Рецензия на программу «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах».
Автор программы: Обухова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования ЦЭВДМ.
Учреждение, реализующее программу: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей и молодежи» городского округа Самара.
Общая характеристика программы:
Направленность, в рамках которой реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах»: художественная.
Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: ансамбль «Веселые ложкари» отделения народных инструментов.
Возраст детей: 6 – 11 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Структурные компоненты представленной программы взаимосвязаны и дают ясное представление об учебно-воспитательном процессе в объединении. Программа соответствует примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 -1844).
Рецензируемая программа представляет собой вариант комплексного разноуровневого планирования образовательной деятельности в детском объединении художественной направленности – ансамбль «Веселые ложкари» отделения народных инструментов ЦЭВДМ.
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей в возрасте от 6 до 11 лет со сроком реализации 3 года. Программа имеет модульное построение: ее содержательную основу обучения составляют учебные модули, разбитые на разделы и темы.
Образовательная программа «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах» составлена с учетом современных требований. При разработке программы и в процессе ее реализации учитывается социальный запрос родителей в предоставлении образовательных услуг и интересы воспитанников. Программа реализуется с 2014 года на базе ансамбля «Веселые ложкари» отделения народных инструментов ЦЭВДМ города Самары.
Автор грамотно обосновали гуманистические и общедидактические принципы реализации программы, связав их с возрастными и психологическими особенностями детей. При составлении программы был изучен ряд имеющихся программ аналогичной направленности и выявлены отличительные особенности данной программы.
Основной концептуальной идеей программы является развитие личности воспитанника, способной к творческой самореализации посредством интеграции музыки, психологии, исполнительства на русских народных инструментах, проектной и коллективно-творческой деятельности. В Пояснительной записке автор программы убедительно обосновала актуальность данной программы, аргументировав остротой проблемы культуры и духовности в обществе ХХI века.
Цель программы сформулирована корректно, она достижима и проверяема. Задачи декомпозируют цель и дают представление о путях её достижения. Авторским является введение в образовательный процесс музыкально-ритмических игр, как наиболее необходимого для детей вида деятельности, положительно влияющего на усвоение программного
материала; направленного на сплочение коллектива, раскрытие личностных качеств и сохранение психологического здоровья детей.
Новизна программы заключается в ее интегративном характере, предполагающем синтез нескольких видов деятельности детей, сопряженных с освоением музыкально-исполнительского искусства и песенного творчества, а также проектной, рефлексивной и коммуникативной деятельностью. Методологической основой рецензируемой программы являются: образовательная программа «Коллективное музицирование. Оркестровый класс» (Москва, Министерство культуры СССР Всесоюзный Методический центр по учебным заведениям искусств и культуры,1990), образовательная программа «Оркестровый класс. Класс ансамбля народных инструментов» (Москва, Министерство культуры СССР Методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры,1972).
Программа структурирована по годам обучения. Каждый год включает: цель и задачи, учебно-тематический план, содержание, ожидаемые результаты.
В разделе "Методическое обеспечение" дано подробное описание методической системы, используемой педагогами при реализации данной программы. Предлагаемый репертуарный план разработан в соответствии с возрастными требованиями, имеет художественную ценность. Подробно автором описываются методы работы, формы и методы обучения игре на русских народных инструментах, диагностический инструментарий по годам обучения.
Несомненную ценность в содержательном плане представляют прилагаемые методические разработки автора по всем направлениям деятельности ансамбля «Веселые ложкари». О высокой результативности реализуемой программы свидетельствует участие воспитанников ансамбля в разнообразных конкурсах (районного, областного, международного уровня), а также результаты диагностических срезов ЗУН. Подтверждением успешной реализации программы является также стабильный детский контингент объединения, активность родителей, принимающих участие в совместных творческих делах, организованных руководителем.
Подробно прописан мониторинг образовательного процесса, где определены цель, задачи, функции, формы проведения и фиксирования результата, направления работы, критерии и показатели оценки, периодичность отслеживания результата. В программе приводятся списки литературы для педагогов, родителей и воспитанников, адреса электронных ресурсов.
Дополнительная общеобразовательная программа «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах» и методическая разработка данной программы «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»
прошли экспертную оценку и размещены в электронные СМИ «Педсовет/Pedsovet.org» по ссылкеhttp://new.pedsovet.org/articles/article/view/id/217042.
Программа представляет несомненный интерес для педагогов в системе дополнительного образования и общего образования как способа развития творческих способностей воспитанников, стимулирует их познавательную активность и содействует их профессиональному самоопределению.
Автор: Обухова Е.В, педагог дополнительного образования ЦЭВДМ города Самары.
. Рецензирование образовательной программы дополнительного образования детей
Завершая разговор о требованиях к образовательной программе дополнительного образования детей, отметим, что к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:
внутреннюю (ее, как правило, пишет заместитель по УВР или методист учреждения, в котором разработана программа);
внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).
Примерный план рецензии.
1. Заголовок рецензии
Рецензия на программу «________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.
2. Общая характеристика программы:
образовательная область;
вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;
адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);
срок реализации, на который рассчитана программа;
есть ли подобная программа в общеобразовательной школе (сравнить по содержательным линиям);
в чем заключается «дополнительность» рецензируемой программы;
стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).
Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей.
Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
анализ пояснительной записки;
анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно раскрываются основные
темы занятий);
анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия,
необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);
— оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).
Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).
Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).
Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.
Язык и стиль изложения материалов (четкость, ясность, доказательность, логичность и др.).
Соответствие программы специфике дополнительного образования детей.
В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:
стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
развитию его коммуникативных навыков;
созданию социокультурной среды общения;
развитию творческих способностей личности обучающегося;
поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
творческому использованию жизненного опыта ребенка;
профессиональному самоопределению обучающегося.
Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).
Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.
Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.
Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации.