4х - 3 = х - 9;
а) 9; в) -4; с) -2; д) 4.
5. 7х-1+3х = 24;
а) 10; в) 25; с) 6; д) 2,5.
6. –(5х-20) = -10;
а) 6; в) -6; с) 4; д) 10.
Фамилия ученика | |
Вариант | |
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ответ | | | | | | |
2 вариант.
1. 5х = 40.
а) 8; в) 1; с) -8; д) 10.
2. -10+3а = 20;
а) 10; в) -10; с) 5; д) 20.
3. 11у+7у = 18;
а) -1; в) -2; с) 9; д) 1.
4. 2(х-3) = х+6;
а) 2 ; в) -2; с) 0; д) 10.
5. 7х+2х-7 = 20;
а) -3; в) 4; с) 3; д) 2.
6. –(10у-5) = 45;
а) 5; а) -3; с) 3; д) -5.
Фамилия ученика | |
Вариант | |
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ответ | | | | | | |
Ответы
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вариант 1 | С | Д | В | С | Д | А |
Вариант 2 | А | А | Д | С | С | Д |
9. Самостоятельная работа ( Разноуровневые задания)
1 вариант | 2 вариант |
На оценку «3» |
3х – 3 = 12 | 5х – 21 = 4 |
На оценку «4» |
2(2 - х) = 4(х – 2) | 6(х+5) = 5(4+х) |
На оценку «5» |
| |
Ответы: 1 - (5; 2; 1,2), 2 - (5; -10; 0,4)
10. Домашнее задание. Повторить свойство решения уравнений,уравнения по карточке
11. Рефлексия. (учащиеся на стикерах пишут пожелания учителю и делятся впечатлениями о пройденном уроке )
12. Подведение итогов. Оценивание.
1 вариант. 1. 2х = 80; а) 20; в) -20; с) 40; д) -40. 2. -7 + 8а = 9; а) 4; в) -4; с) - 2; д) 2. 3. 10х + 4х = 140; а) 14; в) 10; с) -12; д) 7. 4. 4х - 3 = х - 9; а) 9; в) -4; с) -2; д) 4. 5. 7х-1+3х = 24; а) 10; в) 25; с) 6; д) 2,5. 6. –(5х-20) = -10; а) 6; в) -6; с) 4; д) 10. | 1 вариант. 1. 2х = 80; а) 20; в) -20; с) 40; д) -40. 2. -7 + 8а = 9; а) 4; в) -4; с) - 2; д) 2. 3. 10х + 4х = 140; а) 14; в) 10; с) -12; д) 7. 4. 4х - 3 = х - 9; а) 9; в) -4; с) -2; д) 4. 5. 7х-1+3х = 24; а) 10; в) 25; с) 6; д) 2,5. 6. –(5х-20) = -10; а) 6; в) -6; с) 4; д) 10. |