СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕШУ ВПР. 2022. Русский язык. 7 КЛАСС. Август Вариант 10

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

 

Текст 1

Какая чудес..ная погода! Со..нце уже (не)печ..т (по)летнему(2) и в воздух.. чу..ствуют..ся зап..хи осен.. . Небо чистое, словно оно умыто и пр..наряже(н,нн)о по случаю т..ржестве(н,нн)ого дня.

Сегодня в т..рговых р..дах ра(з/с)положе(н,нн)ых(3) на центральн..й площад.. (не)большого горо(д/т)ка открыва..тся ярмарка. Осе(н,нн)яя ярмарка важное событие для сел..ск..х жителей. Продавц.. суетят..ся и кричат зазывая покупат..лей. Им хоч..т..ся удивить наро(д/т) (не)обыкнове(н,нн)ыми экз..мплярами овощей и фруктов выр..ще(н,нн)ыми в этом году. Вот на пр..лавк.. красует..ся гиган..ского размера (ярко)ж..лтая тыква а рядом выложе(н,нн)ы ..громные розовые пом..доры. На засолку такие (не)пойдут.

(Не)тор..пливые покупатели д..ловито пр..цен..ваются к ним и отход..т в ст..ронку.(4) Сдвинув кепку на затылок мужич..к торгу..тся с продавц..м и сб..вает цену чуть ли не (в)двое.

2. Тип 2 № 649

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

3. Тип 3 № 664

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)течени.. долгих лет Олег вспоминал школьных друзей.

2) Ученик отсутствовал на уроке (в)следстви.. недомогания.

3) Учитель математики указал (на)подобие двух геометрических фигур.

4) (Не)смотря на схему метро, я сам проложил завтрашний маршрут.

4. Тип 4 № 553

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Я поставил рюкзак за(то) дерево.

2) Мы позвали соседей, что(бы) отпраздновать новоселье.

3) Я то(же) восхитился этой картиной.

4) Люди разошлись так(же) быстро, как и собрались.

5. Тип 5 № 3785

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Ворота, завидно, начавший, клала.

 

 

6. Тип 6 № 709

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Сдав экзамен, у него закружилась голова от успеха.

2) Встретимся под часами на платформе сразу по прибытию поезда.

3) Эту книгу, посвящённую войне, я прочитал ещё зимой.

4) Глядя на старые фотографии, он вспоминал свою молодость.

7. Тип 7 № 458

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) В газете издаваемой лицеистами печатались смешные рассказы.

2) Лицеисты выбирая себе красивые альбомы переписывали туда любимые стихи.

3) В гостиной сохраняли стихи написанные прямо на стене молодым поэтом.

4) Расположившись в гостиной лицеисты сочиняли стихи а также читали их вслух.

8. Тип 8 № 669

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Совершенно расстроенный отец подошёл к окну в своём кабинете.

2) Он увидел в небе лебедей оглашавших округу печальными криками.

3) Не медля ни секунды скорее посмотри в окно доченька.

4) Стая птиц пролетала над селом постепенно исчезая из вида.

9. Тип 9 № 670

Определите и запишите основную мысль текста.

 

 

Текст 2

(1)Детская книга — это солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы юной души. (2)Книга направляет мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец; благодаря книге дети сливаются в одну духовную семью без этнографических и географических границ. (3)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым и страстно любимым.

(4)Сия страсть к книгам у меня от отца, любившего книги и тратившего на них последние деньги. (5)Но для книг необходим шкаф, а среди наших знакомых не было такого столяра, который сумел бы его сделать. (6)Пришлось заказать шкаф на соседнем Тагильском заводе, составлявшем главный центр округа Демидовских заводов. (7)Когда наш книжный шкаф был сделан, его нужно было привезти, а это тоже дело нелёгкое. (8)Хорошо помню, как мы ждали несколько недель, прежде чем подвернулась оказия.

(9)Его привезли морозной зимой, поздно вечером, и это было уже настоящее торжество и какое-то чудо. (10)В детстве я не знал вещи более красивой. (11)Представьте себе две тумбы, на них письменный стол, на нём две маленькие тумбы, а на них уже сам шкаф со стеклянными дверками. (12)Выкрашен он был коричневой краской и покрыт лаком. (13)К общему нашему огорчению, шкаф скоро растрескался и облупился из-за плутовства мастера, пожалевшего масла для его покрытия. (14)Но этот недостаток нисколько не мешал нашему книжному шкафу быть самой замечательной вещью на свете. (15)Особенно когда на его полках разместились переплетённые томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов.

— (16)Это наши лучшие друзья, — любил повторять отец, указывая на книги. — (17)И какие дорогие друзья... (18)Подумать только, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу! (19)Потом её нужно издать, потом она должна совершить далёкий-далёкий путь к читателю. (20)Каждая книга пройдёт через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа.

 

(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)

10. Тип 10 № 671

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11–12 текста. Запишите ответ.

 

11. Тип 11 № 672

Какое впечатление произвёл книжный шкаф на рассказчика в детстве? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

 

12. Тип 12 № 673

Определите и запишите лексическое значение слова «завод» из предложения 6. Завод — ...

 

13. Тип 13 № 674

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7–8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

 

14. Тип 14 № 577

Объясните значение пословицы «Всякому мила своя сторона», запишите Ваше объяснение.

 

 

Текст 2

(1)Овстуг… (2)В юности я знал только то, что это имя принадлежит имению, в котором родился Фёдор Иванович Тютчев. (3)Знал, что будущий поэт в детстве проводил там все летние месяцы, а потом бывал в Овстуге лишь наездами, постоянно живя за границей или в Петербурге.

(4)Став фронтовым корреспондентом во время Великой Отечественной войны, я волею судьбы оказался под Брянском. (5)Мой напарник Саша, журналист местной газеты, влюблённый в свой край, готов был часами говорить со мной о Брянске и его окрестностях. (6)Вот и теперь, отвлекаясь от проблем, заговорили мы об Овстуге.

— (7)Там сохранилось что-нибудь?

— (8)Дома господского давно нет. (9)А парк оставался. (10)Вековой. (11)Дуб, липа, тополь. (12)Если только немцы не вырубили. (13)Вот возьмут наши войска Брянск — съездим, поглядим.

— (14)Тютчев-то сам в Овстуге мало бывал.

— (15)Да, но всякий раз, даже приезжая на день-другой, писал под родным кровом стихи. (16)Натоскуется в чужих краях, доберётся до старой усадьбы, и тут его обязательно осенит.

(17)Природа, окружавшая нас в эти дни на Десне, даже израненная и опалённая, была необыкновенно поэтична. (18)Пересвистывались птицы. (19)Река поблёскивала, озарённая осенним солнцем. (20)И в сознании моём начинали звучать тютчевские строки, написанные неподалёку, в Овстуге: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»

(21)Много позднее, перечитывая стихи и письма Тютчева, я часто вспоминал свой разговор с Сашей. (22)Ведь, правда, если сложить воедино все месяцы, недели, дни, проведённые поэтом под кровлей отчего дома, составится лишь малая часть его долгой жизни. (23)Как известно, более двух десятилетий по долгу дипломатической службы провёл он в разлуке с Россией.

(24)Но тихая усадьба, где Тютчев впервые увидел деревья, небо, птиц, где приставленный к четырёхлетнему мальчику «дядька» Николай Хлопов открывал своему питомцу обаяние русской природы и щедрость родной речи, — весь этот укромный угол в дальнем уезде навсегда остался для поэта воплощением России. (25)Многоцветный поток детских впечатлений не иссякал на чужбине, а, наоборот, разрастался.

 

(По Я. Хелемскому)

Просмотр содержимого документа
«РЕШУ ВПР. 2022. Русский язык. 7 КЛАСС. Август Вариант 10»

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.



Текст 1

Какая чудес..ная погода! Со..нце уже (не)печ..т (по)летнему(2) и в воздух.. чу..ствуют..ся зап..хи осен.. . Небо чистое, словно оно умыто и пр..наряже(н,нн)о по случаю т..ржестве(н,нн)ого дня.

Сегодня в т..рговых р..дах ра(з/с)положе(н,нн)ых(3) на центральн..й площад.. (не)большого горо(д/т)ка открыва..тся ярмарка. Осе(н,нн)яя ярмарка важное событие для сел..ск..х жителей. Продавц.. суетят..ся и кричат зазывая покупат..лей. Им хоч..т..ся удивить наро(д/т) (не)обыкнове(н,нн)ыми экз..мплярами овощей и фруктов выр..ще(н,нн)ыми в этом году. Вот на пр..лавк.. красует..ся гиган..ского размера (ярко)ж..лтая тыква а рядом выложе(н,нн)ы ..громные розовые пом..доры. На засолку такие (не)пойдут.

(Не)тор..пливые покупатели д..ловито пр..цен..ваются к ним и отход..т в ст..ронку.(4) Сдвинув кепку на затылок мужич..к торгу..тся с продавц..м и сб..вает цену чуть ли не (в)двое.

2. Тип 2 № 649

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.



3. Тип 3 № 664

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)течени.. долгих лет Олег вспоминал школьных друзей.

2) Ученик отсутствовал на уроке (в)следстви.. недомогания.

3) Учитель математики указал (на)подобие двух геометрических фигур.

4) (Не)смотря на схему метро, я сам проложил завтрашний маршрут.

4. Тип 4 № 553

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Я поставил рюкзак за(то) дерево.

2) Мы позвали соседей, что(бы) отпраздновать новоселье.

3) Я то(же) восхитился этой картиной.

4) Люди разошлись так(же) быстро, как и собрались.

5. Тип 5 № 3785

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Ворота, завидно, начавший, клала.

6. Тип 6 № 709

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Сдав экзамен, у него закружилась голова от успеха.

2) Встретимся под часами на платформе сразу по прибытию поезда.

3) Эту книгу, посвящённую войне, я прочитал ещё зимой.

4) Глядя на старые фотографии, он вспоминал свою молодость.

7. Тип 7 № 458

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) В газете издаваемой лицеистами печатались смешные рассказы.

2) Лицеисты выбирая себе красивые альбомы переписывали туда любимые стихи.

3) В гостиной сохраняли стихи написанные прямо на стене молодым поэтом.

4) Расположившись в гостиной лицеисты сочиняли стихи а также читали их вслух.

8. Тип 8 № 669

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Совершенно расстроенный отец подошёл к окну в своём кабинете.

2) Он увидел в небе лебедей оглашавших округу печальными криками.

3) Не медля ни секунды скорее посмотри в окно доченька.

4) Стая птиц пролетала над селом постепенно исчезая из вида.

9. Тип 9 № 670

Определите и запишите основную мысль текста.



Текст 2

(1)Детская книга — это солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы юной души. (2)Книга направляет мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец; благодаря книге дети сливаются в одну духовную семью без этнографических и географических границ. (3)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым и страстно любимым.

(4)Сия страсть к книгам у меня от отца, любившего книги и тратившего на них последние деньги. (5)Но для книг необходим шкаф, а среди наших знакомых не было такого столяра, который сумел бы его сделать. (6)Пришлось заказать шкаф на соседнем Тагильском заводе, составлявшем главный центр округа Демидовских заводов. (7)Когда наш книжный шкаф был сделан, его нужно было привезти, а это тоже дело нелёгкое. (8)Хорошо помню, как мы ждали несколько недель, прежде чем подвернулась оказия.

(9)Его привезли морозной зимой, поздно вечером, и это было уже настоящее торжество и какое-то чудо. (10)В детстве я не знал вещи более красивой. (11)Представьте себе две тумбы, на них письменный стол, на нём две маленькие тумбы, а на них уже сам шкаф со стеклянными дверками. (12)Выкрашен он был коричневой краской и покрыт лаком. (13)К общему нашему огорчению, шкаф скоро растрескался и облупился из-за плутовства мастера, пожалевшего масла для его покрытия. (14)Но этот недостаток нисколько не мешал нашему книжному шкафу быть самой замечательной вещью на свете. (15)Особенно когда на его полках разместились переплетённые томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов.

— (16)Это наши лучшие друзья, — любил повторять отец, указывая на книги. — (17)И какие дорогие друзья... (18)Подумать только, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу! (19)Потом её нужно издать, потом она должна совершить далёкий-далёкий путь к читателю. (20)Каждая книга пройдёт через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа.

 

(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)

10. Тип 10 № 671

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11–12 текста. Запишите ответ.



11. Тип 11 № 672

Какое впечатление произвёл книжный шкаф на рассказчика в детстве? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.



12. Тип 12 № 673

Определите и запишите лексическое значение слова «завод» из предложения 6. Завод — ...



13. Тип 13 № 674

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7–8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.



14. Тип 14 № 577

Объясните значение пословицы «Всякому мила своя сторона», запишите Ваше объяснение.



Текст 2

(1)Овстуг… (2)В юности я знал только то, что это имя принадлежит имению, в котором родился Фёдор Иванович Тютчев. (3)Знал, что будущий поэт в детстве проводил там все летние месяцы, а потом бывал в Овстуге лишь наездами, постоянно живя за границей или в Петербурге.

(4)Став фронтовым корреспондентом во время Великой Отечественной войны, я волею судьбы оказался под Брянском. (5)Мой напарник Саша, журналист местной газеты, влюблённый в свой край, готов был часами говорить со мной о Брянске и его окрестностях. (6)Вот и теперь, отвлекаясь от проблем, заговорили мы об Овстуге.

— (7)Там сохранилось что-нибудь?

— (8)Дома господского давно нет. (9)А парк оставался. (10)Вековой. (11)Дуб, липа, тополь. (12)Если только немцы не вырубили. (13)Вот возьмут наши войска Брянск — съездим, поглядим.

— (14)Тютчев-то сам в Овстуге мало бывал.

— (15)Да, но всякий раз, даже приезжая на день-другой, писал под родным кровом стихи. (16)Натоскуется в чужих краях, доберётся до старой усадьбы, и тут его обязательно осенит.

(17)Природа, окружавшая нас в эти дни на Десне, даже израненная и опалённая, была необыкновенно поэтична. (18)Пересвистывались птицы. (19)Река поблёскивала, озарённая осенним солнцем. (20)И в сознании моём начинали звучать тютчевские строки, написанные неподалёку, в Овстуге: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»

(21)Много позднее, перечитывая стихи и письма Тютчева, я часто вспоминал свой разговор с Сашей. (22)Ведь, правда, если сложить воедино все месяцы, недели, дни, проведённые поэтом под кровлей отчего дома, составится лишь малая часть его долгой жизни. (23)Как известно, более двух десятилетий по долгу дипломатической службы провёл он в разлуке с Россией.

(24)Но тихая усадьба, где Тютчев впервые увидел деревья, небо, птиц, где приставленный к четырёхлетнему мальчику «дядька» Николай Хлопов открывал своему питомцу обаяние русской природы и щедрость родной речи, — весь этот укромный угол в дальнем уезде навсегда остался для поэта воплощением России. (25)Многоцветный поток детских впечатлений не иссякал на чужбине, а, наоборот, разрастался.

 

(По Я. Хелемскому)