Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку -Ребята, прочитайте девиз нашего урока. Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать! - Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам.) - А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он должен сам этого захотеть.) - Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться. | Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия |
II. Каллиграфическая минутка | Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа | Прописывает образец на доске: 3 6 3 6 3 6 … 18 18 18 18 18… – Что вы увидели? – Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетради | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
III. Уст- ный счет | Развитие навыков устного счета | 1. Заполните таблицы. -Скажите, ребята, какие арифметические действия мы изучали с вами в последнее время? Сегодня на уроке нам пригодятся эти знания, и я вам предлагаю сейчас их повторить. -Перед вами лежит таблица. В ней вы будете отмечать знаками «+» и «-» правильность моего высказывания. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | + | + | - | + | - | + | + | + | Оценка |
1.Умножение-это нахождение суммы одинаковых слагаемых. 2.От перемены мест множителей произведение не меняется. 3.Вычитание- это обратное действие умножению. 4. Удвоить- это значит умножить на 2. 5. Найти половину-это значит разделить на 4. 6.Чтобы проверить умножение, нужно произведение разделить на множитель. 7. В примерах мы сначала выполняем умножение и деление, а потом сложение и вычитание. 8.Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большого числа вычесть меньшее. -Проверьте работу. На третьей строчке поставьте оценку. 2. Работа в группе. У вас на партах лежат карточки с выражениями. Сравните выражения, поставив нужный знак, не считая. 6+6+6… 6•4 9+9… 2•9 10•2… 10 12•3… 12•2 7+7+7+7+7… 7•7 3•11… 3•10 Сейчас мы выполним проверку. Участники №2 с каждого стола должны будут объяснить, какой знак в выражениях? Докажи. (6+6+6=6•3, 3 | Слушают учителя; находят верное утверждение, заполняют таблицу;
Работают в группе по карточкам. | Фронтальная
Групповая | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, разделить, слагаемое, множитель, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, произведение; владеют различными приемами устного счета. Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность |
IV. Постановка темы и целей учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная
Приём «Фантазёры» | 1) Вызываю к доске 3-х учеников, раздаю по 2 детали ЛЕГО-конструктора каждому. - Прокомментируйте, что я сделала. Что можно узнать? Как это сделать сложением? Запишите на доске: (2+2+2=6) Чем можем заменить сложение? Запишите. 2*3=6 2) (Вызываю 1 ученика, даю 4 детали. Вызываю ещё двух учеников). Раздели детали на двоих поровну. Что можно узнать? Давайте подумаем, как это сделать? Запишите на доске: 4:2=2 3) Как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься на уроке? (решать задачи) - Какие арифметические действия нам придётся применять? (умножение и деление) - Давайте вспомним, что такое умножение? (Это сложение одинаковых слагаемых) 4) Итак, мы отправляемся в математическое путешествие, в котором придётся решать увлекательные задачи. Прочитайте тему урока на слайде. - Что вы уже знаете об этой теме? - Подберите слова на эту тему? - Вот видите, в нашей памяти это уже хранится! Значит, нам это нужно! - Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Познавательная: слушают учителя. (Сколько всего деталей у 3-х учеников?)
(Сколько деталей получит каждый?) | Фронтальная | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
V. Первичное восприятие и усвоение нового материала. | Работа над задачами. Закрепление умения решать задачи умножением и делением. Развитие навыков счета. | С целью развития навыков и закрепления умений решать задачи предлагает выполнить задания. – По рисунку в задании 1 (с. 75) составьте две задачи: одну на умножение, другую на деление. Запишите их решение. Например: 1) Для того чтобы пойти на прогулку в парк, воспитательница построила детей парами, получилось шесть пар. Сколько всего детей отправились на прогулку в парк? - Какое знание применили мы здесь? 2) Двенадцать детей построились парами. Сколько получилось пар? -Чему нас учит эта задача? -Продолжите предложение «Деление- обратное действие ….» | Записывают решение задач и находят их значение, дают ответ; осуществляют взаимоконтроль. | Фронтальная. Индивидуальная, групповая (пар- ная). | Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; полно и точно выражают свои мысли, отстаивают свою точку зрения, не создавая при этом конфликтов. Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; развивают навыки сотрудничества. |
| Физкультминутка МИКС ФРИЗ ГРУП | -Мы с вами немножко устали. Давайте отдохнем.
- Ребята, вы должны сгруппироваться так, каким будет ответ. Есть одно условие: никто из вас не должен озвучивать ответ! А теперь дружно все встали, задвинули стулья, и под музыку передвигаемся по классу. Сколько десятков в числе 20? Сколько будет 6 : 2? Сколько учебных дней в неделе? Сколько будет 12 : 3? Каким по счёту месяцем будет МАЙ? | Учащиеся перемешиваются, как только останавливается музыка, образуют группы с нужным количеством. | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников |
| Продолжение работы над задачами | – Прочитайте задачу 2 (с. 75). – Что в задаче известно? Что нужно узнать? Назовите данные числа. – Рассмотрите чертеж, данный ниже. Запишите решение задачи. – Как эту же задачу решить умножением? (3 · 10 = 30 (р.).) – Сколько таких же тетрадей можно купить на 50 рублей? – Каким действием найдете ответ на этот вопрос? – Как запишете решение? (50 : 10 = 5 (т.).) | Записывают решение задачи и находят их значение, дают ответ; осуществляют взаимоконтроль. | ФронтальнаяПродолжают работать над задачей. | Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; полно и точно выражают свои мысли, отстаивают свою точку зрения, не создавая при этом конфликтов. |
VI. Самостоятельное творческое использовнаие сформированных умений и навыков | 1. Работа с геометрическим материалом. Приём «Игры в случайность» - Кубик Блума Самостоятельная работа | – Посмотрите на слайд. Что вы видите? (квадрат) - Что такое квадрат? - Теперь один участник №1 с каждой группы будут кидать кубик и участник № 3 устно выполнять задание от выпавшего слова. 1. Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени… 2. Сравни. Сравни заданный предмет с подобными, укажи сходства и различия. 3. Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет? 4. Сделай анализ. Расскажи, из чего можно сделать квадрат. 5. Примени. Приведи пример, где его можно использовать. 6. Оцени. Укажи все «плюсы» и «минусы». – Начертите квадрат: вариант I – со стороной – 5 см; вариант II – со стороной – 4 см. – Как найти периметр квадрата? Вспомните и запишите формулу.  – Найдите периметр данного квадрата. Проверьте работу друг друга. 2 ученика работают у доски. Взаимопроверка. | Слушают учителя, отвечают на вопросы; задают вопрос, соответствующий | Фронтальная. Индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгорит- мы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений. |
| 2. Решение выражений самостоятельно. Задания на карточках. | Реши примеры, запиши только ответы. 5•3 30:3 2•4 21:3 4•3 20:2 3•7 18:3 8•3 14:2 - Поменяйтесь работами партнёрами по лицу и выполните проверку. | Работают самостоятельно, осуществляют взаимопроверку | Индивидуальная, парная | Познавательные: извлекают необходимую информацию, строят цепочку рассуждений. Коммуникативные: умеют работать в малой группе – паре; уважают в общении друг друга, прислушиваются к мнению партнера, при этом умеют корректно отстаивать свою точку зрения. Личностные: стремятся к развитию навыков сотрудничества |
VII. Реф- лексия учебной деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание Приём «Рюкзак» | Рюкзак перемещается от одного участника к другому. Каждый отвечает на поставленный вопрос. Если нужно собраться с мыслями, говорит «Пропускаю ход». № 1 - Чему я научился на сегодняшнем уроке? №2 - Какое умение я закрепил на уроке? №3 - Что у меня получилось лучше всего? №4 - Над чем мне ещё нужно поработать? | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание |
VIII. Домашнее задание | Задания на закрепление навыков решать простые задачи и вычислять столбиком. | № 3, №5, стр.75. | Записывают и запоминают алгоритм выполнения. | Фронтальная. | Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений. |