Конспект урока по математике в 5 классе
Учитель: Сливка Анна Александровна
Класс: 5-й
Тема урока: Решение задач практического содержания (подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Используемая технология: технология системно – деятельностного подхода, кейс-технология.
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников; закрепить навыки решения текстовых задач и простейших примеров.
Задачи урока:
Образовательная:
Усиление прикладной направленности
Формирование функциональной грамотности школьников
повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами
продолжить работу над развитием вычислительных навыков.
используя знания по теме «Действия с натуральными числами».
Воспитательная:
• добиться понимания практической значимости умения решать задачи;
• способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Оборудование урока:
1. Кейсы с задачами, предлагаемыми учителем и составленные учащимися, по собранному материалу.
2. Карточки-задания, карточки самооценки.
3. Ноутбук
План урока с указанием времени:
Организационный момент (1 мин.)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.)
Актуализация знаний. Устный счет. (2 мин.)
Применение знаний, умений и навыков по теме (15 мин.)
Физкультминутка (2 мин.)
Применение знаний и умений в самостоятельной работе. (12 мин.)
Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия. (5 мин.)
Дoмашнее задание (1 мин.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность |
учитель | учащиеся |
1. | Организационный момент | личностные развитие познавательного интереса, мобилизация внимания, уважение к окружающим; | Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку | Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | личностные смыслообразование; коммуникативные умение осуществить сотрудничество с учителем | Проверяет уровень овладения материалом посредством обсуждения афоризма на доске | слушают и обсуждают афоризм, записывают тему урока, ставят цели и задачи урока. |
3. | Актуализация знаний учащихся. Устный счет | коммуникативные умение слушать, вступать в диалог регулятивные планирование своей деятельности, целеполагание | Организация устной работы посредством индивидуального опроса | Участвуют в работе, в беседе с учителем. Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку. |
4. | Применение знаний, умений и навыков по теме | коммуникативные умение слушать и слышать, умение работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы предметные умение решать задачи с практическим содержанием | Организация практической работы с кейсами (задания ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) | Участвуют в работе групп, фиксируют результат своей работы в карточку |
5. | Физкультминутка |
6. | Применение знаний и умений в самостоятельной работе | коммуникативные выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи | Организация коллективной и индивидуальной работы учащихся | Выполняют задания у доски и в рабочих тетрадях, участвуют в работе по коррекции ошибок |
7. | Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия | личностные нравственно-этическая ориентация регулятивные оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения учебной мотивации | Подводит итоги урока; сoбиpает каpтoчки самooценивания и выставляет oценки за pабoту на уpoке | Анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач; делают выводы о достигнутых результатах |
8. | Домашнее задание | | Задает дозированное домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин.)
- Здравствуйте. Рада видеть вас на уроке.
Представим себе, что сегодня наш класс –это главный вычислительный офис. Он в себя включает 3 фирмы, которые занимаются различными подсчетами. 1-я фирма отвечает за вычисления, связанные с ремонтом и строительством, 2-я – занимается начислением коммунальных услуг, 3-я-расчеты по питанию. А вы, ребята, - сотрудники этих фирм – бухгалтеры. В каждой фирме есть главный бухгалтер, который контролирует и оценивает работу своих сотрудников.
Для этого на столах лежат кейсы, в которых есть карточки самооценивания. Подпишите их. Карточки для оценивания сотрудников находятся у главных бухгалтеров. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
«2» - если справился с задачей без затруднений
«1» - если справился с задачей, но возникли сложности
«0» - если не справился с задачей.
Заполните поле по дом. работе
В конце урока подведите итог своей работы, суммируя баллы каждого этапа. Шкала оценивания поможет вам с выставлением оценки за урок.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.)
- Ребята, вспомните, что вы готовили к сегодняшнему уроку, посмотрите на доску и скажите: Как вы понимаете смысл этого афоризма? («Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» Д. Пойа). Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?
- Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами. Запишем число и тему в тетрадь.
3. Актуализация знаний. Устный счет. (2 мин.)
На экране задачи.
№1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей? (180 р.)
№2. В октябре семья заплатила за телефон 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года? (1000 руб. за ноябрь и декабрь)
№3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Лада - Веста» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км? (21 л).
№4. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.)
- Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?
Подведение итогов устной работы, ученики оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
4. Применение знаний, умений и навыков по теме (15 мин.)
Работа с кейсами (задачи ВПР) 10 мин:
-Дети, вы знаете, что в скором времени нам надо будет принимать участие во Всероссийской проверочной работе по математике, и сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач.
Лист №1
1) В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
Марка бумаги | Количество листов в пачке | Цена пачки | Цена за 1000 листов |
«Лучшая» | 200 | 125 руб. | |
«Снежок» | 500 | 320 руб. | |
«Сирень» | 250 | 140 руб. | |
2) Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план | Количество минут разговора в месяц | Стоимость за месяц | Цена за 1 минуту разговора |
«Лёгкий» | 200 | 200 руб. | |
«Деловой» | 450 | 900 руб. | |
«Удобный» | 600 | 1800 руб. | |
3) Пётр заправлял автомобиль на разных заправочных станциях и записывал объём и стоимость приобретённого бензина.
Заправочная станция | Объём бензина | Общая стоимость | Цена за 1 л бензина |
«Роснефть» | 25 л | 975 руб. | |
«Газпром» | 40 л | 1440 руб. | |
«Лукойл» | 30 л | 1110 руб. | |
Пётр выбрал заправку, где бензин самый дешёвый. Сколько рублей стоит на этой заправке 20 л бензина? Запишите ответ.
Работа с кейсом (задачи ОГЭ и ЕГЭ) 5 мин:
- Вы знаете, на что тратиться большая часть семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Оказывается, большая часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг.
Показываю квитанцию и спрашиваю, дети, вы знаете, что это такое? Выслушиваю ответы детей.
Разбор квитанций за свет, за газ, за мусор. Каждая фирма получает квитанции. Одна задача разбирается у доски.
Лист №2
Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество, газ, воду и мусор.
Показания счетчика | Расход электроэнергии, (квт.ч) | Тариф, (р) | Сумма к оплате, (р) |
Текущее | Предыдущее |
9646 | 9428 | | 3 р. | |
Лист №3 (обед). 2. Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда | Борщ | 25 рублей |
Суп куриный | 32 рублей |
Суп овощной | 22 рубля |
Вторые блюда | Котлета куриная с макаронами | 50 рублей |
Овощное рагу | 40 рублей |
Плов | 58 рублей |
Напитки | Компот | 12 рублей |
Морс | 15 рублей |
Сок | 20 рублей |
Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.
5. Физкультминутка (2 мин)
А теперь представим детки
будто руки наши — ветки,
покачаем ими дружно,
словно ветер дует южный
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
На друг друга посмотрели.
6. Применение знаний и умений в самостоятельной работе. (12 мин.)
Работа с кейсом «Самостоятельная работа»
Лист №4 Задача про переводчиков:
Переводчики | Языки | Стоимость услуг (в рублях) |
1 | Английский | 3900 |
2 | Испанский, английский | 7050 |
3 | Немецкий | 2850 |
4 | Немецкий, испанский | 6150 |
5 | Немецкий, французский | 5800 |
6 | Французский | 1900 |
Пользуясь таблицей соберите одну группу переводчиков, которые владеют четырьмя языкам: английским, немецким, испанским и французским. Стоимость четырех переводчиков не должна превышать 12000 рублей.
Лист №5
За неделю до этого урока вы получили задание: Подобрать из открытого банка заданий или из сборника ОГЭ, ЕГЭ задачи практического содержания. Данную задачу переделать по сюжету сказки С.Михалкова «Три поросенка»
Задача из проекта «Домик Наф-Наф»:
«Загородный участок Наф-Нафа имеет вид прямоугольника шириной 12 м, длиной 20 м. На территории имеется жилой дом и бассейн. Размеры дома 6м х 4м.
1.Составить план участка;
2.Найти площадь участка;
3.Найти периметр забора;
4.Вычислить площадь пола домика. Сколько краски понадобится для покраски пола в доме, если на 1 кв.м расходуется 170 грамм краски.
Задача из проекта
«Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф решили построить колодец. В фирме «Родник» стоимость (в рублях) колодца из железобетонных колец рассчитывается по формуле С= 6000+ 4100 n, n - количество колец. Пользуясь этой формулой рассчитайте стоимость колодца из 8 колец.»
«Наф-Наф установил в доме счетчик воды за 3500 рублей. До установки счетчика Наф-Наф платил за воду 1700 рублей, после установки стал платить 1200 рублей. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счетчика?»
Лист №6. Вы собрали семейный совет, на котором решаете, куда отправиться на зимние каникулы. В результате принято решение:
Семья из трех человек на зимние каникулы планирует поехать из села Чаадаевка в Карпаты на горнолыжный курорт. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 2500 рублей. Автомобиль расходует 9 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 2000 км, а цена бензина равна 40 рублям за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Предлагаю Вам следующий план решения
Сколько стоит проезд на поезде.
Сколько литров бензина потребуется на дорогу.
Вычислить стоимость бензина.
Сделать вывод.
7. Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия. (5 мин.)
- Давайте oбсудим: какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему?
(Учащиеся анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.)
- Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?
- Составьте синквейн к слову «задача». Заслушиваю. Молодцы, ребята.
С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с такими жизненными задачами.
Я благодарю вас за работу.
Сoбиpаются каpтoчки самooценивания и выставляются oценки за pабoту на уpoке.
8.Дoмашнем задание (правильно решены 1 и 2 задачи отметка 3, а 1, 2 и 3 – отметка 4-5)
Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша?
Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг.
Семья за январь месяц потратила 3м³ холодной воды, а горячей воды на 2 м³ меньше. Сколько всего денег семья заплатит за холодную и горячую воду за январь? Цена 1 м ³ горячей воды – 81руб, холодной воды- 40руб. В феврале семья заплатила 242 рубля. Увеличился или уменьшился расход воды (цена воды не менялась)?
Приложение
Каpтoчка самooценивания.
Ф. И. _____________________________________
Система oценивания:
"2" - спpавился с задачей без затpуднений
"1" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти
"0" - не спpавился с задачей
№ задания | Задание | Oценка |
1 | Домашняя работа | |
2 | Устный счет | |
3 | Работа у доски | |
4 | Самостоятельная работа | |
| Итoгo: моя oценка за уpoк | |
Если у вас: 7-8 - ставим oценку «5»;
5-6 - ставим оценку «4»; 4 - ставим оценку «3».
Оценка одноклассника, работающего у доски:
ФИ_____________________________ оценка______
ФИ_____________________________ оценка______
ФИ_____________________________ оценка______
ФИ_____________________________ оценка______
Каpтoчка самooценивания.
Ф. И. _____________________________________
Система oценивания:
"2" - спpавился с задачей без затpуднений
"1" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти
"0" - не спpавился с задачей
№ задания | Задание | Oценка |
1 | Домашняя работа | |
2 | Устный счет | |
3 | Работа у доски | |
4 | Самостоятельная работа | |
| Итoгo: моя oценка за уpoк | |
Если у вас: 7-8 - ставим oценку «5»;
5-6 - ставим оценку «4»; 4 - ставим оценку «3».
Оценка одноклассника, работающего у доски:
ФИ_____________________________ оценка______
ФИ_____________________________ оценка______
ФИ_____________________________ оценка______
ФИ_____________________________ оценка______
4. Применение знаний, умений и навыков по теме (15 мин.)
Работа с кейсами (задачи ВПР) 10 мин:
Лист №1
1) В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка?
Марка бумаги | Количество листов в пачке | Цена пачки | Цена за 1000 листов |
«Лучшая» | 200 | 125 руб. | |
«Снежок» | 500 | 320 руб. | |
«Сирень» | 250 | 140 руб. | |
2) Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план | Количество минут разговора в месяц | Стоимость за месяц | Цена за 1 минуту разговора |
«Лёгкий» | 200 | 200 руб. | |
«Деловой» | 450 | 900 руб. | |
«Удобный» | 600 | 1800 руб. | |
3) Пётр заправлял автомобиль на разных заправочных станциях и записывал объём и стоимость приобретённого бензина.
Заправочная станция | Объём бензина | Общая стоимость | Цена за 1 л бензина |
«Роснефть» | 25 л | 975 руб. | |
«Газпром» | 40 л | 1440 руб. | |
«Лукойл» | 30 л | 1110 руб. | |
Пётр выбрал заправку, где бензин самый дешёвый. Сколько рублей стоит на этой заправке 20 л бензина? Запишите ответ.
Работа с кейсом (задачи ОГЭ и ЕГЭ) 5 мин:
Лист №2
Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество, газ, воду и мусор.
Показания счетчика | Расход электроэнергии, (квт.ч) | Тариф, (р) | Сумма к оплате, (р) |
Текущее | Предыдущее |
9646 | 9428 | | 3 р. | |
Лист №3 (обед). 2. Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда | Борщ | 25 рублей |
Суп куриный | 32 рублей |
Суп овощной | 22 рубля |
Вторые блюда | Котлета куриная с макаронами | 50 рублей |
Овощное рагу | 40 рублей |
Плов | 58 рублей |
Напитки | Компот | 12 рублей |
Морс | 15 рублей |
Сок | 20 рублей |
Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.
6. Применение знаний и умений в самостоятельной работе. (12 мин.)
Работа с кейсом «Самостоятельная работа»
Лист №4 Задача про переводчиков:
Переводчики | Языки | Стоимость услуг (в рублях) |
1 | Английский | 3900 |
2 | Испанский, английский | 7050 |
3 | Немецкий | 2850 |
4 | Немецкий, испанский | 6150 |
5 | Немецкий, французский | 5800 |
6 | Французский | 1900 |
Пользуясь таблицей соберите одну группу переводчиков, которые владеют четырьмя языкам: английским, немецким, испанским и французским. Стоимость четырех переводчиков не должна превышать 12000 рублей.
Лист №5. Задача из проекта
1. «Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф решили построить колодец. В фирме «Родник» стоимость (в рублях) колодца из железобетонных колец рассчитывается по формуле С= 6000+ 4100 n, n - количество колец. Пользуясь этой формулой рассчитайте стоимость колодца из 8 колец.»
2. «Наф-Наф установил в доме счетчик воды за 3500 рублей. До установки счетчика Наф-Наф платил за воду 1700 рублей, после установки стал платить 1200 рублей. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счетчика?»
Лист №6. Вы собрали семейный совет, на котором решаете, куда отправиться на зимние каникулы. В результате принято решение: Семья из трех человек на зимние каникулы планирует поехать из села Чаадаевка в Карпаты на горнолыжный курорт. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 2500 рублей. Автомобиль расходует 9 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 2000 км, а цена бензина равна 40 рублям за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Предлагаю Вам следующий план решения
Сколько стоит проезд на поезде.
Сколько литров бензина потребуется на дорогу.
Вычислить стоимость бензина.
Сделать вывод.
Дoмашнем задание (правильно решены 1 и 2 задачи отметка «3», а 1, 2 и 3 – отметка «4»-«5»)
1. Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша? | 2. Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг. | 3. Семья за январь месяц потратила 3м³ холодной воды, а горячей воды на 2 м³ меньше. Сколько всего денег семья заплатит за холодную и горячую воду за январь? Цена 1 м ³ горячей воды – 81руб, холодной воды- 40руб. В феврале семья заплатила 242 рубля. Увеличился или уменьшился расход воды (цена воды не менялась)? |
Дoмашнем задание (правильно решены 1 и 2 задачи отметка «3», а 1, 2 и 3 – отметка «4»-«5»)
1. Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша? | 2. Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг. | 3. Семья за январь месяц потратила 3м³ холодной воды, а горячей воды на 2 м³ меньше. Сколько всего денег семья заплатит за холодную и горячую воду за январь? Цена 1 м ³ горячей воды – 81руб, холодной воды- 40руб. В феврале семья заплатила 242 рубля. Увеличился или уменьшился расход воды (цена воды не менялась)? |
Дoмашнем задание (правильно решены 1 и 2 задачи отметка «3», а 1, 2 и 3 – отметка «4»-«5»)
1. Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша? | 2. Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг. | 3. Семья за январь месяц потратила 3м³ холодной воды, а горячей воды на 2 м³ меньше. Сколько всего денег семья заплатит за холодную и горячую воду за январь? Цена 1 м ³ горячей воды – 81руб, холодной воды- 40руб. В феврале семья заплатила 242 рубля. Увеличился или уменьшился расход воды (цена воды не менялась)? |