Резонаторы голосового аппарата певца, их функции и роль
Голосовой аппарат певца делится на три части в соответствии с особым функциональным назначением этих частей:
Гортань с голосовыми связками. Этот орган называем вибратором и возбудителем звука.
Дыхательный аппарат — его иногда называют энергетической системой, так как дыхание — изначальный поставщик энергии голосу. Он включает в себя легкие, трахею, бронхи, дыхательные мышцы, межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов.
Резонаторы, или резонаторная система, поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются (или не объединяются — это индивидуально) в единую, взаимосвязанную систему, т. е. единый звучащий комплекс1.
Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта, а не сами стенки, как иногда приходится слышать. Другое дело, что стенки голосового тракта приходят в соколебание с резонирующим в полостях воздухом и певец ощущает эти колебания, например:
в области грудной клетки (резонанс в трахее);
в области лицевых тканей в области «маски» (резонанс в носовой полости или в гайморовых пазухах);
в области твердого нёба в «точке Морана» (резонанс в ротовой полости) и т.п.
Эти ощущения, безусловно, можно назвать «ощущениями активности резонаторов», но помнить при этом, что резонируют (т.е. сильно увеличивают амплитуду своих колебаний) объемы воздуха в полостях-резонаторах и колебания свои передают стенкам голосового тракта. Они ощущаются певцом из-за присущей человеку виброчувствительности, благодаря наличию во всех живых тканях чувствительных нервных окончаний, воспринимающих вибрацию и вызывающих специфические певческие резонансные ощущения.
Различают:
верхние резонаторы – все, что выше гортани;
нижние резонаторы – трахея с крупными бронхами2.
Верхние резонаторы нередко называют надставной трубой, поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью. Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении (и речи) имеет ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспечивает артикуляцию гласных, как певческих, так и речевых. Важнейший резонатор - глотка, также подвижная, изменчивая по объему и форме полость. Особо важную роль в пении играет небольшая по объему надгортанная полость, образующаяся у хороших певцов путем сужения входа в гортань.
Наконец, к резонаторам относятся носовая полость и так называемые придаточные пазухи носа. Это – гайморовы полости, основная полость, решетчатый лабиринт и лобные пазухи. Они соединены с носовой полостью узкими проходами. Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой3.
Ощущение основания столба дает мышечный поясок - естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук – это работает нижний, или грудной, резонатор.
В рамках резонансной теории пения впервые выделены и рассматриваются семь важнейших функций певческих резонаторов (наряду с известными их функциями):
энергетическая – как свойство резонаторов усиливать певческий звук на основе повышения КПД голосового аппарата;
генераторная – резонаторы как неотъемлемая часть общей системы генерации и излучения певческого звука;
фонетическая – формирование гласных и согласных, дикция;
эстетическая – обеспечение основных эстетических свойств певческого голоса (звонкость, мягкость, полётность, тип голоса, вибрато);
защитная – СЕМЬ прямых и опосредованных механизмов защиты гортани и голосовых складок от перегрузок и травмирования4. Основные защитные механизмы резонаторов по отношению к гортани состоят в свойстве хорошо организованной системы резонаторов усиливать звук, а также перераспределять его спектр в область повышенной чувствительности слуха, что освобождает певца от необходимости перенапрягать гортань для достижения необходимой громкости голоса. Прямой защитный механизм состоит в сильнейшем обратном (реактивном) воздействии окружающих гортань резонаторов, облегчающем колебательный процесс голосовых складок;
индикаторная – вибрация резонаторов как индикатор (показатель) их активности и физиологическая основа настройки певцом резонаторной системы по принципу «обратной связи»;
активизирующая – вибрация резонаторов как рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых складок и всего голосового аппарата в целом (эффект Малютина)5.
Выделение этих функций в известной степени носит условный характер, поскольку все они взаимосвязаны. Рассмотрение каждой из этих функций в отдельности позволяет нам подчеркнуть ту огромную роль, которую играет система резонаторов в формировании профессионального певческого голоса.
Многообразна роль резонаторов в пении:
1. они придают певческому голосу силу и полётность, причем без каких-либо нажимов со стороны дыхания и усилий гортани (т.е. дают голосу как бы “даровую энергию”);
2. облагораживают тембр голоса, так как голосовые связки в изолированной гортани порождают неприятные, “неприличные” звуки;
3. резонаторы защищают голосовые связки от перегрузок, облегчая их колебания.
Такой подход должен способствовать ориентации сознания и подсознания певца на резонансный принцип голосообразования, резонансные певческие ощущения, о которых говорят все выдающиеся мастера. Функции резонаторов состоят в обеспечении большой мощности и полетности певческого голоса, способности его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной певческой деятельности6.
Практически работу резонаторов певец хорошо ощущает благодаря их сильной вибрации, изученной с помощью специальных приборов. Эти вибрационные ощущения и служат певцам ориентиром для правильной настройки резонаторов, соединения их с дыханием, достижения "резонирующего дыхания", и это очень важный практический вывод7.
Среди певцов и педагогов немало сторонников горловых, связочных "теорий" постановки голоса. Научно доказана опасность культивирования у певцов "связочных ощущений", манипулирования ими и подчеркивает перспективность развития ориентации на резонансные вибрационные ощущения как показатели активности резонаторов8.
Приверженцы связочно-горловых методов не знают, что можно и нужно петь по-другому. Их беда в том, что они так учат других. Необходимо избирать позитивный путь агитации, многократно показывая выгоду для певца резонансного механизма пения9.
Богатая вокальная природа певца значительно проигрывает из-за усвоенных им нерациональных навыков пения и, прежде всего, недостаточного использования резонансных возможностей голоса, отсутствия связи дыхания с резонаторами или "резонансного дыхания".
В нашей стране - миллионы поющих людей, многие из которых стремятся стать профессиональными певцами. Насколько удается им это - во многом зависит от вокального педагога, от его вокально-методической установки. У медиков существует "Клятва Гиппократа", суть которой - "Не навреди!". Хорошо бы и вокальным педагогам, тоже давать такую клятву, поскольку в их руках здоровье голоса и будущее певца. А чтобы ее выполнить, надо придерживаться естественных и эффективных методов вокальной педагогики, знать резонансную природу певческого голоса и опыт выдающихся певцов10.
1 Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. М., 1964 – стр 15
2 Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. М., 1964 – стр 19
3 Морозов В. П. Искусство резонансного пения. М., 2001 – стр 13
4 Морозов В. П. Резонансная теория пения о механизмах защиты гортани профессиональных певцов от перегрузок // Первый Международный конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке»: Материалы Конгресса. М., 2000.
5 Малютин Е. Н. Болезни горла и их лечение. М., 1912.
6 Морозов В. П. Резонансная теория пения и вокальная техника выдающихся певцов. М., 2001 – стр 57
7 Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967 – стр 28
8 Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. - Л., 1977 – стр 24
9 Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. - Л., 1977 – стр 29
10 Морозов В.П., Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002 – стр 68