СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач данной программы поможет детям развить творческое воображение, познакомиться с различными видами нетрадиционного рисования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель  для дошкольников  создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования и аппликации  

Просмотр содержимого документа
«Решение задач данной программы поможет детям развить творческое воображение, познакомиться с различными видами нетрадиционного рисования»

М

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

сш №32 им.В.Маяковского



«Утверждаю» «Согласовано»

директор школы №32 Методист РМК

__________ Тойбаев Б.Н __________Амреева Р.С.

«____» ____________2018 г «_____»____________2018 г










ПРОГРАММА

Вариатива «Умелые ручки»







Составила

Окасова Е.И.










с. Кайнар 2018 год










Программа составлена на основании

__________________ГОСО РК_________________________________

(название документа, дата утверждения)



Составитель программы

Учитель начальных классов, _____________ Окасова Е.И.

(должность, категория) (подпись) (Ф.И.О.)





Программа утверждена на заседании методического объединения



Руководитель МО _____________ Кобоева З.Х

(подпись) (Ф.И.О.)




Зам. дир по учебно-методической работе _____________ Ланге Л.А.

(подпись) (Ф.И.О.)




Рассмотрено на заседании педагогического совета





















  1. Пояснительная записка «Умелые ручки»

(название курса)

Данный курс входит в цикл дисциплин изобразительное искусство

Курс адресован учащимся предшколы

Курс готовит детей предшколы к продуктивной деятельности, создавая условия для вовлечения ребенка в собственное творче­ство, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой ма­ленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем раз­нообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон­нее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможно­сти и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду являет­ся изобразительное искусство и аппликация

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский..

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.

. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).

Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой и рисование нетрадиционными способами.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Нетрадиционное рисование –  искусство изображать,  не основываясь на традиции.

 Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Создавая красивые аппликации и рисунки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Творческая работа даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.


Задача педагога — научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображе­ния.

В творческий процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники. Это поможет научить детей выражать свое твор­ческое начало через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искус­ства.


2. Цели

Основная цель для дошкольников создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования и аппликации .Развитие воображения и ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.


Задачи :

1. Провести мониторинг творческих способностей воспитанников и владение нетрадиционными способами рисования.

3. Способствовать использованию полученных знаний, умений и навыков в свободной деятельности детей.

4. формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством различных техник;

5.учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

6.учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)

7.обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

8.развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

9.развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

10.воспитание навыков аккуратной работы;

воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах


Программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю) для детей предшколы.


Формы организации занятия:

нетрадиционная;

комбинированная;

игровая;

беседы, работа с наглядным материалом;

рассматривание репродукций картин.


Формы контроля: входная и итоговая диагностика; индивидуальные работы.


Виды самоконтроля: Было легко … Мне помогли … Самое трудное … Самое интересное …

Я не ожидал … Я постараюсь … На следующей неделе я…

Анкетирование

После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы ребенок должен

иметь представление:

- о разных видах художественного творчества.

- о элементарных сведениях по цветоведению.

должен знать:

- все цвета палитры и их оттенки;

- знают, как пользоваться гуашью;

- знают способы работы акварелью: «по - сырому», «по - сухому».

должен уметь:

- умеют правильно держать карандаш и кисть и пользоваться ими:

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.


Ожидаемые результаты: Решение задач данной программы поможет детям развить творческое воображение, познакомиться с различными видами нетрадиционного рисования, овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Значительное повышение уровня развития творческих способностей воспитанников, овладения навыками рисования в нетрадиционной технике;

Использование детьми полученных знаний, умений и навыков в свободной деятельности;

Формирование умения взаимодействовать друг с другом при создании коллективных произведений и отборе работ в процессе организации выставок.

Повышение интереса родителей к жизни и деятельности детей в школе.


Технология обучения ориентирована на дифференциацию обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика.


Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью зачет, взаимоконтроль, защита проектов.













































3. Содержание программы курса:


Рисование пальчиками.

Рисование ладошкой.

Оттиск ластиком.

Оттиск пробкой.

Рисунок тычкованием ватными палочками.

Печатание листиками.

Рисование восковыми мелками и солью.

Рисование с трафаретом.

Оттиск смятой бумагой.

Рисование свечкой.

Рисование рулоном.


Конспекты построены с учетом возрастных возможностей де­тей среднего дошкольного возраста. Использование тематического литературного, му­зыкального, фольклорного и игрового материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познава­тельными.










































4. Календарно-тематический план «Умелые ручки»

(название)



Тема

кол-во часов

сроки

форма проведения

форма контроля

1

Сказка красок(рисование)

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

2

Радуга (аппликация)

1


Беседа, игра, практическая работа

Беседа

3

Шарики воздушные (рисование) смешивание цветов

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

4

Линии

1


Беседа, игра, практическая работа

Творческая работа

5

О чем может рассказать линия (рисование)

1


Беседа, игра, практическая работа

Практич. работ

6

Ежик (рисование наклоных линий )

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

7

Кудрявый барашек (аппликация способ обрывание)

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

8

Узоры растительные (рисование печатание пальчиками)

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

9

Геометрические узоры (аппликация последовательность)

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

10

Тюбетейка

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

11

Осенний сад (печатание листьями рисование)

1


Беседа, игра, практическая работа

Работа в парах

12

Осенние листья аппликация

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

13

.пейзаж

Осень за окном аппликация

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

14

Зимушка-зима рисование щеткой


1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

15

Лето –аппликация

1


Беседа, игра, практическая работа

Работа в парах

16

Геометрические фигуры

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

17

Моя фантазия рисование кругами

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

18

Божья коровка (аппликация)

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

19

Цветы на поляне печатание рисование

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

20

Яблоки (аппликация)

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

21

Рябинка(печатание пальчиками)

1


Беседа, игра, практическая работа

Работа в парах

22

Особый мир монотопия

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

23


1


Беседа, игра, практическая работа

Практич работа

24

Зимушка-зима рисование щеткой


1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

25

Мой дом (рисование по контуру

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

26

Я изобритатель(аппликация)

1


Беседа, игра, практическая работа

Работа в парах

27

Ракеты

1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

28


1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

29


1


Беседа, игра, практическая работа

Работа в группе

30


1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

31


1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа

32


1


Беседа, игра, практическая работа

Самостоятельная работа


Итого:

32 ч


















5.Учебно-методические материалы

Основная литература

Для учителя: Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.

Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М., Оникс, 2009 г.

Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч, 2003,№1

Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

«Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой Москва 2005

«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство– пресс» 2004

«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство– пресс» 2003

«Аппликация в детском саду» А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Ярославль Академия развития 2006.

«Программа воспитания и обучения в детском саду».М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова Москва Мозаика– синтез 2006.

«От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт– Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С. Комарова Москва, Просвещение 1991.


Для учащихся:

Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.


































Содержание курса занятий.

«Подсолнухи»

Учить рисовать пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

«Укрась платочек»

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

«Осенние листья»

Познакомить с приемом печати печатками.

«Осенний сад »

Познакомить с приемом печати листьями.

«Клякса »

Познакомить с техникой печатания монотопии Показать приём получения отпечатка. . По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

«Улитка»

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью.

«Мышь и кот »

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

«Цыпленок»

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, "оживлять" работу с помощью ватной палочки.

«Два петушка»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

«Рябинка»

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).

Развивать чувство композиции.

«Мои любимые рыбки»

Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.

«Первый снег»

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

«Волшебные картинки (волшебный дождик)»

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка.

«Зимний лес»

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

«Мои рукавички»

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

«Овечка»

Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками.

«Елочка пушистая, нарядная»

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

«Снежок»

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон.

«Снеговичок»

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.).

Развивать чувство композиции.

«Чашка»

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет.

«Цветочек для папы»

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.

«Ягоды и фрукты»

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

«Плюшевый медвежонок»

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

«Мимоза для мамы»

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

Птицы совенок.»

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки . Развивать цветовосприятие.

«Животные (петух, птица, слон, олень, медведь)»

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

«Подснежники»

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

«Неваляшка»

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий.

«Подарок для кошки Мурки»

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

«Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)»

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

«Черемуха»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма.

«Салют»

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.






















6. Контролирующие материалы, использованные в календарно-тематическом планировании.


  • Контроль знаний (практическая, творческая, проектная, самостоятельная работа, викторина, экскурсия)

  • Текущий контроль проводится в форме индивидуальной, групповой, парной, самопроверки, взаимопроверки.

  • Зачёт по теме