Просмотр содержимого документа
«Республика ШКИД: реальность и вымысел литературного произведения»
Республика ШКИД: реальность и вымысел литературного произведения
- Повесть «Республика ШкиД» Гр. Белых и Л. Пантелеева энциклопедии называют «отчасти автобиографической», в ней есть множество реальных фактов, но так как авторы являются не историками, а писателями, некоторые моменты можно поставить под сомнение.
Таким образом, возникает вопрос, можно назвать «Республику ШкиД» – историческим источником или это вымышленное произведение с использованием реальных имен.
Цель исследования:
- изучить сходства и различия литературного произведения «Республика ШкиД» с жизнью Школы социально-индивидуального воспитания имени Достоевского и сделать вывод о ценности повести как исторического источника.
Задачи исследования:
- Охарактеризовать беспризорность в России как явление 1920-1940-х годов и изучить способы борьбы с беспризорностью;
- Рассмотреть различные учреждения по борьбе с беспризорностью и системы воспитания детей в них;
- Изучить исторический аспект создания повести «Республика ШкиД»;
- Сравнить факты, изложенные в произведении, с реальными фактами;
- Создать таблицу сходств и различий произведения и реальной жизни и сделать вывод по цели исследования.
Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского
- Одной из самых сложных социальных проблем XX века являлась детская беспризорность, ее численность достигала катастрофических размеров.
Создание произведения
- «Республика Шкид» — это литературное произведение, где в художественной форме бывшие ученики школы рассказывают о своем обучении в ней, о своих шалостях и проказах и о своих впечатлениях от всего ими здесь пережитого»
- В.Н. Сорока-Росинский
«...Собственно говоря, эта книга есть добросовестно нарисованная картина педагогической неудачи» А.С. Макаренко
Многие учителя представлены в книге идеальными, способными «понять и простить» своих подопечных. На самом деле некоторые воспитатели оказывались, несмотря на свой зрелый возраст, наивными младенцами, очутившись лицом к лицу с этими видавшими виды ребятами.
Герои произведения разные, но положительное в них побеждает. Многие воспитанники по окончании школы поступили в ВУЗы и добились успехов в карьере, несмотря на своё прошлое. А в реальности все было гораздо сложнее.
Критерии сравнения
Личности героев
Повесть
Реальная ситуация
Имеют придуманные черты характера
Судьбы героев
В каждом ученике выделяются индивидуальные положительные черты
Обычные воспитанники
Личности учителей и руководства
Стали достойными гражданами
Имеют недостатки
Некоторые не смогли перевоспитаться и преодолеть в себе беспризорника
Ярко выраженные достоинства и недостатки для усиления эффекта в отрывках, рассказывающих об отношениях с учениками
Отношения между учениками
Большинство – учителя, которые оказались не способны работать с трудными детьми
«Старые» ученики способны положительно влиять на новичков, перевоспитывать их
Отношения учителей и учеников
Жестокое отношение друг к другу, в особенности к новеньким, законы улицы переносились в школу, не приемлемость строгих порядков
Складывались тяжело и избирательно, как и в действительности
Структура и работа школы
Описаны реальные условия
Каждое произведение всегда подвергается критике, особенно, если оно повествует о каком-либо историческом явлении.
данная повесть - литературное произведение, поэтому нельзя судить по ней о реальных фактах, в данном случае - о школе имени Достоевского.
Учреждение перенесло много всего, но, если благодаря педагогическому составу оно смогло изменить и вырастить таких учеников, можно ли назвать его «педагогической неудачей»?
Спасибо за внимание!