Тема: Решение задач по теме «Плотность»
Цель урока: создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях при решении экспериментальных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить и закрепить знания по теме «плотность вещества»
Развивающие: способствовать развитию универсальных учебных действий:
- познавательных УУД: умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
- личностных УУД: осознание личностного значения изучения темы;
- регулятивных УУД: целеполагание, рефлексии, контроля и оценки;
- коммуникативных УУД: умения грамотно выражать речью свои мысли.
Воспитательные: способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике, формирование ценностного отношения друг к другу, учителю.
Планируемые результаты:
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
овладение навыками работы с физическим оборудованием; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; | формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения, развитие внимательности, собранности и аккуратности |
Тип урока: Урок – исследование, ролевая игра.
Оборудование: весы, мензурка, тела разной массы и объема, кусок сахара – рафинада, кусочек моркови, алюминиевый цилиндр, картофель, линейка, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте ребята, садитесь. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.
Мотивация
На прошлых уроках мы говорили о плотности тела. Как вы думаете, где в нашей жизни используют приобретенные вами знания. Не хотите ли вы побыть в роли экспериментаторов?
Сегодня на уроке мы превратим наш класс в маленький научно-исследовательский центр, который представлен лабораториями:
-Лаборатория «Альфа»
-Лаборатория «Бетта»
Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Нам предстоит пройти этапы познания окружающего мира. Задача непростая.
Руководители лабораторий получают задания, определяют цель работы и сдают отчет.
Инженеры – исследователи проверяют готовность к работе, получают исследуемые образцы.
Инженер по технике безопасности проводит инструктаж своей группы.
Лаборанты получают и сдают приборы.
Актуализация опорных знаний и постановка цели и задачи урока
Для дальнейшей работы вспомним то, что мы изучили на прошлых уроках.
Каждый ученик должен составить вопрос по данной теме и задать его другой команде. Например:
Что называют плотность вещества?
Какой физический смысл плотности?
Какой буквой обозначается плотность?
Назовите формулу плотности?
Какая единица измерения плотности?
Какие еще единицы плотности вы знаете?
Как перевести плотность из г / см³ в кг/ м³?
Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
Как найти объем тела неправильной формы?
Формула для расчета массы тела по известной плотности и объему тела?
Формула для расчета объема тела по известным массе и его плотности?
Физический диктант.
Заполнить таблицу.
Физическая величина | Буквенное обозначение | Единица измерения в СИ | Формула |
Плотность | ρ | кг/м3 | ρ = m/V |
Объём | V | м 3 | V= m/ρ |
Масса | m | кг | m = ρV |
Производственная гимнастика
Практическая часть урока.
Задание№1
В нашу столовую сдали урожай моркови. Необходимо узнать, соответствует ли она стандарту.
Бланк отчёта
Лаборатория________________________
Определение плотности твердого тела.
Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.
Оборудование: весы, кусочек моркови, плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел, мензурка.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность моркови.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина (см) | Ширина ( см) | Высота (см) | Объём (см3 ) | Плотность |
(г/см3 ) | (кг/м3 ) |
| | | | | | |
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Руководитель лаборатории________________________________
Инженер по Т.Б ________________________________________
Лаборант ______________________________________________________
Инженер - исследователь__________________________________
Задание№2
Предприятие ООО «Глобус» производит алюминиевые отливки. Нет ли в них брака: пустот или внутренних трещин?
Бланк отчёта.
Лаборатория________________________
Определение плотности твердого тела.
Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки) и сравнивать с табличным значением плотности и сделать вывод.
Оборудование: весы с разновесами, алюминиевый цилиндр, плотность которого надо определить, мензурка, таблица плотности твёрдых тел.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность алюминиевого цилиндра.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина (см) | Ширина ( см) | Высота (см) | Объём (см3 ) | Плотность |
(г/см3 ) | (кг/м3 ) |
| | | | | | |
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
__________________________________________________________
Руководитель лаборатории________________________________
Инженер по Т.Б ________________________________________
Лаборант ______________________________________________________
Инженер - исследователь__________________________________
Задание №3
В столовую поступила партия картофеля. Соответствует ли она стандарту?
Бланк отчёта.
Лаборатория________________________
Определение плотности твердого тела.
Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки или мензурки и сравнивать с табличным значением плотности.
Оборудование: весы с разновесами, картофель, плотность которого надо определить, линейка, мензурка, таблица плотности твёрдых тел.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность картофеля.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина ( см ) | Ширина ( см ) | Высота ( см ) | Объём (см3) | Плотность |
(г /см3) | (кг /м3) |
| | | | | | |
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель лаборатории________________________________
Инженер по Т.Б ________________________________________
Лаборант ______________________________________________________
Инженер - исследователь__________________________________
Задание №4
В столовую поступила партия сахара - рафинада. Соответствует ли она стандарту?
Бланк отчёта.
Лаборатория________________________
Определение плотности твердого тела.
Цель работы: Научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки или мензурки и сравнивать с табличным значением плотности.
Оборудование: весы с разновесами, образец, плотность которого надо определить, линейка, мензурка.
Указания к работе.
1.Измерьте массу тела на весах.
2.Измерьте объем тела с помощью линейки или мензурки.
3.Расчитайте по формуле ρ = m/V плотность картофеля.
4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Масса (г) | Длина (см) | Ширина ( см) | Высота (см) | Объём (см3 ) | Плотность |
(г/см3 ) | (кг/м3 ) |
| | | | | | |
5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Руководитель лаборатории________________________________
Инженер поТ.Б ________________________________________
Лаборант ______________________________________________________
Инженер - исследователь__________________________________
Домашнее задание
Определить плотность туалетного мыла, сделав необходимые измерения. Масса мыла нанесена на упаковку.
Рефлексия
Наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока.
Что нового вы узнали, поняли?
Что научились делать?
Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?
Достигнута ли личная цель?
Учитель: А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной лаборатории. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по группе. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому, что я тоже наблюдала, как вы работали на уроке.
Лаборанты сдают приборы, а руководители сдают бланки своей группы для проверки.
VIII. Заключительный этап.
Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач.