Сформировать и оценить умения учащихся применять знания по теме «Интерференция и дифракция света».в нестандартных ситуациях
Структура занятия | Организационный момент. Этап актуализации знаний. Этап целеполагания и мотивации. Этап осознания и осмысления учебной информации, первичного анализа учебного материала. Этап моделирования в решении задач Этап применения метода решения в нестандартной ситуации Оценивание. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Личностные результаты | формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; формирование умений работать в паре, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию |
Метапредметные результаты | использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование, и т.д.) для изучения явлений дифракция и интерференция; использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия |
Предметные результаты | Обучающиеся должны знать: определение явления дифракции и интерференции; условия возникновения и устойчивого наблюдения явления интерференции, формулу дифракционной решётки Обучающиеся должны понимать: различия между явлением дифракции и интерференции смысл формулы дифракционной решетки Обучающиеся должны уметь: Анализировать различные процессы, связанные с проявлением явления интерференции и дифракции Применять формулу дифракционной решётки для определения длины световой волны; |
Используемое оборудование: | смартфоны или планшеты с выходом в интернет, набор для пускания мыльных пузырей, спички, стальное лезвие |
Применяемые технологии: | Технология деятельностного подхода: искать, думать, сотрудничать, экспериментировать, адаптировать свои знания к нестандартным ситуациям |
Формы работы: | Работа в парах, самостоятельная индивидуальная. |
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Актуализации знаний | Повторение и систематизация материала | Организовывает коллективное, групповое повторение и систематизации материала | 1) формулируют определения явления интерференции и дифракции 2) обсуждают условия возникновения этих явлений и их различия 3) выводят формулу дифракционной решетки 4) повторяют алгоритм решения задач на определение длины световой волны | Осознанно строят знаково-символическую запись физической информации; применяют алгоритм | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2.Целеполагание и мотивация | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | Организовывает погружение в проблему | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
3. Осознание и осмысление учебной информации, первичного анализа учебного материала | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют условие задачи, разбивая его на смысловые дозы | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
4.Моделирование в решении задач | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого процесса | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
5. Применение метода решения в нестандартной ситуации. | Построение ориентированной основы нового способа действия. Коррекция отработки способа. | Организует учебное исследование для выделения метода решения. Помогает в применении нового метода и проведении коррекционой работы. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия. Применяют его для других задач Применяют новый способ. Отрабатывают операции, в которых допущены ошибки. | Участвуют в обсуждении содержания материала Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль (раздаточный материал) Самопроверка. Отрабатывают способ в целом (раздаточный материал) |
6. Оценивание. Рефлексия (подведение итогов урока) | Оценивание выполненной работы по критериям | Организует коррекционную работу, самостоятельную коррекционную работу | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Делают выводы, обсуждают полученные результаты | Осуществляют самостоятельное оценивание решения заданий, проводят рефлексию своих действий |
Самостоятельная работа по теме: «Интерференция и дифракция света».
Начинать можно с любого задания. Работа в парах. |
Задача. Детские забавы. (2б) | Задача. Как это устроено? (3б) |
А) Выдуйте мыльные пузыри и пронаблюдайте за переливами цветов на их поверхности. | А) Зайдите на страницу сегодняшнего урока и просмотрите внимательно видео. |
Б) Ответьте на вопросы: 1) Чем обусловлено появление радужной окраски мыльного пузыря? Сделайте поясняющий рисунок. 2) Почему при наблюдении мыльной плёнки, можно заметить, что разноцветные полосы перемещаются вниз? | Б) Ответьте на вопросы: 1. Почему оптический диск переливается всеми цветами радуги? 2. Можно ли определить длину волны лазера зеленого цвета по итогам виртуального эксперимента? Если можно то, запишите ваши расчёты. |
Задача. Краски природы. (1б) | Задача. Модные аксессуары. (1б) |
Горит, как хвост павлиний, Каких цветов в нем нет! Лиловый, красный, синий, Зеленый, желтый цвет! Почему крылья стрекоз и мух имеют радужную окраску? | При изготовлении искусственных перламутровых пуговиц на их поверхности нарезают мельчайшую штриховку. Почему после этого пуговицы приобретают радужную окраску? |
Эксперимент. (1б) Нагрейте стальную бритву в пламени спички. Почему место нагрева заиграло всеми цветами радуги (цветами побежалости)? | Эксперимент. (1б) Прищурив глаз, посмотрите на горящую спичку. Почему она оказывается окружённой разноцветными бликами? |
Работа с текстом. (3б) Секреты использования явления интерференции. | Работа с текстом. (2б) Бывает ли дифракция света вредной? |
Изучите текст в электронном учебнике на стр. 150 п. 2.7 и ответьте на вопрос: где явление интерференции света помогает человеку? | Изучите текст на стр. 223 учебника Физика – 11 класс и ответьте на вопрос: почему нельзя бесконечно увеличивать разрешающую способность телескопа и микроскопа? |
Задача. Детские забавы. (2б) | Задача. Как это устроено? (3б) |
1) Чем обусловлено появление радужной окраски мыльного пузыря? Сделайте поясняющий рисунок. | 1. Почему оптический диск переливается всеми цветами радуги? |
2) Почему при наблюдении мыльной плёнки, можно заметить, что разноцветные полосы перемещаются вниз? | 2. Можно ли определить длину волны лазера зеленого цвета по итогам виртуального эксперимента? Если можно то, запишите ваши расчёты. |
Задача. Краски природы. (1б) | Задача. Модные аксессуары. (1б) |
Горит, как хвост павлиний, Каких цветов в нем нет! Лиловый, красный, синий, Зеленый, желтый цвет! Почему крылья стрекоз и мух имеют радужную окраску? | При изготовлении искусственных перламутровых пуговиц на их поверхности нарезают мельчайшую штриховку. Почему после этого пуговицы приобретают радужную окраску? |
Эксперимент. (1б) Нагрейте стальную бритву в пламени спички. Почему место нагрева заиграло всеми цветами радуги (цветами побежалости)? | Эксперимент. (1б) Прищурив глаз, посмотрите на горящую спичку. Почему она оказывается окружённой разноцветными бликами? |
Работа с текстом. (3б) Секреты использования явления интерференции. | Работа с текстом. (2б) Бывает ли дифракция света вредной? |
| |