СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Решение задач реальной математики (подготовка к ОГЭ)"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Решение задач реальной математики (подготовка к ОГЭ)"

Просмотр содержимого документа
«"Решение задач реальной математики (подготовка к ОГЭ)"»

Урок алгебры в 9-м классе по теме

« Что нам стоит дом построить!»

или

"Решение задач реальной математики (подготовка к ОГЭ)"



Цели урока:

Образовательная:

  • Повторение знаний по темам: «Числа и вычисления», «Приближенные значения величин», «Площади и объемы», «Части и проценты», «Единицы измерения величин», «Вычисления величин по формулам», «Отношения и пропорции».

  • Формирование вычислительных навыков.

  • Формирование умений, навыков и способов вычисления площадей и объемов.

  • Формирование навыков округления чисел с избытком.

  • Подготовка выпускников к успешной сдаче ОГЭ.


Развивающая:

  • Развитие основных типов и форм человеческого мышления: алгоритмического, аналитического, логического, пространственного, и мыслительных операций – анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, обобщения.

  • Развитие памяти, трудолюбия, усидчивости, ответственности за результат работы, настойчивости в достижении поставленной цели.

Воспитательная:


  • Воспитание интереса к математике, как к предмету школьного курса, который находит широкое практическое применение в повседневной жизни.

  • Воспитание стремления к здоровому образу жизни.



Тип урока:  урок-практикум, урок - игра.

Оборудование:  мультимедийное оборудование; экран; листы с заданиями группам.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. «Математику затем только надо учить, чтобы знания, полученные на уроке уметь применять на практике». Эти слова выдающегося математика и педагога Николая Ивановича Лобачевского могут стать девизом сегодняшнего урока. Все задачи, которые мы будем решать на уроке, отвечают одной цели – научиться применять знания в реальных жизненных обстоятельствах. Это тем более актуально, что контрольно – измерительные материалы ОГЭ содержат такие задачи. Урок мы построим в виде практического занятия, в ходе которого повторим знания по темам «Числа и вычисления», «Приближенные значения величин», «Площади и объемы», «Части и проценты», «Единицы измерения величин», «Вычисления величин по формулам», «Отношения и пропорции». Мы должны доказать, что все знания, умения и навыки, полученные на уроках, нам обязательно понадобятся в повседневной жизни.

План урока следующий.

1) Интеллектуальная разминка.

2) Расчет сэкономленных средств

3) Составление сметы на ремонт комнаты. «Покупка» стройматериалов.

I. Интеллектуальная разминка.

Задача 1: Сегодня слово процент для всех слоев населения достаточно знакомое слово. Мы с вами начинаем знакомиться с ним уже в 5 классе. Какие примеры из жизни у вас ассоциируются с этим словом? (скидка в магазине, кредит в банке, беспроцентный кредит на бытовую технику, распродажа, процент от прибыли и т.д). Решите примеры на нахождение процентов от числа и по таблице ответов вы должны получить слово для задания первой группы.

1) 25 % от 60 = 15 (П)

15

42

17

14

60

18

63

72

114

21

48

16

П

И

А

Р

Ч

Ы

К

В

Я

М

Л

Ю

2) 40 % от 35 = 14 (Р)

3) 21 % от 200 = 42 (И)

4) 60 % от 120 = 72 (В)

5) 20 % от 90 = 18 (Ы)

6) 30 % от 200 = 60 (Ч)

7)50 % от 126 =63 (К)

8) 10% от 170= 17(А)

Итак, вы получили слово «Привычка», мы с вами еще вернемся к этому термину сегодня.





II. Составление сметы на ремонт комнаты.



Учитель: «Задача сегодняшнего урока - попробуем составить смету для ремонта своей комнаты. Что такое смета (слайд). Разобьемся на 5 групп, чтобы произвести необходимые измерения и расчеты - посчитать, сколько вам потребуется денег на покупку стройматериалов. Приступаем к работе.

На вашем столе есть все необходимое: план комнаты с указанием ее размеров; есть размеры окна и двери – их вы не будете оклеивать обоями. Есть таблица с ценами на стройматериалы и дополнительными условиями покупки. Есть таблица ответов, которую вы должны заполнить. Приступаем к работе!»

Учащиеся выполняют необходимые измерения и вычисления, используя план комнаты, лист с ценами на стройматериалы. В листе ответов указать стоимость стройматериалов.

Задача: составить смету на ремонт комнаты.

Примечание: Дверь имеет высоту 2 м, ширину 1 м, окно высота 1,2 м, ширина 1,5 м. Высота комнаты 2,7 м.

Если в магазине «Строй-маркет» вы делаете покупку на сумму, свыше 20000 рублей, вы получаете скидку 10 %!

Стоимость стройматериалов

Название

Единица товара

Стоимость единицы товара

Примечание

Обои потолочные

Рулон

10 м х1,5 м

1200 р


Краска для окрашивания потолков

Банка 1 кг

300 р

(на одно окрашивание

1 требуется 80 г краски)

Плинтус для потолка

1 м

80 р


Обои настенные

Рулон

10 м х 1 м

1500 р


Краска для окрашивания стен

1 кг

300 р


Ламинит для полового покрытия

1

600 р


Плинтус для пола

1 м

100 р


Если в магазине «Строй -Маркет» вы делаете покупку на сумму, свыше 20000 рублей, вы получаете скидку 10%!



Задача группы «Привычка». Дурные привычки не только губят наше здоровье, вызывая смертельные болезни и сокращая жизнь человека на 10 – 15 лет, превращая жизнь в постоянную борьбу с плохим самочувствием, болезнями сердца, печени, почек, легких, но и значительно облегчают наш кошелек. Наше правительство заботиться о нашем здоровье, поэтому ввели ограничение в продажу алкогольных напитков и табачной продукции. Вы заботитесь о своем здоровье и, конечно же, не станете отдавать свои деньги на обогащение компаний по производству сигарет, алкогольных напитков – обидно ведь – за ваш счет владельцы этих компаний смогут жить во дворцах, отдыхать на лучших курортах мира, строить свои собственные спорткомплексы, чтобы сохранять свое здоровье, жить долго и счастливо.

Решите задачу: Сколько денег сэкономит семья из четырех человек за 10 лет, если она будет вести здоровый образ жизни. Пачка сигарет стоит в среднем 150 р, бутылка колы 70 рублей, а такая же семья с вредными привычками покупает в день 4 пачки сигарет и 4 бутылки колы?

Дополнительная задача: Сколько процентов семейного бюджета ежемесячно тратится на вредные привычки, если работают только два члена семьи и совокупный доход составляет 60000 р? Месяц составляет в среднем 30 дней.

К доске пойдет ____________________________

Решение:

  1. 150*4+70*4= 600+280=880 р. - траты семьи на вредные привычки за 1 день.

  2. 880*365=321200 р – траты семьи на вредные привычки за 1 год.

  3. 321200 *10=3212000 р - траты семьи на вредные привычки за 10 лет.

Дополнительная задача. .

Учитель: «Итак, 3212000 рублей! 44 % семейного бюджета! Так вот почему так богаты производители спиртных напитков и табака! Ведь это почти в 3 раза больше, чем налоги, которые мы платим в бюджет государства!

Решение задачи на составление сметы:

Название

Единица товара

Стоимость единицы товара

Стоимость покупки

Обои потолочные

Рулон

10,5м х1,5 м

1200 р

2 рулона – 2400 р

Краска для окрашивания стен

1 кг

300 р

2 кг – 600 р

Обои настенные

Рулон

10,5м х1 м

1500 р

4 рулона –6000 р

Ламинит для полового покрытия

1

600 р

20 - 12000 р

Плинтус для пола

1 м

100 р

18 м – 1800 р

Плинтус для потолка

1 м

80 р

18 м – 1440 р

Итого:

24240 р

Скидка

2424 р.

С учетом скидки:

21816 р



Задание вспомогательной группы: Вам предстоит косметический ремонт комнаты: в какой последовательности вы будете делать ремонт.

  1. замена полового покрытия;

  2. наклеивание потолочных обоев;

  3. окрашивание потолка;

  4. замена обоев на стенах;

  5. замена потолочного плинтуса.

  6. Замена плинтуса для пола.

Задача: В январе 1 кв.м напольной плитки стоил 700 руб., в феврале он подорожал на 10 %, а в марте подешевел на 10 %. Подешевел товар или подорожал?

IV. Итог урока .

Итак, мы узнали из сегодняшнего урока, что можно вести здоровый образ жизни и экономить одновременно, причем сэкономить можно на небольшой домик или хороший автомобиль. Мы смогли вычислить, сколько необходимо нам денег, что бы сделать в любимой комнате ремонт. Наш урок сегодня показал, что изучение математики требуется нам для решения вот таких практических задач. Модуль «Реальная математика» предполагает решение таких задач. Знание математике – это не только Теорема Пифагора, системы линейных уравнений, это прежде всего развитие вашей логики, расчета масштабности принятия решений, просчета различных ситуаций для решения какого-либо вопроса. Такие качества нужны во многих профессиях от повара до руководителя любой отрасли.

Спасибо за урок!



Карточка 1











Карточка2

Карточка 3



Карточка 4

  1. В кармане у Миши 4 конфеты – «Грильяж», «Маска», «Белочка», «Красная шапочка», а так же ключи от квартиры. Вынимая ключи, Миша случайно выронил из кармана одну конфету. Найдите вероятность того, что потерялась конфета «Маска»


  1. Оля, Денис, Витя, Артур и Рита бросали жребий – кому начать игру. Найдите

вероятность того, что начинать игру будет Рита?


  1. Катя, Настя, Игорь, Даша и Андрей бросали жребий – кому начать игру.

Найдите вероятность того, что начинать игру будет мальчик?


  1. В соревнованиях по керлингу выступают 20 команд из 5 стран: Швеция,

Норвегия, Финляндия, Канада, Дания. Причем каждая страна выставила по 4

команды. Порядок выступления команд определяется жеребьевкой. Найдите

вероятность того, что 17-ой по счету будет выступать одна из команд Канады?


  1. В коробке находятся 7 красных шаров, 13 белых шаров и 6 голубых шаров.

Определите вероятность того, что наудачу взятый из коробки шар окажется

белым.


  1. В корзине лежат 7 помидоров, 6 огурцов, 12 перцев. Найдите вероятность того,

что первый наугад взятый овощ из корзины будет перцем.







Карточка 5

Карточка 6