Республиканский конкурс
«Мастер педагогического труда по организации внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»
Номинация: «Специалисты физической культуры и спорта городских общеобразовательных организаций»
ПРОЕКТ «ФУТБОЛ – В ШКОЛУ»
В программе, принятой Всемирной организацией здравоохранения, зафиксирована одна из рекомендаций по проблеме формирования гуманного отношения человека к своему здоровью: «… усилить воспитательную и просветительную работу среди населения, направленную на пропаганду здорового образа жизни, на приобретение знаний о мерах по укреплению здоровья и профилактике заболеваний… Особое внимание следует обратить на формирование здорового образа жизни у детей и подростков, так как основы его закладываются на ранних этапах жизни». Тезисы Всемирной организации здравоохранения легли в основу национальных идей в большинстве стран мира, в том числе в России.
Тематика процессов формирования навыков здорового образа жизни включается и в программы дополнительного образования.
Футбол – одно из приоритетных направлений в спорте. Ребенок, который приобрел профессиональные навыки в детстве, сможет применять их на протяжении всей последующей жизни. Известны многие случаи, когда абитуриенту-футболисту, имеющему даже невысокий уровень знаний по учебным предметам, предлагают поступить в тот или иной институт, для того чтобы он играл за честь институтской команды.
Регулярные занятия футболом разносторонне и гармонично развивают ребенка, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты, сообразительности. Занятия футболом имеют большое воспитательное значение. Они помогают учащимся стать дисциплинированными, собранными, смелыми, решительными и находчивыми, что повышает их самооценку и лишает комплексов неполноценности в общении со сверстниками. Эти и другие моральные качества формируются в ходе правильно организованных учебно-тренировочных занятий и соревнований.
С целью пропаганды физкультуры, спорта и здорового образа жизни при школе № 146 была сформирована футбольная команда «Звезда» для мальчиков 1995 года рождения. В 2005 году в результате совместного проекта школьной администрации и родительского комитета школы для популяризации и развития спорта в школе и микрорайоне был разработан проект «Футбол – в школу» и организован спортивный класс. Ребята стали и учиться, и тренироваться в одном месте. Тренировки стали ежедневными и проходили в спортивном зале школы в послеучебное время.
Инновационной в работе детской футбольной команды «Звезда», помимо самой образовательной программы, можно считать то, что время пребывания в детском оздоровительно спортивном лагере «Пламя» в летний период длится в течение четырех смен. Это почти все лето. Это дает и тренеру, и команде массу плюсов. Во-первых, нет необходимости в поиске спортивных инфраструктур, что весьма проблематично летом. Мы имеем свободный доступ к спортивным сооружениям (стадионам, тренажерным залам, спортивному инвентарю). Во-вторых, активное участие в соревнованиях всех уровней на протяжении всего летнего периода ведет к укреплению связи между школьным спортом и спортом высших достижений, чем активизируется мотивация и интересы детей к занятиям футболом. В городе приходилось бы собирать команду, разъехавшуюся по разным пионерским лагерям и по районам Татарстана. А наша команда всегда мобильна и в любой день готова выступить в соревнованиях. Тренировочный процесс не прерывается ни на день. В-третьих, за здоровьем и физическим развитием учащихся наблюдает специалист, спортивный врач, готовый в любой момент дать квалифицированную консультацию и оказать надлежащий уход. В-четвертых, ребята получают специальное усиленное пятиразовое питание, так как лагерь имеет спортивную специфику (не в каждой семье ребенок получает такое питание). В-пятых, находясь в оздоровительном детском лагере в течение всего лета, дети ограждены от дурного влияния среды (алкоголизма, наркомании, табакокурения, организованные группировки подростков), от вредных привычек (многочасовое просиживание перед компьютером или телевизором, травмоопасные игры, купание в неположенных местах). В тот период, когда дети максимально предоставлены себе (родители на работе, а ребенок дома один), наши спортсмены находятся под неусыпным вниманием тренеров и воспитателей. В-шестых, лагерь предоставляет детям и так называемый социальный отдых: массовые мероприятия познавательного и развлекательного характера, вечера художественной самодеятельности, освоение новых видов спорта, праздники и т.д. Все это позволяет нашим воспитанникам хорошо отдохнуть летом, поправить физическое и душевное здоровье, улучшать взаимоотношения в коллективе и быть в постоянной физической форме. Если в течение учебного года мы практикуем каждодневные тренировки по полтора-два часа, то в лагере мы имеем возможность увеличить количество тренировочных часов за счет игровых занятий, занятий с тренажерами и спортивным инвентарем, гимнастических упражнений и многих других форм работы.
В 2007 году с целью привлечения к занятиям спортом большего количества школьников была сформирована футбольная команда для мальчиков 1998 года рождения, которая также тренируется при школе № 146.
Регулярность тренировок, максимальная отдача и спортивная дисциплина стали залогом хороших результатов в спорте нашей команды. Активное участие в городских, республиканских и всероссийских первенствах и чемпионатах по футболу дают возможность игровой, соревновательной практики, где ребята проявляют свои лучшие морально-волевые качества для достижения победы для своей команды, своего города, своей республики.
Резюмируя вышесказанное, можно выделить основные цели работы:
1. Целенаправленная воспитательная и просветительская работа среди учащихся школы и населения микрорайона, направленная на ведение здорового образа жизни и популяризацию спорта, в частности футбола.
2. Формирование в футболистах команды «Звезда» морально-волевых качеств для достижение высоких спортивных результатов за честь своей школы, района, города
3. Воспитание личности лидера, способной к успешной социализации
4. Успешная социализация воспитанников. Все выпускники спортивного класса поступили в различные вузы Казани и все играют в сборных командах по футболу в своих учебных заведениях.
В связи с нашими целями, мы выполняем следующие задачи:
1. Регулярные занятия футболом, способствующие гармоничному развитию школьников и формированию силы, выносливости, быстроты, сообразительности.
2. Формирование командного духа, умения взаимодействия в коллективе, способствующих успешной социализации детей.
3. Физкультурно-оздоровительная работа в спортивных лагерях в летний период.
4. Активное участие в соревнованиях всех уровней, ведущее к укреплению связей между школьным спортом и спортом высших достижений.
5. Достижение высоких результатов в спорте, активизирующее мотивацию и интерес детей к занятиям футболом.
6. Ведение активной воспитательной работы, ограждающей школьников от дурного влияния среды (алкоголизма, табакокурения, наркомании, организованных преступных группировок), от вредных привычек (многочасовое просиживание перед компьютером, травмоопасные игры, купание в неположенных местах).
7. Хороший, полноценный отдых летом (массовые мероприятия познавательного, развлекательного характера, полноценное питание, освоение новых видов спорта), способствующий улучшению физического и душевного здоровья школьников.
8. Стимулирование внутренней активности личности воспитанников, учитывающие ее потребности к самосовершенствованию и самореализации в образовательном пространстве.
Дальнейшие перспективы нашей работы таковы:
Активное участие во всех футбольных и мини-футбольных турнирах всех уровней, достижение высоких результатов.
Последовательная популяризация спорта, в частности футбола среди учащихся школы № 146 и жителей микрорайона.
Привлечение в состав команды «Звезда» всех возрастных групп большего числа школьников школы и микрорайона.
В настоящее время, когда подростковая преступность, наркомания, токсикомания, алкоголизм малолетних стали проблемой номер один в системе образования, очевидно, что необходимо привлекать как можно больше детей в различные кружки и секции, в том числе и спортивные. Занятия спортом организуют, дисциплинируют учащихся, а систематические занятия в спортивных секциях способствуют гармоническому физическому и духовному развитию детей, укреплению их здоровья, повышению работоспособности, продлению активного долголетия.
Футбол – один из популярнейших, престижнейших видов спорта. Своим признанием он обязан простоте, доступности, большой эмоциональности и оздоровительному эффекту. И что немаловажно, футбол – игра с ярко выраженными коллективными действиями. А осознание ребенком себя членом коллектива, успешным членом коллектива, воспитывает в нем чувство товарищества, взаимовыручки, ответственности не только за себя, но и за команду, повышает его самооценку, позволяя пребывать в ситуации успеха. Футбол – игра, развивающая и патриотический дух. Приятно осознавать себя не только победителем, но и спортсменом, принесшим победу для своей школы, района, города, республики, России.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Популяризация спорта, в частности футбола среди школьников, родителей, жителей микрорайона и города.
Расширение количества школьников, активно занимающихся спортом.
Привлечение специалистов, профессиональных спортсменов, известных тренеров, спортивных врачей для работы со школьниками и пропаганды спорта и здорового образа жизни и для участия в массовых мероприятиях для жителей микрорайона.
Организация и проведение массовых мероприятий в школе, среди школ микрорайона, во дворах микрорайона для привлечения детей дошкольного и школьного возраста к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
Посредством активного занятия спортом оградить детей от негативного влияния среды.
Привлечь детей из неблагополучных семей, детей из группы риска к активным занятиям спортом на регулярной основе.
Финансировать всевозможные поездки школьной команды «Звезда» на футбольные соревнования республиканского и всероссийского масштаба.
Закупка экипировки, спортивного инвентаря и оборудования для полноценных тренировок школьников и достижения высоких результатов.
Пошив футбольной формы с символикой школы и города для выступления в республиканских и всероссийских соревнованиях.
Сегодня России нужны свободные, смело мыслящие граждане, талантливые организаторы, любящие свою Родину и направляющие свою энергию на ее процветание. А связи с этим наиболее важным направлением в системе работы со школьниками как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования является социальная адаптация (приспособление учеников к условиям существования), призванная способствовать формированию характера наших воспитанников, помогать решать задачи командного сплочения и элементарные задачи социализации, то есть готовят наших детей к настоящей взрослой жизни. Главной целью такой работы является воспитание успешной личности, способной раскрыть себя как личность профессиональную, коммуникабельную, творческую, человека с активной, позитивной жизненной позицией.
Работа по социальной адаптации детей, или социализации своевременна и актуальна, так формирование успешной личности обучаемого в образовательном учреждении и в жизни связано с целями региональной политики Татарстана. А цель региональной политики состоит в обеспечении конкурентоспособности Татарстана на российском и мировом уровнях. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы подчеркивается, что «образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным».
Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, но и позитивная самооценка и самоощущение самого обучаемого.
Задача же тренера - сделать максимум возможного для того, чтобы каждый воспитанник, чувствовал себя в секции и вне секции счастливым и успешным и имел условия для реализации своих способностей. Ведь даже в слабоуспевающем ученике заложено множество талантов, которые он с удовольствием может раскрыть в себе в процессе внеурочной деятельности, то есть слабый ученик может быть превосходным футболистом. Поэтому для занятий в нашей секции я, как тренер, не произвожу селекцию, то есть не набираю только сильных, талантливых, адаптированных игроков, а набираю всех ребят, которые хотят заниматься футболом. Уже впоследствии, позанимавшись несколько занятий, школьники приобретают необходимый опыт и желание совершенствоваться в этом виде спорта. А я должен правильно и умело направить усилия игроков в нужное русло, так как кто-то из воспитанников силен физически, кто-то более вынослив, кто-то обладает развитым мышлением, а все вместе это является необходимым условием и составляющим для командной игры.
В нашей секции много детей из неполных семей, есть ребята из малообеспеченных, неблагополучных семей. Занимаясь постоянно футболом, они приобретают не только необходимые навыки футболистов, но и находят много друзей, сплачиваются в коллектив, чувствуют себя защищенными, сильными, одной большой дружной семьей (родители тоже принимают активное участие в жизни нашей секции). Многочисленные победы наших юных футболистов позволяют им ощущать себя успешными, нужными, полезными для своего города и республики.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Одним из основных девизов непрофессионального спорта является: «Главное не победа, главное – участие». Но всегда лучше, когда, начиная с участия, ты приходишь к победе. Поэтому приоритеты своей педагогической деятельности я бы расставил так:
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ВОСПИТАНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА – СТРЕМЛЕНИЕ К ПОБЕДЕ
Я сам человек очень спортивный. Занимаюсь футболом, волейболом, фитнесом, лыжами, я не пью, не курю и не понаслышке знаю о здоровом образе жизни. Поскольку я считаю себя достойным гражданином своей страны, мне очень хочется, чтобы людей, ведущих здоровый образ жизни, было как можно больше. Поэтому я преподаю в школе физическую культуру, поэтому я тренирую детей в секции по футболу. Первый постулат моего педагогического кредо звучит так:
У СТРАНЫ ДОЛЖНО БЫТЬ БУДУЩЕЕ, И ЭТО БУДУЩЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ.
Чем больше здоровых, активных, энергичных людей в стране, тем эта страна успешней.
«Воспитание – великое дело, им решается участь человека», - эти слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше нестабильное время.
Основные задачи работы спортивной секции – это привлечение подростков к систематическим занятиям физкультурой и спортом, всестороннее и гармоническое развитие школьников, формирование здоровой и творческой личности, создание условий для самореализации ребенка, таких, чтобы ребенок понял, что он сам – творец собственной жизни, собственной судьбы, собственной души. Из этого следует, что занятия в спортивной секции – это не столько активный отдых, сколько огромный труд, результатом которого станет успешный, гармонически развитый человек. Спортивный зал – это место, где воедино сливаются красота движения тела, красота движения мысли и красота движения характера. Второй постулат моего педагогического кредо звучит так:
СПОРТ ТРЕБУЕТ СЕРЬЕЗНОГО К СЕБЕ ОТНОШЕНИЯ. РЕГУЛЯРНОСТЬ, ДИСЦИПЛИНА, МАКСИМАЛЬНАЯ ОТДАЧА – ЗАЛОГ ВОСПИТАНИЯ НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ.
Мероприятия, проведенные для учащихся школы № 146 и для жителей микрорайона
Семинары и мастер-классы для школьных команд с привлечением известных футболистов и тренеров.
Проведение семинаров для родителей и жителей микрорайона с целью популяризации спорта и здорового образа жизни
Проведение спортивных мероприятий для учащихся школы № 146 и детей микрорайона. Будет вовлечено 1000-1200 школьников и дошкольников.
Проведение районных, городских, республиканских семинаров для учителей физкультуры и тренеров ДОУ с целью популяризации детского спорта и здорового образа жизни.
Проведение ежегодных турниров по футболу среди школьников микрорайона «Салют, Победа!», посвященный Дню Победы.
Оформление стационарного стенда «На звездной орбите», посвященного футбольной тематике и освещающего спортивные успехи команды «Звезда» всех возрастных групп.
Выпуск школьной газеты «Футбол в школе».
Проведение футбольных дворовых праздников во дворах микрорайона. Будет проведено 8 дворовых праздников с привлечением от 500 до 800 школьников, родителей и жителей микрорайона.
Оформление баннеров «Футбол в школе» для пропаганды детского спорта в школах.
Участие во всех футбольных и мини-футбольных турнирах районного, городского, республиканского и российского уровней.
В ходе реализации проекта ожидается привлечение большего числа учащихся в школьную футбольную команду «Звезда» всех возрастных групп. Кроме того ожидается качественный результативный скачок. Мы планируем, что команды будут занимать только призовые места во всех районных, городских, республиканских и всероссийских турнирах по футболу и мини-футболу.
ЕСЛИ БУДЕТ НЕОБХОДИМО – ДОСТИЖЕНИЯ ТРЕНЕРА И ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ «ЗВЕЗДА»
Личные достижения в профессиональной деятельности педагога
Награды и звания (государственные, отраслевые, региональные) Диплом Комитета по физкультуре спорту и туризму по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в Казани за организацию и успешное проведение спортивного праздника «Футбольное шоу» и хорошую подготовку юных футболистов 1995 г.р. (1.02.2004); Грамота Федерации футбола Республики Татарстан – лучшему тренеру г. Казани по футболу среди команд 1995 г.р. по итогам 2005 года (26.12.2005); Диплом Комитета физической культуры и спорта города Казани за первое место в первенстве Казани по футболу среди команд групп подготовки 1995-96 г.р. (15.12.2006); Диплом Комитета по физкультуре спорту и туризму по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в Казани за 3 место в первенстве Казани по футболу на призы клуба «Кожаный мяч» среди игроков 1995-96 г.р. (30.05.2006); Почетная грамота Федерации футбола Республики Татарстан за большой вклад в развитие детского мини-футбола Республики Татарстан (5.12.2006); Почетная грамота Главы МУ «Администрация Ново-савиновского района ИКМО г. Казани» за 2 место в первенстве Ново-Савиновского района г. Казани по футболу на приз клуба «Кожаный мяч» среди юношей 1994-95 г.р. (28.05.2007); Диплом Комитета по физкультуре спорту и туризму по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в Казани за 3 место на республиканских соревнованиях на призы конкурса «Кожаный мяч» среди юношей 1994-95 г.р. (25.06.2007)
Наличие материала по обобщению опыта, научных работ, публикаций, выступлений на образовательных форумах различного уровня, выставках
Участие в различных конкурсах профессионального мастерства, в международных и российских грантах, результаты Районный конкурс «Педагог дополнительного образования года – 2007» (январь 2007) 1 место; Участие в городском конкурсе «Педагог дополнительного образования – 2007»
Совокупность результатов практической деятельности педагога
2005 год.
3 место в зональных Всероссийских соревнованиях ДФЛ среди команд 1995г.р. (Саранск,2005 г.);
5-е место в финальном турнире Детской футбольной лиги (г. Волгоград, 2005 г.);
3 место в турнире на призы главы республики Мордовия среди детей 1995 г.р. (Саранск, 2005 г.);
2-е место в Первенстве г. Казани среди мальчиков 1994 г.р. (г. Казань, 2005 г.);
1-е место по мини-футболу в кубке «Вызова» (г. Казань, 2005 год);
2006 год.
1 место по мини-футболу в соревнованиях, посвященных Дню милиции (г. Казань, 2006 г.);
2 место в открытом турнире ДЮСШ «Виктория» по мини-футболу среди мальчиков 1993-94 г.р. (г. Казань, 2006 г.);
3 место на городских соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч» среди юношей 1995-96 г.р. (г.Казань, 2006 г.)
2 место на Республиканских соревнованиях по футболу на приз клуба «Кожаный мяч» среди мальчиков 1995-96 г.р. (г. Нижнекамск, 2006 г.);
1 место в первенстве г. Казани среди мальчиков 1995 г.р. (г. Казань 2006 г.);
1 место во Всероссийском юношеском турнире на призы президента Федерации футбола Пермского края (г. Пермь, 2006 г.);
1 место в Первенстве г. Казани по мини-футболу (г. Казань, 2006 г.);
2 место в Первенстве Респулики Татарстан по мини-футболу среди мальчиков 1994-95 г.р. (г. Бугульма, 2006 г.);
2007 год.
1 место во Всероссийском юношеском турнире на приз Комитета по образованию г. Камышина ( Волгоградская обл., г. Камышин, 2007 г.);
1 место на городских соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч» среди юношей 1994-95 г.р. (г.Казань, 2007 г.)
2 место на городских соревнованиях по футболу на приз клуба «Кожаный мяч» среди мальчиков 1994-95 г.р. ( г. Казань, 2007 г.);
3 место на Республиканских соревнованиях по футболу на приз клуба «Кожаный мяч» среди мальчиков 1994-95 г.р. (г. Бавлы, 2007 г.);
1 место в Республиканском детском турнире по мини-футболу «Путь чемпионов» среди детей 1994-95 г.р. (г. Казань, 2007 г.)
3 место во Всероссийском юношеском турнире по футболу среди юношей 1995 г.р. (г. Саранск, 2007 г.)
2 место в Первенстве г. Казани среди юношей 1995 г.р. (г. Казань 2007 г.);
2008 год.
1 место в турнире по зимнему футболу на приз Приволжского спорткомитета среди мл. юношей 1995 г.р. (г. Казань 2008 г.)
2 место в Открытом турнире ДЮСШ «Виктория» по мини-футболу среди юношей 1993-94 г.р. (г. Казань, 2008 г.);
1 место в первом городском чемпионате на кубок «Комсомольской Правды» по набиванию мячей игрок Гайнуллин Рамиль команда «Звезда» (г.Казань, 2008 г.)
2 и 3 места в городском конкуре «Лучший вратарь года» завоевали Гайнуллин Тимур и Асадуллин Станислав из команды «Звезда» (г.Казань, 2008 г.);
1 место в районных соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч» среди юношей 1995-96 г.р. (г.Казань, 2008 г.);
1 место на городских соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч» среди юношей 1995-96 г.р. (г.Казань, 2008 г.)
2 место на Республиканских соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч» среди юношей 1995-96 г.р. (г.Нижнекамск, 2008 г.);
2 место на Всероссийских соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч» среди юношей 1995-96 г.р. (г.Элиста, 2008 г.)
3 место в Первенстве Респулики Татарстан по мини-футболу среди юношей 1994-95 г.р. (г. Бугульма, 2008 г.);
2 место в розыгрыше Кубка г.Казани по футболу среди юношей 1995 г.р. (г.Казань, 2008 г.)
1 место в первенстве г. Казани среди юношей 1995 г.р. (г. Казань 2008 г.);
2009 год.
1 и 2 места в турнире по зимнему футболу на приз Приволжского спорткомитета среди юношей 1995-94 г.р. (г. Казань 2009 г.)
1 место в Зимнем первенстве по футболу среди команд 1995 г.р. (г.Казань 2009 г.)
3 место в Зимнем первенстве Республики Татарстан по футболу среди команд 1995 г.р. (г.Набережные Челны 2009 г.)
1 место на Всероссийском юношеском турнире по футболу на приз Комитета по образованию. (г.Камышин 2009 г.)
3 место в Первенстве Республики Татарстан по футболу среди юношей 1995 г.р. (г. Казань. 2009 г.)
3 место в Приволжском Федеральном Округе по футболу среди команд СДЮСШОР и ДЮСШ 1995 г.р. (г.Казань, 2009 г.)
1 место в первенстве г. Казани по футболу среди команд 1995 г.р. (г.Казань 2009 г.)
1 место на Всероссийском юношеском турнире среди школ Олимпийского резерва 1995 г.р. (г.Новороссийск).
1 место в Первенстве Респулики Татарстан по мини-футболу среди юношей 1995-96 г.р. (г. Бугульма, 2009 г.);
1 место на Всероссийском юношеском турнире по футболу среди команд 1995 г.р. (г.Нижний Новгород, 2009 г.)
2010 год.
1 место в турнире по мини-футболу среди юношей 1995-96г.р.общеобразовательных школ г.Казани. (с/зал «Трудовые Резервы», 2010 г.)
2 место в Зимнем первенстве г.Казани по футболу среди команд 1995 г.р. (г.Казань 2010 г.)
1 место в финальных соревнованиях Приволжского федерального округа Общероссийского проекта «Мини-футбол - в школу» среди юношей 1995-96 г.р. (г.Йошкар-Ола, 2010 г.)
2 место в Первенстве Республики Татарстан по футболу среди юношей 1995 г.р. (г. Н. Челны, 2010 г.)
1 место в районных соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч» среди юношей 1995-96 г.р. (г.Казань, 2010 г.);
1 место по мини-футболу на призы от «Кока-Колы» среди дворовых команд г. Казани. (г.Казань, 2010 г.)
1 место на городских соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч» среди команд общеобразовательных учреждений г. Казани в 2010 году старшей возрастной группы 1995-96 г.р. (г.Казань, 2010 г.)
1 место на Республиканских соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч» среди команд общеобразовательных учреждений юношей 1995-96 г.р. (г.Бавлы, 2010 г.);