Результативное обучение школьников на начальном уровне общего образования в соответствии
с требованиями ФГОС НОО
Мишакина Татьяна Леонидовна ,
отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РФ, Лауреат конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования»
предполагает
- учёт личностных результатов освоения основной образовательной программы
- формирование общеучебных умений и навыков и универсальных учебных действий
- организацию индивидуальной работы с учащимся по росту его личной успешности в учёбе
- Признание субъектной роли ученика в образовательном процессе и руководящей роли учителя на всех этапах учебного занятия
Визуал — человек, воспринимающий большую
часть информации с помощью зрения. Аудиал — тот, кто получает основную
информацию через слух. Кинестетик — тот, кто воспринимающий
информацию через другие ощущения (обоняние,
осязание и др.) и с помощью движений. Дискрет — человек, у которого восприятие
информации происходит через логическое осмысление,
с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я изучаю.
Необходимо учитывать наглядно-образное, наглядно-действенное мышление младших школьников
Работая с визуалом помните , что он «способен видеть слова глазами мозга», поэтому:
- делая замечание, достаточно покачать головой;
- ему необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, рисовать, штриховать и т. д.
Визуал ориентирован на интонацию речи, мнение коллектива, родителей, учителей и обязательно нуждается в позитивной оценке своей деятельности.
Переработка информации быстрая, мгновенная.
Память непроизвольная. Запоминание должно происходить в игре, в мозговом штурме.
Мышление наглядно-образное, спонтанное, интуитивное, эмоциональное и трёхмерное (пространственное).
Вся информация должна быть представлена в картинах, схемах, таблицах и диаграммах. Можно использовать просмотр фильмов.
Предпочитает работать в группах.
Любит творческие задания.
Работая с аудиалом помните , что он использует свой мозг в качестве магнитофона, поэтому:
- замечание ему достаточно сказать шёпотом;
- необходимо разрешить в процессе выполнения сложного задания шевелить губами, издавать звуки.
Аудиал ориентирован на смысловой аспект, на себя и на собственные убеждения.
Испытывает высокую потребность в умственной деятельности. Отличается высоким самоконтролем речи и изложения материала. Стремится к самостоятельности. Лучше работает в одиночку, но любит обучать других.
Восприятие материала дискретное (по частям). Переработка информации медленная, последовательная .
Ему необходим абстрактный линейный стиль изложения информации и анализ деталей.
Поскольку память аудиала произвольная, поэтому допускается многократное повторение материала (например, проговор определений, правил)
Работая с кинестетиком помните , что он способен запоминать информацию с опорой на двигательную активность, поэтому:
- делая замечание, положите ему руку на плечо и похлопайте;
- не заставляйте его сидеть неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание.
Кинестетик ориентирован на интонацию речи, на мнение коллектива, родителей и учителей и обязательно нуждается в позитивной оценке своей деятельности, его память непроизвольная, поэтому запоминание должно происходить в игре, в мозговом штурме, в практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, действия с конкретными предметами, лабораторные работы). Также необходимо использование экспериментов и инсценировок.
Этот ребенок предпочитает работать в группах. Наиболее продуктивными являются наглядно-действенные методы обучения.
1. Цель занятия предъявлена учащимся в виде основных ожидаемых результатов и принята ими (доопределены учебные задачи): узнаем и научимся
2. Созданы условия для осознания ценностно – смыслового значения учебной деятельности (каждым учеником).
3. Реализовано право выбора учеником уровня освоения планируемых результатов обучения (я хочу узнать и научиться).
- 1. Цель занятия предъявлена учащимся в виде основных ожидаемых результатов и принята ими (доопределены учебные задачи): узнаем и научимся 2. Созданы условия для осознания ценностно – смыслового значения учебной деятельности (каждым учеником). 3. Реализовано право выбора учеником уровня освоения планируемых результатов обучения (я хочу узнать и научиться).
4. Обучающимся предоставляется возможность участия в разработке плана учебного занятия (восстановления его последовательности).
5. В содержании обучения представлены задания базового, повышенного и творческого уровней.
6. На уроке созданы условия для развития опыта в решении реальных жизненных проблем.
7. На уроке ученикам предоставлена возможность выбора способов действий и средств работы, вариантов представления результатов (в соответствии с принципом природосообразности).
8. Осуществление само и взаимно оценивания выполнения заданий.
9. На уроке применялась рейтинговая система оценивания результатов учебной деятельности (копилка баллов к отметке за работу на уроке).
10. Поэтапный и общий итог работы в сравнении с намеченными учебными задачами:
Поэтапно – сравнение с эталонами;
Общий итог – сравнение достижений с поставленной целью и планируемыми результатами каждым учеником .
11. Прогнозирование хода последующей деятельности в течение учебного занятия.
12. Урок способствует формированию учебных компетенций:
*в предметной области (знания и умения) ;
*личностно – организационных (самостоятельность, ответственность за конечный результат, самоконтроль) ;
*Информационно – познавательных компетенций (поиск источников нужной информации, самостоятельная работа с текстами , преобразование информации из знаковой в текстовую, использование словарей и др. );
*коммуникативных компетенций (монологической речи, культуры диалога, коллективное обсуждение , работа в парах и/или группах );
- В начале изучения темы ученик должен знать, на какие предметные и метапредметные результаты освоения его нацеливает учитель в процессе взаимодействия на уроках:
оптимальное решение – размещение на отдельном стенде текста примерной контрольной работы с вариативными заданиями (из опыта работы).
а – число активно работающих учеников,
в - кол-во минут каждого этапа урока
(без оргмоментов).
Расчёт эффективности урока:
1 – й этап урока: А х В = Э
2-й этап урока и все последующие – аналогично
Нахождение суммы человеко/минут за урок.
ВЫСОКАЯ эффективность – от 80%.
НАПРИМЕР, в классе 25 чел, рабочее время – 40минут. Максимум = 1000 чел/минут, т.о.
Высокая эффективность = 800 чел/минут
и более.
Главная задача учителя – обеспечить включённость каждого ученика в активную деятельность на каждом этапе урока.
Создание учителем условий:
- для реализации принципа вариативности в обучении;
- и самооценке, взаимному обучению и коррекции; для развития способности учеников к рефлексии, к самостоятельности
- для целостного формирования знаний о мире и способах деятельности
- для реализации прав ребёнка : на выбор уровня освоения по степени сложности; планирования времени работы каждого ученика в удобном для него темпе с целью реализации здоровьесохраняющих технологий; способа получения информации
- Знать тему и цели урока.
- Знать, за что поставлена отметка.
- Выбирать посильный уровень заданий.
- Быть консультантом или консультироваться у одноклассников.
- Знать эталон самостоятельной работы.
- Знать правила ведения тетрадей.
- Не торопиться, правильно выполнять работу.
- Ошибаться, анализировать и делать работу над ошибками.
- Получать необходимую и достаточную помощь от учителя, задавать вопросы
- На выполнение творческих заданий.
Скотт Лэйдлоу: "Самая большая ошибка – отвечать на незаданные вопросы»
Ученики имеют право задавать вопросы: если они этого не умеют делать, то стиль работы учителя, вероятнее всего, авторитарный.
- Ознакомиться с перечнем заданий по изучаемой теме.
- Изучить нормы оценивания по предметам (предоставляет учитель).
- Ознакомиться с предлагаемыми разноуровневыми заданиями.
- Прислушаться к мнению большинства членов коллектива и выполнять выбранный классом способ взаимодействия на занятии.
- Выполнять требования к различным видам устных ответов на учебном занятии: пересказ, рассказ, ответ на вопрос.
- Соблюдать единый орфографический режим ведения тетрадей.
- Выполнять минимальный объем заданий на уроке.
- Своевременно исправлять свои ошибки.
- Обращаться за помощью к товарищам или учителю.
- Осуществлять выбор посильных творческих заданий: рисунков, сочинений, моделей, стихов, текстов, песен, художественных поделок.
- высокая мотивация учения: познавательного интереса, индивидуальная успешность каждого ученика , утверждение собственных сил и возможностей младших школьников;
- включённость каждого ученика в активную учебно – познавательную деятельность в зоне его ближайшего развития;
- сформированность универсальных учебных действий младших школьников – способов действий;
- сформированность умения выбора формы учебной деятельности (индивидуальная, коллективная) и источников получения знаний (дополнительные печатные и электронные носители информации)
ДО изучения темы – текст примерной работы (итоговой по теме): право знать запланированные результаты, желательно в разноуровневом варианте – рост личной успешности.
- Обучение приёмам работы с информацией – поиск ответов на вопросы, работа с информацией в таблицах, диаграммах
- Обучение анализу предъявляемых заданий – поиск главных слов в формулировках
- Обучение актуализации понятий , необходимых для выполнения заданий, а также способам запоминания с использованием зрительных опор: таблиц, схем, ассоциативных изображений, знаков и символов
- В организации планово – прогностической деятельности;
- В формировании навыка самооценки;
- В формировании коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий
- Проговор – приём диалогического общения на уроке.
- Использование проговоров :
- на этапе актуализации знаний для повторения правил и понятий;
- на уроках чтения для проверки чтения наизусть в парах;
- на любом уроке – для обсуждения способа действия, поиска решения проблемной ситуации и т.д.
Проговор – это 4 степени защиты
от возможных ошибок:
- Говорю – диктую шёпотом поэтапно
- Слышу – знаю, что надо написать
- Пишу – применяю правила
- Вижу – ЧТО написано, перечитывая слова по слогам : в случае ошибки исправляю написанное.
В 1 классе возможен побуквенный проговор, далее – слоговой на уроках русского языка. На уроках математике – название цифр, чисел, знаков. Проговор понятий, алгоритмов, правил, проверочных слов, способов вычисления, плана решения задач и др.
- Правописание парных согласных в словах
? Пру_ - __________
? Веточка – ве_ка
? [рот ] - ______, _______
* Постановка ударения в словах – приём переноса ударения
Машина машина стоит во дворе.
Она стоит дорого.
- Правописание безударных гласных в корне слов
? Т_ж_ло - __________,
____________
? Вязать – в_зание
? Гол_д - ____________
От простых заданий –
к сложным
Мониторинг тематический еженедельный с выставлением поурочного балла (средний арифметический результат) – у/счёт, правописание орфограмм - ТАБЛИЦА
- Эталоны – образцы верного выполнения задания,
являются зрительной опорой на этапе само или взаимопроверки самостоятельных работ обучающихся.
- Ежедневное проведение диагностических работ с выставлением в ЭКЖ среднего балла (например, в конце учебной недели) позволяет поддерживать мотивацию учеников на достижение лучших результатов. Проведение анализа ошибок в классе с учащимися – выяснение причин допущенных типичных ошибок.
- Обязательное зрительное предъявление заданий и чтение перед выполнением:
например: кр_вая дорожка, ст_ловый прибор, т_жёлая ноша и т.д.
* Аналогичная работа с таблицей ответов по математике.
1
и
2
о
3
о
4
е
я
и
е
е
5
я
е
я
и
6
а
а
7
е
8
о
я
а
9
и
и
и
е
о
Итог
е
а
3
о
я
5
Отметка
4
4
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Для запоминания правил
и для распознавания частей речи
КТО?
ЧТО?
Предметы,
явления
природы,
указывает
на действие
Члены предложения
Для запоминания правила и распознавания членов предложения
«Ключи знаний» помогают определить, какой частью речи является каждый член предложения -
«открыть вагон знаний».
второстепенные
главные
По линеечке пройдёшь – ты ПЕРИМЕТР найдёшь.
По квадратикам шагаешь – значит, ПЛОЩАДЬ вычисляешь.
Палетка – квадратный дециметр
- Необходимо:
- повторить данные условия
- подчеркнуть главное слово
- проверить правильность вычислений
- сверить с эталоном правописание ВЕРНЫХ слов в ответе
- условие задачи
- вопрос
- ?
- ?
- решение задачи
- ?
- ответ
Анализ ситуации – рисунок, схема, таблица, чертёж, краткая запись; составление плана решения – пояснения порядка действий
- Соответствие целям Всероссийской проверочной работы по математике, русскому языку, окружающему миру и литературному чтению с 1 по 4 класс: проверить результативность обучения – всего 16 книг.
- Наличие заданий базового и повышенного уровня сложности.
- Связь с жизненными ситуациями: в решении практических задач, в содержании текстов.
- Прошли апробацию в школах Москвы.
- Наличие образца проверочной работы с методическими рекомендациями для учителей и родителей.
- Подробный анализ каждого вида заданий и способов действий учеников.
- Равноценность заданий в работах для обоих вариантов.
- Постепенное усложнение заданий.
- Наличие ответов для всех вариантов.
- Обучение пониманию заданий – поиск главных слов в формулировках.
- Для учителей и родителей даны алгоритмы выполнения разных видов заданий – последовательное рассуждение.
- Использование знаний , необходимых для выполнения заданий.
- Выбор верных ответов среди нескольких вариантов методом исключения.