Этапы | Ход урока | Примечание |
I. Организационный момент | | Слайд №2 |
II. Вводная беседа | – Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по математической сказке. Наше путешествие будет идти под девизом, который написан на слайде. Прочитаем его. Чтоб водить корабли. Чтобы лётчиком стать Надо прежде всего Математику знать. И на свете нет профессии, Вы смекайте-ка, Где бы нам не пригодилась Математика. | Слайд №3 |
III. Актуализация знаний | Устный счет (работа со слайдами). Федя клеит наклейки четырех видов (всегда в одном и том же порядке). Какую наклейку он разместит в восьмой клеточке? Боря гостил в деревне неделю и 3 дня. Сколько всего дней гостил Боря в деревне? Пять лет назад Саше было 4 года. Сколько лет Саше сейчас? На карусели дети заняли 16 мест. После этого осталось 2 свободных места. Сколько мест на карусели? | Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 |
IV. Определение темы урока | – Сегодня мы с вами окажемся в сказке, которую вам читали ваши родители, а теперь вы можете читать ее сами. – Давайте отгадаем, как называется эта сказка. Кто-то от кого-то укатился далеко, Кто-то по дороге встретил чудаков, Этот кто-то был хитер Он по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, – На окошке стужон. Кто же это? (Колобок) – Конечно, вы все отгадали – это сказка «Колобок», а кто автор этой сказки? (У нее нет автора, ее сочинил русский народ.) – Кто первый встретился по дороге Колобку? (Заяц) Зайчик приготовил нам задание, и чтобы Колобку катиться дальше, нам необходимо выполнить задание без ошибок. | Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 |
V. Блиц-турнир. | 1. 6 8 7 2. 100 70 60 3. 46 44 54 4. 70 – 8 – 1 70 + (8 – 1) 70 + 8 – 1 5. 20 42 60 6. 93 39 19 7. 8 + 6 + 1 15 – 9 + 7 12 – 5 + 7 | Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое равно 12, а разность равна 4? Сумма двух слагаемых равна 80. Первые слагаемое равно 20. Чему равно второе слагаемое? Какое число больше, чем 45 на 1? Найди выражение, в котором надо от суммы чисел 70 и 80 отнять 1. Уменьши число 40 на 20. Найди число, в котором 3 десятка и 9 единиц. Значение какого выражения равно14? – Давайте проверим. Возьмите в руки зеленые ручки. (Во время проверки учитель читает еще раз и на слайде верный ответ выделяется другим цветом). | Приложение 1 Задания читает учитель (повторяет 2 раза) Слайд №10 |
Работа над понятием «задача» | – А какой овощ любит заяц? (Морковь) – Верно! У вас на партах лежат морковки, но это не простые морковки, на них вы найдете задание. Нам нужно решить это задание и тогда мы укатимся от Зайчика. – Ребята, на листочках написаны тексты. Если текст является задачей, вы ставите «+». Если нет – «–». На кормушке сидели 16 воробьев и 12 синиц. Сколько всего птиц сидит на кормушке? (+) На кормушке сидели 16 воробьев и 12 синиц. Сколько снегирей сидит на кормушке? (–) На кормушке сидели воробьи и 16 синиц. Сколько всего птиц сидит на кормушке? (–) Проверка: – Докажите, что первый текст является задачей. – Почему второй текст не является задачей? (Вопрос не соответствует числовым данным.) Почему третий текст не является задачей? (В нем не хватает числового данного.) | Приложение 2 Слайд №11 |
VI. Физкультминутка | Колобок, колобок, Колобок — румяный бок По дорожке покатился И назад не воротился. Встретил мишку, волка, зайку, Всем играл на балалайке. У лисы спел на носу, – Больше нет его в лесу. | Идут в полуприседе, поставив руки на пояс. Бегут на носочках, держа руки на поясе. Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца. Изображают игру на балалайке. Пляшут вприсядку. Разводят руками. |
VII. Решение задач | – Вот мы и ушли от зайца, но вдруг по дороге нам встретился Волк. Волк принес нам загадку, и чтобы уйти от Волка нам нужно ее разгадать. Предлог стоит в моём начале, А сзади – загородный дом. А вместе это мы решали За партой – в школе, Дома – за столом (Задача) – Верно, и сегодня мы с вами будем решать задачи. – Мы с вами выяснили, какая из текстов задача, теперь давайте, скорее решать. На одной тарелке лежало 26 пирожков, а на другой на 4 пирожка больше. Сколько пирожков лежало на второй тарелке? – Подчеркните условие задачи желтым цветом. – Подчеркните вопрос задачи красным цветом (на слайде с проверкой) – В тетради пишем слово «задача». – Итак, обозначим количество пирожков, лежавших на первой тарелке, отрезком, сверху укажем, сколько на первой тарелке пирожков. (5) | Слайд №12 Слайд №13 |
Комментированная запись условия задачи | – Что сказано о количестве пирожков на второй тарелке? (Их на 4 больше), значит отрезок, которым мы обозначим вторую тарелку, нарисуем больше, а что означает выражение больше на 4 (столько же да еще 4). – Покажем это пунктиром, и обозначим насколько больше. – А, что нам нужно узнать в задаче? (Cколько пирожков на 2-й тарелке) – Как мы это узнаем? (Действием сложения) – Запишем решение в тетрадь. 5 + 4 = 9 (п.) – Напишем ответ. Ответ: на второй тарелке 9 пирожков. | |
VIII. Самостоятельное решение задачи | – Кто же дальше встретился на пути Колобка? (Медведь) Задача от Медведя. У Медвежонка Умки было 8 бочонков меда, а у его друга Татошки на 3 бочонка меньше. Сколько всего бочонков было двух медвежат? – Подчеркните условие задачи желтым цветом. Подчеркните вопрос задачи красным цветом. (на слайде с проверкой). – Сможем мы сразу узнать сколько бочонков было у двух медвежат? (Нет). – Почему нет? (Мы не знаем, сколько было у Татошки). – Как найти, сколько бочонков меда было у Татошки? Каким действием? (Сложением). – А затем мы сможем ответить на вопрос задачи? | Приложение 3 Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 |
IX. Работа с доской (решение примеров) | – Что же у нас очень сильно любит медведь? (Мед) – Итак, чтобы уйти от медведя нам нужно, оставить медведю меда, посмотрите на партах у некоторых из вас лежат бочонки с медом, на них написаны примеры давайте их решим. (Решение на доске и в тетради) 12 – 4 + 8 = 16 14 – 8 – 4 = 2 13 – 3 + 5 = 15 15 – 10 + 3 = 8 8 + 2 – 5 = 5 | После разбора задачи, самостоятельное составление чертежа и решение с проверкой на слайде. |
XI. Математические задачи в стихах (устно) | – И вот нам встретилась Лиса. Нам нужно выполнить задание, чтобы Лиса не съела нашего Колобка. *** Как под елкой встали в круг Зайка, белка и барсук Встали ежик и енот Лось, кабан, лиса и кот, а последним встал медведь Сколько всех зверей ответь? (10) *** Подарил утятам ежик Восемь кожаных сапожек. Кто ответит из ребят Сколько было всех утят? (4) | Слайд №18 (После решения каждого примера из бочонка вылетает ответ) |
XII. Итог урока | – Итак, ребята, наш урок подошел к концу. – Что сегодня делали на уроке? – Кто испытывал трудности при работе? – Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить? – Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофорчика». – Спасибо за урок! С вами было интересно работать. | Слайд №20 |