27.122019 Ресурсы и отдых в жизни педагога (новогодний тренинг для учителей, активизация личных ресурсов, профилактика эмоционального
Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на образовательный процесс, забывают о своих желаниях и потребностях, ставя их на последнее место, что приводит к эмоциональному выгоранию. В нашей школе сложилась традиция: каждый год, в конце декабря, мы выезжаем на базу отдыха для проведения семинара-тренинга для учителей с целью повышения стрессоустойчивости и профилактики эмоционального выгорания. Такая работа с учителями инициирована нашей администрацией: Новый год – хорошая точка для восстановления личных ресурсов и очень важно, чтобы учителя набрались сил перед трудным вторым полугодием (известно, состояние физического, эмоционального и умственного истощения снижают продуктивность работы педагога). Также это способ групповой рефлексии достигнутых результатов за прошедший год и возможность постановки профессиональных и личных целей на будущий год.
Такая работа тесно связана с нашими наблюдениями: за первое полугодие у педагогов копится много бумажных дел, которые часто откладываются “на выходные” и “на каникулы”. Как следствие, желание отдохнуть часто сопровождается чувством вины (“Вот, лежу, телевизор смотрю вместо того, чтобы тетради проверить”). Поэтому одной из задач тренинга стало снятие чувства вины за необходимый отдых у педагогов.
Занятие разделено на 4 части: разминка, основная часть (работа в группе), основная часть (индивидуальная работа), заключение (подарки).
Цели и задачи тренинга.
Сплочение коллектива.
Поиск личных ресурсов.
Постановка профессиональных и личных целей на будущий год.
Установка на качественный отдых и снятие вины за него.
Общее время: 1 час
Необходимые материалы.
- Ватман чистый – 1 шт.
- Ватман со схематичным изображением елки, поделенный на 4 равные части. С обратной стороны каждой части необходимо приклеить кусочки двустороннего скотча для соединения в общую композицию.
- Красная или желтая звездочка из ватмана.
- Карандаши и фломастеры.
- Музыка.
- Клей.
- Салфетки, вата и иные материалы для украшения.
- Конверты с подарками.
- Костюм деда мороза или снегурочки (по возможности).
- Распечатанные материалы-подарки на цветной бумаге.
Разминка
1. Упражнение “Кто родился в мае…” (15 минут)
Группа рассаживается по кругу. Учителям объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: “Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами”. Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:
Тот кто любит новый год пусть похлопает;
– тот, кто сегодня утром пил кофе, пусть погладит себя по животу;
– кто родился зимой, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
– кто любит кошек, трижды промяукайте;
– у кого есть муж, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
– кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
–кто живет в микр –, загляните себе под стул;
замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть единственный ребенок своих родителей затопать по полу ногами и крикнуть: “Я не позволю себя заставлять!”;
– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: “Я не позволю себя заставлять!”;
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
– кто собирается уехатьиз города на новый год по2. Упражнение “Дракон-принцесса-рыцарь” (10-15 минут) Упражнение
“Поделимся на группы”
Психолог просит учителей объединиться в группы по названным признакам:
- ваше любимое новогоднее блюдо?
- ваш любимый вид отдыха?
- время года, в которое вы родились. (10 минут)
3. Упражнение “Поделимся на группы”
Психолог просит учителей объединиться в группы по названным признакам:
- ваше любимое новогоднее блюдо?
- ваш любимый вид отдыха?
- время года, в которое вы родились. (10 минут)
Придумать как можно больше слов ель метель апельсин
Основная часть
4. Упражнение “Новогодняя елочка” (35-40 минут)
После того, как учителя разделились на 4 группы по временам года, каждой группе раздается по 1 четвертинке ватмана со схематичным изображением елки (Приложение 1). Учителям дается следующая инструкция: “Скажите, какой самый важный символ Нового Года? Правильно, ёлочка. И наверняка каждый из вас любит ее наряжать и украшать. Сейчас мы предлагаем вам зарядиться новогодним настроением и нарядить ёлочку.
А украшать мы будем ее с помощью следующих предметов на ваш выбор:
Шары – дела и значимые проекты (“Во что мы в этом году вкладывали силы, время и душу”). Подпишите, что это за проекты.
Свечки – моменты волшебства; события, проливающие свет и дающие смысл педагогической деятельности. Подпишите, что это.
Подарки – как материальные, так и нет, которые вы получили в течение года. Подпишите, что это за подарки и от кого.
Звездочки – это желания, которые вы загадываете на будущий год.
На выполнение задания отводится 10-15 минут, во время которых играет бодрая музыка. После окончания времени каждая группа представляет свою часть работы. Психолог прикрепляет на чистый ватман четвертинки с помощью двустороннего скотча для получения единой композиции.
После завершения представлений психолог спрашивает, понравилась ли учителям такая работа в группах. Затем прикрепляет на макушку ёлки звездочку со словами “Работа сообща ведет к чудесному результату, а взгляд каждого создает неповторимость того, что мы делаем. Несмотря на то, что мы все очень разные, мы – вместе и это – прекрасно. А символом этого будет вот эта звездочка на макушке елки”.
5. Упражнение “Я дарю себе…” (10-15 минут)
Для восстановления личных ресурсов учителям необходимо дать для ответа на вопрос: что я могу сделать для себя с целью поднятия настроения и душевных сил?
Для этого каждому участнику раздается открытка (Приложение 2) и дается следующая инструкция: “Скажите, кто летал когда-либо самолетом? Помните ли вы, какие правила пользования кислородной маской в случае поломки самолета? Правильно: сначала одеть маску себе, а затем – ребенку. Такая последовательность дана не случайно: если вы не спасете себя, возможно, уже будет некому спасать других. Так и в нашей работе: необходимо заботиться не только о своих подопечных, но и о себе. Сейчас у каждого из вас будет время подумать и ответить на следующие вопросы:
- Что в новом году вам бы хотелось?
- Что в вы обязательно…?
- Что вы пообещаете себе?
- Какие 3 главные цели у вас на грядущий год?
Возьмите те карандаши или фломастеры, которые вам нравятся, и письменно ответьте на эти вопросы. Эти открытки никому не нужно будет озвучивать, они останутся у вас. Время на работу - 10 минут.
6. Упражнение “Новогодний подарок”
Ведущий:“Как известно, в Новый год принято дарить подарки. Вот и у нас есть подарок для каждого. И пока вы работали со своими открытками, к нам в гости пришел Дед Мороз, чтобы поздравить каждого лично”.
Дед Мороз (или психолог) раздает каждому участнику тренинга заранее подготовленные именные конверты, которые содержат следующее:
- Шутливую справку-освобождение от работы, действующую до окончания праздников. Мы использовали готовую форму-кубарик "Справка об Освобождении от работы" (Бюро находок) (Приложение 3), но ее можно изготовить и самим. Внизу данной справки указано ответственное лицо – педагог-психолог, что психологически помогает учителям принять разрешение на отдых (“Психолог мне разрешил, мне не нужно решать самому”).
- Информация о творческой лени (Приложение 4). Это также очень важный пункт, который, с одной стороны, дает учителям разрешение на отдых и лень без чувства вины, с другой стороны – учит конструктивному отдыху. Психолог должен пояснить группе, что это такое.
- Советы от Муми-троллей (Приложение 5), оформленные в виде предсказаний
Игра на Новый год. Новогодние поздравления от сказочных персонажей
Ведущий достает из мешка вещи, которые могут принадлежать разным сказочным персонажам. Например, колпак Гнома, нос Буратино, чалму Хоттабыча, туфельку Золушки, шапку Красной Шапочки, голубой парик Мальвины. Каждый гость по очереди угадывает сказочных персонажей, получает данные вещи. Задача: гость в соответствующем образе должен поздравить всех с Новым годом. Побеждает тот, кто нашел самый точный образ.
Новогодняя игра. Снеговик
Гостей разбивают на пары. Каждой паре дают листок ватмана с нарисованным снеговиком и нос-морковку из пластилина. Один игрок из пары держит лист с изображением снеговика, другой с завязанными глазами пытается прилепить снеговику пластилиновый нос-морковку. Выигрывает тот, кто правильно и быстро прикрепит морковку.
Новогодняя игра. «Споёмте, друзья»
На елке заранее развешивают футлярчики от киндер-сюрпризов. Внутри каждого находится записка со словом на зимнюю тему: елочка, снежинка, мороз, снег, зима, иней. Гости снимают с елки киндер-сюрприз и по очереди поют куплет из песни, в тексте которой есть слово, значащееся в их записке. Победитель определяется аплодисментами.
Узнай песнюам
игры раздаются листочки с текстом стихотворения Некрасова Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! Задача участников – прочитать стихотворение с интонацией, присущей одному из следующих монологов: — Признание в любви; — Комментирование футбольного матча; — Вердикт суда; — Умиление от созерцания младенца; — Поздравление юбиляра;... Новогоднее предсказание На большом красивом подносе лежит красиво раскрашенный под пирог лист плотной бумаги, который состоит из маленьких квадратов — кусков пирога. На внутренней стороне квадрата — рисунки, то, что ожидает участников: сердце — любовь, книга — знания, 1 копейка — деньги, ключ — новая квартира, солнце — успех, письмо — известия, машина — купите машину, лицо человека — новое знакомство, стрела — достижение цели, часы — перемены в жизни, дорога — поездка, подарок — сюрприз, молния — испытания, бокал — праздники и т. д. Каждый присутствующий «съедает» свой кусок...