СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по теме интерференция и дифракция света

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по физике 11 класс 

Используемое оборудование:

смартфоны или планшеты с выходом в интернет, набор для пускания мыльных пузырей, спички, стальное лезвие

Применяемые технологии:

Технология деятельностного подхода: искать, думать, сотрудничать, экспериментировать, адаптировать свои знания к нестандартным ситуациям

Формы работы: 

Работа в парах, самостоятельная индивидуальная.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме интерференция и дифракция света»

Открытый урок по физике 11 класс

«Решение задач по теме интерференция и дифракция света»

Цель урока:

Сформировать и оценить умения учащихся применять знания по теме «Интерференция и дифракция света».в нестандартных ситуациях

Структура занятия

Организационный момент.

  1. Этап актуализации знаний.

  2. Этап целеполагания и мотивации.

  3. Этап осознания и осмысления учебной информации, первичного анализа учебного материала.

  4. Этап моделирования в решении задач

  5. Этап применения метода решения в нестандартной ситуации

  6. Оценивание. Рефлексия (подведение итогов урока)

Личностные результаты

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • формирование умений работать в паре, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Метапредметные результаты

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование, и т.д.) для изучения явлений дифракция и интерференция;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

  • определение явления дифракции и интерференции;

  • условия возникновения и устойчивого наблюдения явления интерференции,

  • формулу дифракционной решётки

Обучающиеся должны понимать:

  • различия между явлением дифракции и интерференции

  • смысл формулы дифракционной решетки

Обучающиеся должны уметь:

  • Анализировать различные процессы, связанные с проявлением явления интерференции и дифракции

  • Применять формулу дифракционной решётки для определения длины световой волны;

Используемое оборудование:

смартфоны или планшеты с выходом в интернет, набор для пускания мыльных пузырей, спички, стальное лезвие

Применяемые технологии:

Технология деятельностного подхода: искать, думать, сотрудничать, экспериментировать, адаптировать свои знания к нестандартным ситуациям

Формы работы: 

Работа в парах, самостоятельная индивидуальная.

Структурные элементы учебного занятия

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Актуализации знаний

Повторение и систематизация материала

Организовывает коллективное, групповое повторение и систематизации материала

1) формулируют определения явления интерференции и дифракции

2) обсуждают условия возникновения этих явлений и их различия

3) выводят формулу дифракционной решетки

4) повторяют алгоритм решения задач на определение длины световой волны

Осознанно строят знаково-символическую запись физической информации; применяют алгоритм

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2.Целеполагание и мотивация

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Организовывает погружение в проблему

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

3. Осознание и осмысление учебной информации, первичного анализа учебного материала

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют условие задачи, разбивая его на смысловые дозы

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

4.Моделирование в решении задач

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого процесса

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

5. Применение метода решения в нестандартной ситуации.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Коррекция отработки способа.

Организует учебное исследование для выделения метода решения. Помогает в применении нового метода и проведении коррекционой работы.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия. Применяют его для других задач

Применяют новый способ. Отрабатывают операции, в которых допущены ошибки.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль (раздаточный материал)

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом (раздаточный материал)

6. Оценивание. Рефлексия (подведение итогов урока)

Оценивание выполненной работы по критериям

Организует коррекционную работу, самостоятельную коррекционную работу

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Делают выводы, обсуждают полученные результаты

Осуществляют самостоятельное оценивание решения заданий, проводят рефлексию своих действий






Раздаточный материал.

Самостоятельная работа по теме: «Интерференция и дифракция света».

Начинать можно с любого задания. Работа в парах.

Задача. Детские забавы. (2б)

Задача. Как это устроено? (3б)

А) Выдуйте мыльные пузыри и пронаблюдайте за переливами цветов на их поверхности.

А) Зайдите на страницу сегодняшнего урока и просмотрите внимательно видео.

Б) Ответьте на вопросы:

1) Чем обусловлено появление радужной окраски мыльного пузыря? Сделайте поясняющий рисунок.

2) Почему при наблюдении мыльной плёнки, можно заметить, что разноцветные полосы перемещаются вниз?

Б) Ответьте на вопросы:

1. Почему оптический диск переливается всеми цветами радуги?

2. Можно ли определить длину волны лазера зеленого цвета по итогам виртуального эксперимента? Если можно то, запишите ваши расчёты.

Задача. Краски природы. (1б)

Задача. Модные аксессуары. (1б)

Горит, как хвост павлиний,

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет!

Почему крылья стрекоз и мух имеют радужную окраску?

При изготовлении искусственных перламутровых пуговиц на их поверхности нарезают мельчайшую штриховку. Почему после этого пуговицы приобретают радужную окраску?

Эксперимент. (1б)

Нагрейте стальную бритву в пламени спички. Почему место нагрева заиграло всеми цветами радуги (цветами побежалости)?

Эксперимент. (1б)

Прищурив глаз, посмотрите на горящую спичку. Почему она оказывается окружённой разноцветными бликами?

Работа с текстом. (3б)

Секреты использования явления интерференции.

Работа с текстом. (2б)

Бывает ли дифракция света вредной?

Изучите текст в электронном учебнике на стр. 150 п. 2.7 и ответьте на вопрос: где явление интерференции света помогает человеку?

Изучите текст на стр. 223 учебника Физика – 11 класс и ответьте на вопрос: почему нельзя бесконечно увеличивать разрешающую способность телескопа и микроскопа?



Критерии оценивания:

12-14 баллов - оценка «5»

10-11 баллов - оценка «4»

7-9 баллов - оценка «3»


Задача. Детские забавы. (2б)

Задача. Как это устроено? (3б)

1) Чем обусловлено появление радужной окраски мыльного пузыря? Сделайте поясняющий рисунок.













1. Почему оптический диск переливается всеми цветами радуги?


2) Почему при наблюдении мыльной плёнки, можно заметить, что разноцветные полосы перемещаются вниз?














2. Можно ли определить длину волны лазера зеленого цвета по итогам виртуального эксперимента? Если можно то, запишите ваши расчёты.

Задача. Краски природы. (1б)

Задача. Модные аксессуары. (1б)

Горит, как хвост павлиний,

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет!

Почему крылья стрекоз и мух имеют радужную окраску?













При изготовлении искусственных перламутровых пуговиц на их поверхности нарезают мельчайшую штриховку. Почему после этого пуговицы приобретают радужную окраску?

Эксперимент. (1б)

Нагрейте стальную бритву в пламени спички. Почему место нагрева заиграло всеми цветами радуги (цветами побежалости)?













Эксперимент. (1б)

Прищурив глаз, посмотрите на горящую спичку. Почему она оказывается окружённой разноцветными бликами?

Работа с текстом. (3б)

Секреты использования явления интерференции.

Работа с текстом. (2б)

Бывает ли дифракция света вредной?





























И.М. Скворцова, учитель физики