СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рецензия на программу «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рецензирование образовательной программы дополни­тельного образования детей

 

Просмотр содержимого документа
«Рецензия на программу «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах».»

Рецензия на программу «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах».

Автор программы: Обухова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования ЦЭВДМ.

Учреждение, реализующее программу: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей и молодежи» городского округа Самара.

Общая характеристика программы:

  • Направленность, в рамках которой реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах»: художественная.

  • Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: ансамбль «Веселые ложкари» отделения народных инструментов.

  • Возраст детей: 6 – 11 лет.

  • Срок реализации программы: 3 года.

Структурные компоненты представленной программы взаимосвязаны и дают ясное представление об учебно-воспитательном процессе в объединении. Программа соответствует примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 -1844).

Рецензируемая программа представляет собой вариант комплексного разноуровневого планирования образовательной деятельности в детском объединении художественной направленности – ансамбль «Веселые ложкари» отделения народных инструментов ЦЭВДМ.

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей в возрасте от 6 до 11 лет со сроком реализации 3 года. Программа имеет модульное построение: ее содержательную основу обучения составляют учебные модули, разбитые на разделы и темы.

Образовательная программа «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах» составлена с учетом современных требований. При разработке программы и в процессе ее реализации учитывается социальный запрос родителей в предоставлении образовательных услуг и интересы воспитанников. Программа реализуется с 2014 года на базе ансамбля «Веселые ложкари» отделения народных инструментов ЦЭВДМ города Самары.

Автор грамотно обосновали гуманистические и общедидактические принципы реализации программы, связав их с возрастными и психологическими особенностями детей. При составлении программы был изучен ряд имеющихся программ аналогичной направленности и выявлены отличительные особенности данной программы.  

Основной концептуальной идеей программы является развитие личности воспитанника, способной к творческой самореализации посредством интеграции музыки, психологии, исполнительства на русских народных инструментах, проектной и коллективно-творческой деятельности. В Пояснительной записке автор программы убедительно обосновала актуальность данной программы, аргументировав остротой проблемы культуры и духовности в обществе ХХI века. 

Цель программы сформулирована корректно, она достижима и проверяема. Задачи декомпозируют цель и дают представление о путях её достижения. Авторским является введение в образовательный процесс музыкально-ритмических игр, как наиболее необходимого для детей вида деятельности, положительно влияющего на усвоение программного
материала; направленного на сплочение коллектива, раскрытие личностных качеств и сохранение психологического здоровья детей.


Новизна программы заключается в ее интегративном характере, предполагающем синтез нескольких видов деятельности детей, сопряженных с освоением музыкально-исполнительского искусства и песенного творчества, а также проектной, рефлексивной и коммуникативной деятельностью. Методологической основой рецензируемой программы являются: образовательная программа «Коллективное музицирование. Оркестровый класс» (Москва, Министерство культуры СССР Всесоюзный Методический центр по учебным заведениям искусств и культуры,1990), образовательная программа «Оркестровый класс. Класс ансамбля народных инструментов» (Москва, Министерство культуры СССР Методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры,1972).

Программа структурирована по годам обучения. Каждый год включает: цель и задачи, учебно-тематический план, содержание, ожидаемые результаты.

В разделе "Методическое обеспечение" дано подробное описание методической системы, используемой педагогами при реализации данной программы. Предлагаемый репертуарный план разработан в соответствии с возрастными требованиями, имеет художественную ценность. Подробно автором описываются методы работы, формы и методы обучения игре на русских народных инструментах, диагностический инструментарий по годам обучения.

Несомненную ценность в содержательном плане представляют прилагаемые методические разработки автора по всем направлениям деятельности ансамбля «Веселые ложкари». О высокой результативности реализуемой программы свидетельствует участие воспитанников ансамбля в разнообразных конкурсах (районного, областного, международного уровня), а также результаты диагностических срезов ЗУН. Подтверждением успешной реализации программы является также стабильный детский контингент объединения, активность родителей, принимающих участие в совместных творческих делах, организованных руководителем.

Подробно прописан мониторинг образовательного процесса, где определены цель, задачи, функции, формы проведения и фиксирования результата, направления работы, критерии и показатели оценки, периодичность отслеживания результата. В программе приводятся списки литературы для педагогов, родителей и воспитанников, адреса электронных ресурсов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах» и методическая разработка данной программы «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» 

прошли экспертную оценку и размещены в электронные СМИ «Педсовет/Pedsovet.org» по ссылкеhttp://new.pedsovet.org/articles/article/view/id/217042. 

Программа представляет несомненный интерес для педагогов в системе дополнительного образования и общего образования как способа развития творческих способностей воспитанников, стимулирует их познавательную активность и содействует их профессиональному самоопределению.

Автор: Обухова Е.В, педагог дополнительного образования ЦЭВДМ города Самары.




. Рецензирование образовательной программы дополни­тельного образования детей


Завершая разговор о требованиях к образовательной программе дополнительного образования детей, от­метим, что к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:

  • внутреннюю (ее, как правило, пишет заместитель по УВР или методист уч­реждения, в котором разработана программа);

  • внешнюю (ее дает независимый эксперт по профи­лю деятельности, представленному в программе).
    Примерный план рецензии.

1. Заголовок рецензии

Рецензия на программу «________» (название), ФИО и должность автора программы, название образова­тельного учреждения, реализующего программу.

2. Общая характеристика программы:

  • образовательная область;

  • вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая про­грамма;

  • адресат (категория обучающихся, их возраст, соци­альный состав и др.);

  • срок реализации, на который рассчитана программа;

  • есть ли подобная программа в общеобразователь­ной школе (сравнить по содержательным линиям);

  • в чем заключается «дополнительность» рецензиру­емой программы;

  • стиль и качество подачи материала (профессио­нально, системно, грамотно и т.п.).

  1. Актуальность программы и ее новизна для систе­мы дополнительного образования детей.

  2. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  • анализ пояснительной записки;

  • анализ содержательной части программы (отме­чается, насколько полно раскрываются основные
    темы занятий);

  • анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогичес­кие, психологические, организационные условия,

необходимые для получения образовательного резуль­тата; насколько глубоко раскрывается методика ра­боты над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

— оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

  1. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

  2. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

  3. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригиналь­ность предлагаемой методики, пригодность програм­мы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.

  4. Язык и стиль изложения материалов (четкость, яс­ность, доказательность, логичность и др.).

  5. Соответствие программы специфике дополнитель­ного образования детей.

В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:

  • стимулированию познавательной деятельности обучающегося;

  • развитию его коммуникативных навыков;

  • созданию социокультурной среды общения;

  • развитию творческих способностей личности обу­чающегося;

  • поддержанию стремления к самостоятельной дея­тельности и самообразованию;

  • творческому использованию жизненного опыта ре­бенка;

  • профессиональному самоопределению обучающе­гося.

  1. Характеристика приложений к программе, их со­держательность (методические разработки, дидакти­ческий материал, схемы проведения занятий, фор­мы договоров и др.).

  2. Характеристика профессиональных знаний и уме­ний педагога как автора программы.

  3. Общая оценка программы: достоинства и недо­статки, ошибки и замечания.

Рецензия на программу должна содержать ее аргу­ментированную оценку, рекомендации.