Урок алгебры в 9-м классе по теме
« Что нам стоит дом построить!»
или
"Решение задач реальной математики (подготовка к ОГЭ)"
Цели урока:
Образовательная:
Повторение знаний по темам: «Числа и вычисления», «Приближенные значения величин», «Площади и объемы», «Части и проценты», «Единицы измерения величин», «Вычисления величин по формулам», «Отношения и пропорции».
Формирование вычислительных навыков.
Формирование умений, навыков и способов вычисления площадей и объемов.
Формирование навыков округления чисел с избытком.
Подготовка выпускников к успешной сдаче ОГЭ.
Развивающая:
Развитие основных типов и форм человеческого мышления: алгоритмического, аналитического, логического, пространственного, и мыслительных операций – анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, обобщения.
Развитие памяти, трудолюбия, усидчивости, ответственности за результат работы, настойчивости в достижении поставленной цели.
Воспитательная:
Воспитание интереса к математике, как к предмету школьного курса, который находит широкое практическое применение в повседневной жизни.
Воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Тип урока: урок-практикум, урок - игра.
Оборудование: мультимедийное оборудование; экран; листы с заданиями группам.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. «Математику затем только надо учить, чтобы знания, полученные на уроке уметь применять на практике». Эти слова выдающегося математика и педагога Николая Ивановича Лобачевского могут стать девизом сегодняшнего урока. Все задачи, которые мы будем решать на уроке, отвечают одной цели – научиться применять знания в реальных жизненных обстоятельствах. Это тем более актуально, что контрольно – измерительные материалы ОГЭ содержат такие задачи. Урок мы построим в виде практического занятия, в ходе которого повторим знания по темам «Числа и вычисления», «Приближенные значения величин», «Площади и объемы», «Части и проценты», «Единицы измерения величин», «Вычисления величин по формулам», «Отношения и пропорции». Мы должны доказать, что все знания, умения и навыки, полученные на уроках, нам обязательно понадобятся в повседневной жизни.
План урока следующий.
1) Интеллектуальная разминка.
2) Расчет сэкономленных средств
3) Составление сметы на ремонт комнаты. «Покупка» стройматериалов.
I. Интеллектуальная разминка.
Задача 1: Сегодня слово процент для всех слоев населения достаточно знакомое слово. Мы с вами начинаем знакомиться с ним уже в 5 классе. Какие примеры из жизни у вас ассоциируются с этим словом? (скидка в магазине, кредит в банке, беспроцентный кредит на бытовую технику, распродажа, процент от прибыли и т.д). Решите примеры на нахождение процентов от числа и по таблице ответов вы должны получить слово для задания первой группы.
1) 25 % от 60 = 15 (П)
15 | 42 | 17 | 14 | 60 | 18 | 63 | 72 | 114 | 21 | 48 | 16 |
П | И | А | Р | Ч | Ы | К | В | Я | М | Л | Ю |
2) 40 % от 35 = 14 (Р)
3) 21 % от 200 = 42 (И)
4) 60 % от 120 = 72 (В)
5) 20 % от 90 = 18 (Ы)
6) 30 % от 200 = 60 (Ч)
7)50 % от 126 =63 (К)
8) 10% от 170= 17(А)
Итак, вы получили слово «Привычка», мы с вами еще вернемся к этому термину сегодня.
II. Составление сметы на ремонт комнаты.
Учитель: «Задача сегодняшнего урока - попробуем составить смету для ремонта своей комнаты. Что такое смета (слайд). Разобьемся на 5 групп, чтобы произвести необходимые измерения и расчеты - посчитать, сколько вам потребуется денег на покупку стройматериалов. Приступаем к работе.
На вашем столе есть все необходимое: план комнаты с указанием ее размеров; есть размеры окна и двери – их вы не будете оклеивать обоями. Есть таблица с ценами на стройматериалы и дополнительными условиями покупки. Есть таблица ответов, которую вы должны заполнить. Приступаем к работе!»
Учащиеся выполняют необходимые измерения и вычисления, используя план комнаты, лист с ценами на стройматериалы. В листе ответов указать стоимость стройматериалов.
Задача: составить смету на ремонт комнаты.
Примечание: Дверь имеет высоту 2 м, ширину 1 м, окно высота 1,2 м, ширина 1,5 м. Высота комнаты 2,7 м.
Если в магазине «Строй-маркет» вы делаете покупку на сумму, свыше 20000 рублей, вы получаете скидку 10 %!
Стоимость стройматериалов
Название | Единица товара | Стоимость единицы товара | Примечание |
Обои потолочные | Рулон 10 м х1,5 м | 1200 р | |
Краска для окрашивания потолков | Банка 1 кг | 300 р | (на одно окрашивание 1 требуется 80 г краски) |
Плинтус для потолка | 1 м | 80 р | |
Обои настенные | Рулон 10 м х 1 м | 1500 р | |
Краска для окрашивания стен | 1 кг | 300 р | |
Ламинит для полового покрытия | 1 | 600 р | |
Плинтус для пола | 1 м | 100 р | |
Если в магазине «Строй -Маркет» вы делаете покупку на сумму, свыше 20000 рублей, вы получаете скидку 10%! |
Задача группы «Привычка». Дурные привычки не только губят наше здоровье, вызывая смертельные болезни и сокращая жизнь человека на 10 – 15 лет, превращая жизнь в постоянную борьбу с плохим самочувствием, болезнями сердца, печени, почек, легких, но и значительно облегчают наш кошелек. Наше правительство заботиться о нашем здоровье, поэтому ввели ограничение в продажу алкогольных напитков и табачной продукции. Вы заботитесь о своем здоровье и, конечно же, не станете отдавать свои деньги на обогащение компаний по производству сигарет, алкогольных напитков – обидно ведь – за ваш счет владельцы этих компаний смогут жить во дворцах, отдыхать на лучших курортах мира, строить свои собственные спорткомплексы, чтобы сохранять свое здоровье, жить долго и счастливо.
Решите задачу: Сколько денег сэкономит семья из четырех человек за 10 лет, если она будет вести здоровый образ жизни. Пачка сигарет стоит в среднем 150 р, бутылка колы 70 рублей, а такая же семья с вредными привычками покупает в день 4 пачки сигарет и 4 бутылки колы?
Дополнительная задача: Сколько процентов семейного бюджета ежемесячно тратится на вредные привычки, если работают только два члена семьи и совокупный доход составляет 60000 р? Месяц составляет в среднем 30 дней.
К доске пойдет ____________________________
Решение:
150*4+70*4= 600+280=880 р. - траты семьи на вредные привычки за 1 день.
880*365=321200 р – траты семьи на вредные привычки за 1 год.
321200 *10=3212000 р - траты семьи на вредные привычки за 10 лет.
Дополнительная задача.
.
Учитель: «Итак, 3212000 рублей! 44 % семейного бюджета! Так вот почему так богаты производители спиртных напитков и табака! Ведь это почти в 3 раза больше, чем налоги, которые мы платим в бюджет государства!
Решение задачи на составление сметы:
Название | Единица товара | Стоимость единицы товара | Стоимость покупки |
Обои потолочные | Рулон 10,5м х1,5 м | 1200 р | 2 рулона – 2400 р |
Краска для окрашивания стен | 1 кг | 300 р | 2 кг – 600 р |
Обои настенные | Рулон 10,5м х1 м | 1500 р | 4 рулона –6000 р |
Ламинит для полового покрытия | 1 | 600 р | 20 - 12000 р |
Плинтус для пола | 1 м | 100 р | 18 м – 1800 р |
Плинтус для потолка | 1 м | 80 р | 18 м – 1440 р |
Итого: | 24240 р |
Скидка | 2424 р. |
С учетом скидки: | 21816 р |
Задание вспомогательной группы: Вам предстоит косметический ремонт комнаты: в какой последовательности вы будете делать ремонт.
замена полового покрытия;
наклеивание потолочных обоев;
окрашивание потолка;
замена обоев на стенах;
замена потолочного плинтуса.
Замена плинтуса для пола.
Задача: В январе 1 кв.м напольной плитки стоил 700 руб., в феврале он подорожал на 10 %, а в марте подешевел на 10 %. Подешевел товар или подорожал?
IV. Итог урока .
Итак, мы узнали из сегодняшнего урока, что можно вести здоровый образ жизни и экономить одновременно, причем сэкономить можно на небольшой домик или хороший автомобиль. Мы смогли вычислить, сколько необходимо нам денег, что бы сделать в любимой комнате ремонт. Наш урок сегодня показал, что изучение математики требуется нам для решения вот таких практических задач. Модуль «Реальная математика» предполагает решение таких задач. Знание математике – это не только Теорема Пифагора, системы линейных уравнений, это прежде всего развитие вашей логики, расчета масштабности принятия решений, просчета различных ситуаций для решения какого-либо вопроса. Такие качества нужны во многих профессиях от повара до руководителя любой отрасли.
Спасибо за урок!
Карточка 1
Карточка2
Карточка 3
Карточка 4
В кармане у Миши 4 конфеты – «Грильяж», «Маска», «Белочка», «Красная шапочка», а так же ключи от квартиры. Вынимая ключи, Миша случайно выронил из кармана одну конфету. Найдите вероятность того, что потерялась конфета «Маска»
Оля, Денис, Витя, Артур и Рита бросали жребий – кому начать игру. Найдите
вероятность того, что начинать игру будет Рита?
Катя, Настя, Игорь, Даша и Андрей бросали жребий – кому начать игру.
Найдите вероятность того, что начинать игру будет мальчик?
В соревнованиях по керлингу выступают 20 команд из 5 стран: Швеция,
Норвегия, Финляндия, Канада, Дания. Причем каждая страна выставила по 4
команды. Порядок выступления команд определяется жеребьевкой. Найдите
вероятность того, что 17-ой по счету будет выступать одна из команд Канады?
В коробке находятся 7 красных шаров, 13 белых шаров и 6 голубых шаров.
Определите вероятность того, что наудачу взятый из коробки шар окажется
белым.
В корзине лежат 7 помидоров, 6 огурцов, 12 перцев. Найдите вероятность того,
что первый наугад взятый овощ из корзины будет перцем.
Карточка 5
Карточка 6