Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение ФГОС
Составитель: Хорющенко Л.О.,
руководитель МО иностранных языков
Убинского района Новосибирской области
Современный урок
- Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Ресурс, образовательные ресурсы – основные понятия
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.
Ресурсы развития современного урока:
– здоровьесберегающие и развивающие технологии
– проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
– проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
– материально-технический, финансовый
Здоровьесберегающие и развивающие технологии
- Личностно-ориентированные
- Педагогика сотрудничества
- Технологии развивающего обучения (ТРО)
- Технология уровневой дифференциации обучения
Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
- Качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе
- Умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения
Проектирование комфортной адаптивной среды
- больше свободы
- раскрепощения
- творчества учащихся на уроке
Материально-технический, финансовый
необходимое условие функционирования и развития образовательного учреждения. Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к образовательному учреждению. Особое внимание в школе уделяется насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а также освоению и использованию ИКТ.
условия материально-технического обеспечения соответствуют санитарно-техническим нормам;
- материально-техническая база оптимально используется во всех формах учебно-воспитательного процесса;
- материально-техническая база обеспечивает безопасность образовательного процесса
ИКТ, как средство освоения ФГОС
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы должен:
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
• вводить текст с помощью клавиатуры;
• фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
• уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Требования к современному уроку.
урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познава-тельную потребность;
урок должен быть проблемным и развивающим;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятель-ность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
урок должен быть добрым.
Современный урок не имеет строгих рамок относительно структуры построения, но есть особенности в названиях его элементов и, как следствие, отличие в целях и подборе приёмов работы.
Требования к структуре урока говорят о необходимости:
• Правильно определить цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
• Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
• Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
• Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
• Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
• Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
• Найти оптимальное место домашнему заданию.
Актуальность проблемы современного урока
Сегодня урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Рассмотрим самый распространённый тип урока – комбинированный - с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания становится главным деятелем.
Заключение
Так что же для нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознанию, самореализации; мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.
О том, каким должен быть урок можно много говорить и долго спорить.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.