СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение всех типов заданий 27 в ЕГЭ по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал позволяетпознакомиться с  решением всех типов заданий 27 ЕГЭ по биологии (биосинтез белка, циклы растений, Харди-Вайнберга )

Просмотр содержимого документа
«Решение всех типов заданий 27 в ЕГЭ по биологии.»

Решение заданий второй части КИМов ЕГЭ по биологии.

Решение заданий второй части КИМов ЕГЭ по биологии.

1. Какой хромосомный набор характерен для гамет (яйцеклетки и сперматозоидов) и спор хвоща полевого? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются. 2. Какой хромосомный набор характерен для клеток взрослого растения и споры сфагнума? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются. 3. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1. Какой хромосомный набор характерен для гамет (яйцеклетки и сперматозоидов) и спор хвоща полевого? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

2. Какой хромосомный набор характерен для клеток взрослого растения и споры сфагнума? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

3. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1. 1) В гаметах хвоща полевого гаплоидный набор хромосом - n  2) В спорах хвоща полевого гаплоидный набор хромосом - n  3) Гаметы (n) образуются из гаметофита (n) путем митоза  4) Споры (n) образуются из клеток спорангия (2n) путем мейоза 2. 1) Хромосомный набор клеток взрослого растения сфагнума - гаплоидный (n), в цикле развития мхов господствует гаметофит (n) 2) Хромосомный набор споры - гаплоидный (n) 3) Взрослое растение образуется путем митотического деления гаплоидной споры (n) 4) Спора образуется путем деления мейозом диплоидных материнских клеток спорангия (2n) 3. 1) Набор вегетативной и генеративной клеток пыльцы гаплоидный - n 2) Вегетативная и генеративная клетки образуются путем митоза при прорастании гаплоидной споры (n) 3) Хромосомный набор спермиев гаплоидный - n 4) Спермии образуются из генеративной клетки (n) путем митоза

1. 1) В гаметах хвоща полевого гаплоидный набор хромосом - n 2) В спорах хвоща полевого гаплоидный набор хромосом - n 3) Гаметы (n) образуются из гаметофита (n) путем митоза 4) Споры (n) образуются из клеток спорангия (2n) путем мейоза

2. 1) Хромосомный набор клеток взрослого растения сфагнума - гаплоидный (n), в цикле развития мхов господствует гаметофит (n)

2) Хромосомный набор споры - гаплоидный (n)

3) Взрослое растение образуется путем митотического деления гаплоидной споры (n)

4) Спора образуется путем деления мейозом диплоидных материнских клеток спорангия (2n)

3. 1) Набор вегетативной и генеративной клеток пыльцы гаплоидный - n

2) Вегетативная и генеративная клетки образуются путем митоза при прорастании гаплоидной споры (n)

3) Хромосомный набор спермиев гаплоидный - n

4) Спермии образуются из генеративной клетки (n) путем митоза

Решение заданий второй части КИМов ЕГЭ по биологии.

Решение заданий второй части КИМов ЕГЭ по биологии.

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня перед началом митоза и в анафазе митоза. Поясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом. 1) Перед началом деления хромосомный набор соматических клеток пшеницы - 2n4c - 28 хромосом 56 молекул ДНК 2) В синтетическом периоде интерфазы происходит удвоение ДНК (репликация), вследствие чего к началу митоза каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид - молекул ДНК 3) В анафазе митоза набор клетки - 4n4c - 56 хромосом 56 молекул ДНК 4) В анафазе митоза двухроматидные хромосомы распадаются на отдельные хроматиды (дочерние хромосомы), в результате чего общее число хромосом увеличивается в два раза и становится 56

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня перед началом митоза и в анафазе митоза. Поясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

1) Перед началом деления хромосомный набор соматических клеток пшеницы - 2n4c - 28 хромосом 56 молекул ДНК

2) В синтетическом периоде интерфазы происходит удвоение ДНК (репликация), вследствие чего к началу митоза каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид - молекул ДНК

3) В анафазе митоза набор клетки - 4n4c - 56 хромосом 56 молекул ДНК

4) В анафазе митоза двухроматидные хромосомы распадаются на отдельные хроматиды (дочерние хромосомы), в результате чего общее число хромосом увеличивается в два раза и становится 56

Общая масса всех молекул ДНК в хромосомах растения в пресинтетический период интерфазы одной соматической клетки составляет около 6 * 10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах клеток в конце телофазы мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты.

1) В телофазе мейоза I набор каждой из двух образующихся клеток - n2c - масса молекул ДНК равна 12 × 10-9 мг / 2 = 6 × 10-9 мг

2) В синтетическом периоде интерфазы количество ДНК удваивается, набор клетки вступающей в мейоз - 2n4c, то есть она содержит 12 × 10-9 мг ДНК; мейоз I - редукционное деление, в анафазе мейоза I биваленты распадаются на двухроматидные хромосомы, поэтому к концу мейоза I число хромосом и молекул ДНК становится в два раза меньше, набор каждой из двух образующихся клеток - n2c, то есть масса ДНК в каждой 6 × 10-9 мг

3) В телофазе мейоза II набор клетки - nc, масса всех молекул ДНК - 3 × 10-9 мг

4) Мейоз II - в анафазе мейоза II хромосомы распадаются на дочерние хроматиды (однохроматидные хромосомы), поэтому к концу мейоза II набор клетки - nc, количество хромосом не изменяется по сравнению с исходным набором в мейозе II, а масса ДНК уменьшается в два раза - nc, то есть масса всех молекул ДНК - 3 × 10-9 мг

В соматических клетках дождевого червя содержится 36 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе в конце фазы размножения, в фазе роста и в конце фазы созревания ? Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК. 1) Для фазы размножения характерен митоз, поэтому в конце зоны деления набор клетки 2n2c - 36 хромосом, 36 молекулы ДНК 2) Фаза роста соответствует профазе 1 мейоза, а перед ней синтетическом периоде интерфазы перед мейозом I ДНК реплицируется (удваивается), поэтому каждая хромосома состоит из двух молекул ДНК (хроматид) при этом число хромосом не меняется - набор клетки 2n4c - 36 хромосом, 72 молекулы ДНК 3) В конце фазы созревания образуются клетки с набором- nc, а значит 18 хромосом, 18 молекулы ДНК

В соматических клетках дождевого червя содержится 36 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе в конце фазы размножения, в фазе роста и в конце фазы созревания ? Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

1) Для фазы размножения характерен митоз, поэтому в конце зоны деления набор клетки 2n2c - 36 хромосом, 36 молекулы ДНК

2) Фаза роста соответствует профазе 1 мейоза, а перед ней синтетическом периоде интерфазы перед мейозом I ДНК реплицируется (удваивается), поэтому каждая хромосома состоит из двух молекул ДНК (хроматид) при этом число хромосом не меняется - набор клетки 2n4c - 36 хромосом, 72 молекулы ДНК

3) В конце фазы созревания образуются клетки с набором- nc, а значит 18 хромосом, 18 молекулы ДНК

Решение заданий второй части КИМов ЕГЭ по биологии.

Решение заданий второй части КИМов ЕГЭ по биологии.

Результатом кислородного этапа энергетического обмена стало образование 720 молекул АТФ. Определите, какое количество ПВК вступило в кислородный этап. Сколько молекул глюкозы участвовало в гликолизе и сколько молекул АТФ образовалось в его результате? Ответ поясните.

Результатом кислородного этапа энергетического обмена стало образование 720 молекул АТФ. Определите, какое количество ПВК вступило в кислородный этап. Сколько молекул глюкозы участвовало в гликолизе и сколько молекул АТФ образовалось в его результате? Ответ поясните.

1) В процессе кислородного этапа энергетического обмена из 1 молекулы глюкозы образуются 36 молекул АТФ, следовательно, в этот этап вступают 720 / 36 = 20 молекул глюкозы 2) Окисление одной молекулы глюкозы сопровождается выделением 2 молекулы АТФ и образованием 2 молекул ПВК на этапе гликолиза (бескислородный этап), следовательно, на этапе гликолиза выделяется 20 × 2 = 40 АТФ и образуется 40 молекул ПВК

1) В процессе кислородного этапа энергетического обмена из 1 молекулы глюкозы образуются 36 молекул АТФ, следовательно, в этот этап вступают 720 / 36 = 20 молекул глюкозы

2) Окисление одной молекулы глюкозы сопровождается выделением 2 молекулы АТФ и образованием 2 молекул ПВК на этапе гликолиза (бескислородный этап), следовательно, на этапе гликолиза выделяется 20 × 2 = 40 АТФ и образуется 40 молекул ПВК

Решение заданий второй части КИМов ЕГЭ по биологии.

Решение заданий второй части КИМов ЕГЭ по биологии.

Задачи на ДНК

Задачи на ДНК

Задачи на построение палиндрома

последовательности комплементарны самим себе и

способны формировать шпилечные структуры (т. е. оставшиеся не комплементарные нуклеотиды образуют петлю, в центре петли находим антикодон)

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу в одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки - палиндромы, благодаря которым у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь - матричная):

5’ -Ц-А-Г-Г-Г-А-А-Ц-Г-Т-Ц-Т-Ц-Ц-Ц-Т-Г- 3’

3’ -Г-Т-Ц-Ц-Ц-Т-Т-Г-Ц-А-Г-А-Г-Г-Г-А-Ц- 5’

Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли тРНК. Определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудален от концов палиндрома. Объясните последовательность решения задачи. Для решения используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Решение заданий второй части КИМов ЕГЭ по биологии.

Решение заданий второй части КИМов ЕГЭ по биологии.

В популяции растений львиного зева большого (Antirrhinum majus) из 150 особей 6 растений имеют ярко-красную окраску венчика. Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окраски в популяции, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните. 1) Частота растений с ярко-красной окраской венчика составляет 6 / 150 = 0,04 2) Красную окраску имеют растения с генотипом АА, в равновесной популяции доля таких растений составляет р2 3) Частота аллеля р в популяции составляет 0,2; 4) Частота аллеля q в популяции составляет 1 - р = 0,8 5) Частота генотипа Аа (розовая окраска) в равновесной популяции равна 2pq = 0,32 6) Частота генотипа аа (белая окраска) в равновесной популяции равна q2 = 0,64

В популяции растений львиного зева большого (Antirrhinum majus) из 150 особей 6 растений имеют ярко-красную окраску венчика. Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окраски в популяции, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.

1) Частота растений с ярко-красной окраской венчика составляет 6 / 150 = 0,04

2) Красную окраску имеют растения с генотипом АА, в равновесной популяции доля таких растений составляет р2

3) Частота аллеля р в популяции составляет 0,2;

4) Частота аллеля q в популяции составляет 1 - р = 0,8

5) Частота генотипа Аа (розовая окраска) в равновесной популяции

равна 2pq = 0,32

6) Частота генотипа аа (белая окраска) в равновесной популяции

равна q2 = 0,64