Республиканский семинар «СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ 2025 г.»
Магомедова Светлана Февановна -
учитель русского языка и литературы МБОУ "Каспийская гимназия имени Героя Российской Федерации А.М. Магомедтагирова"
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырех заданий:
1. ЧТЕНИЕ
2. ПЕРЕСКАЗ
3. МОНОЛОГ
4. ДИАЛОГ
- Оценивается по системе зачет/незачет.
- Минимальное количество баллов для получения зачета-10;
Максимальное -20.
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
ПОДГОТОВКА К ЧТЕНИЮ ВСЛУХ
- ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ПРО СЕБЯ.
- ПРИ ЧТЕНИИ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАТИТЕ НА :
- Имена, фамилии, отчества людей;
- ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ;
- НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА;
- СЛОЖНЫЕ СЛОВА;
- ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ;
- Ударения , поставленные в самом тексте;
- Формы числительных
ПОДГОТОВКА К ПЕРЕСКАЗУ
1 . Определить количество микротем текста;
2 .Выделить (выписать ) ключевые слова , распределив время на работу со всеми микротемами
3. Обратить внимание на авторство цитаты;
4. Найти место в тексте , где постановка цитаты будет логична,
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА
- ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ ПОДРОБНО
- ВКЛЮЧИТЬ В ТЕКСТ ПРЕДЛОЖЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, ОПРЕДЕЛИВ, В КАКОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧНО И УМЕСТНО;
- ВКЛЮЧИТЬ В ТЕКСТ ПРЕДЛОЖЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ,
ВЫБРАВ ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЦИТИРОВАНИЯ;
- ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ – 2 МИНУТЫ.
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Примерная структура текста
2. Факты о детстве, об учёбе, начале карьеры.
1. Общие сведения о человеке. Иногда могут содержаться сведения о семье, родителях.
4. Сведения о наградах, заслугах; след деятеля в истории, его значение, память о нём.
3. Самые главные факты о деятельности (открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.)
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Включение цитаты в пересказ
Лучше использовать прямое цитирование, чтобы избежать речевых и грамматических ошибок!
Если вы забыли включить высказывание во время пересказа (а такое нередко случается от волнения) и вспомнили о нём только тогда, когда пересказали текст полностью, не расстраивайтесь и произнесите цитату в конце. Вам могут не дать балл по критерию П2 («Работа с высказыванием»), зато вы не потеряете балл по критерию П3 («Способы цитирования»).
МОНОЛОГ
1) описание фотографии;
2) повествование на основе жизненного опыта;
3) рассуждение по поставленному вопросу.
СОВЕТЫ К МОНОЛОГУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
Совет 1 : Читайте подсказки, данные в карточках. Это позволит не потеряться и не уйти в сторону во время монолога. При этом не обязательно давать ответы на все данные там вопросы.
Совет 2 : Описывая фотографию, обращайте внимание на композицию, то есть передний и задний план, на цветовую гамму, на действия героев (их позы), на передаваемое снимком настроение и важные детали. В конце можно сказать о задаче автора снимка или о том, какие эмоции он у вас вызывает.
Совет 3 : Рассказывая о случае из своей жизни (тема 2), не пытайтесь ничего придумывать. Это может вас запутать или заставить запнуться в самый неподходящий момент. Будьте эмоциональнее. Когда вы делитесь собственной историей, в ней не может быть правильных или неправильных моментов, деталей. Главное, чтобы рассказ был логичным и содержательным.
Совет 4: Не выстраивайте слишком короткие или слишком длинные предложения. В первом случае рассказ будет примитивным, неполным, а во втором – можно легко допустить грамматическую или речевую ошибку
Диалог
Времени на подготовку нет.
Экзаменатор – собеседник задает три вопроса по теме монолога .
На вопросы нужно ответить развернуто.
Изменения в КИМ итогового собеседования 2025 года
- По итогам анализа результатов выполнения заданий итогового собеседования была оптимизирована критериальная система их оценивания. Претерпели некоторые изменения критерии оценивания заданий.
- 1. Грамотность речи будет оцениваться в целом по заданиям 1-4. При этом в качестве единых критериев представлены следующие: «Соблюдение орфоэпических норм», «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм», «Фактическая точность речи». 2. Если участник не приступал к выполнению 2-х и более заданий, то по всем критериям оценивания грамотности речи ему ставится 0 баллов.
- 3. Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а в сжатом формате, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4 (пересказ), уменьшается на 1 балл. В связи с часто возникающими техническими трудностями снято примечание при оценивании подробного пересказа с включением приведённого высказывания: «Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл». 4.Критерий М2 переименован: «Логичность монологического высказывания». В структуре самого критерия исключены несущественные понятия. 5Максимальный балл по критериям М1 («Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании») составляет 2 балла и Д1 («Выполнение коммуникативной задачи в диалоге») составляет 3 балла.
- 6. Введены единые сокращения: Ч (чтение), М (монолог), П (пересказ), Д (диалог), Р (грамотность речи).
- 7. Критерий «Искажение слов» включён в систему критериев оценивания чтения вслух.
- 8.Новый критерий Р оценивает грамотность речи по всем заданиям. (максимальное количество баллов – 7. Добавилась соблюдения фактической точности.
Клише для монологического высказывания (описание фотографии)
- 1. Передо мной интересная фотография.
- 2. тема фотографии (указана над фотографией)…
- 3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
- 4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
- 5. На переднем плане мы видим….
- 6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
- 7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
- 8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
- 9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
- 10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Рассуждение на заданную тему
- 1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
- 2. (Произнести заданную для монолога тему).
- 3. Попробую изложить свою точку зрения.
- 4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).
- 5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).
- 6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
- 7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
- 8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).
- 9. (Ответ на последний вопрос)
- 10. Таким образом, (сделать общий вывод).
Рассказ на заданную тему
- 1. Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….
- 2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).
- 3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).
- 4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).
- 5. И вот наступил долгожданный день.
- 6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..
- 7. Кроме того, мы увидели ….
- 8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….
- 9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……
- 10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.
Речевые конструкции для диалога
- Я думаю, что…
- Я считаю, …
- Как мне кажется, …
- По-моему, …
- По моему мнению, ...
- По-видимому, …
- Следовательно, …
- Итак, …
- Таким образом, …
- Например, ...
СПАСИБО
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua.
Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.