СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Результативность использования системно - деятельностного подхода и метода проектов в обучении на уроках истории и обществознания, а также во внеклассной деятельности обучающихся.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно –  деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Проектная деятельность одна из эффективных технологий, которую я успешно использую в своей педагогической деятельности, способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адекватно и ответственно действовать в современном мире. Об использовании метода проектов моя статья.

Просмотр содержимого документа
«Результативность использования системно - деятельностного подхода и метода проектов в обучении на уроках истории и обществознания, а также во внеклассной деятельности обучающихся.»

Результативность использования системно - деятельностного подхода и метода проектов в обучении на уроках истории и обществознания, а также во внеклассной деятельности обучающихся.

Учитель истории и обществознания

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 2 г. Пестово»

Новгородской области

Яницкая Галина Николаевна



«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».

Константин Кушнер.


В современной российской школе в связи с введение ФГОС перед каждым педагогам стоит задача – научить ребенка ориентироваться в реалиях современного информационного общества, самостоятельно добывать знания, анализировать полученную информацию.

ФГОС второго поколения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на разных ступенях основного общего образования, выдвигает новые требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В соответствии с новыми стандартами, педагогу необходимо через предметную деятельность подготовить учащегося к решению практических вопросов, научить своевременно находить полезную информацию и грамотно применять ее в реальной жизни, исходя из этого я считаю, что при изучении данных предметов следует реализовывать право учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений, отдавать на уроках приоритет диалогу, руководствоваться принципами успешности, не только преподносить практические знания, но и учить приемам анализа и синтеза, когда учащиеся трудятся над решением проблемных вопросов, это позволяет им по новому раскрыть перед ними процесс исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок исторических событий, развитию критического мышления.


В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно – деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Проектная деятельность одна из эффективных технологий, которую я успешно использую в своей педагогической деятельности, способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адекватно и ответственно действовать в современном мире.

Метод проектного обучения.

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство познавательной деятельности обучающихся, развитие креативности (творчества) и одновременно формирование определенных личностных качеств.

Известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата».

Этапы работы над проектом (по Полат Е.С.).

1. Поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем проекта. На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать условия для становления субъектности личности.

2. Аналитический: Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

3. Практический: оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. На этом этапе происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводятся учащимися самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в целом.

4. Презентационный. Он завершает, подытоживает работу над проектом и важен как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над проектом.

5. Контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним.

Темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Критериями оценки продукта деятельности:

 теоретическая грамотность и научный кругозор, являются:

 качество подобранных источников,

 качество использования источников,

 самостоятельность, логичность, последовательность и обоснованность суждений,

 грамотность оформления результатов работы,

 качество презентации проекта,

 общественная значимость,

 потенциал возможного продолжения исследования

Если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.


В курсе истории и обществознания метод проектов использую в рамках изучения программного материала и во внеурочной деятельности мною разработан элективный курс «Краеведение» для учащихся 10-11 классов.

В шестом классе изучение темы «Семья» в курсе «обществознания» (Л.Н. Боголюбов) предполагает обращение к непосредственному личному опыту учащихся. У учащихся происходит рефлексивный анализ той или иной социальной реальности, которая окружает их в семье. Поэтому использование проектной деятельности в рамках изучения данной темы более чем уместно.

Проектный метод при изучении темы «Семья» в 6 классе по предмету обществознание.


Классификация проекта

Форма выполнения

Название проекта

Срок выполнения

Практическая цель проекта

Продукт проекта

1.Исследовательские проекты.

Индивидуальный проект

а) «Биография моего предка»















б) «Мое генеалогическое дерево»

2 недели




















2 недели


Исследование вклада одного из предков учащегося в историю России (конкретного региона и т. п.).














Составление собственного генеалогического дерева;

выявление типичных особенностей семей (многодетна, малодетна, популярные имена и т. д.) в разных поколения прошлого.


Иллюстрированная биография оформленная по выбору учащегося:

-альбом;

-буклет-раскладушка;

-стенгазета.

Новые формы:

-альбом в виде файловой папки;

-презентация;

-видеосъёмка (воспоминания бабушек, дедушек, рассказы родителей).




Генеалогическое дерево, включающее следующую информацию: имя и фамилия члена рода, браки и дети, годы и место рождения, смерти.

2. Информационный проект

Групповая

«Выставка семейных реликвий»

2 недели

Подготовка наглядных пособий к теме «Я и моя семья» курса «обществознание» 6 класса, в старших классах могут использоваться на уроках истории отечества, МХК при изучении соответствующих тем.

Альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (от каждой группы).

3.Практик-ориентированный проект

Индивидуальная

«Хранитель семейного архива»

3 недели

Приведение семейного архива учащегося в порядок.

«Каталог семейного архива», «Описание реликвий семейного архива».

4.Творческий проект

Индивидуальная

а) «Интервью у дедушки и прапрадедушки»;

б) «Интервью у бабушки и прапрабабушки»

2 недели

Подготовка связного текста творческого характера, сочетающего собранную информацию и работу воображения.

Творческая работа «Интервью у дедушки и прапрадедушки», «Интервью у бабушки и прапрабабушки», написанная в жанре фактического рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности.

5.Ролевой проект

групповая

«Семейный совет»

Один урок

Принятие обоснованного решения, касающегося всех участников групп, в ходе имитационной роевой игры.

Продукт решения






Результатом самопознания и развития учащихся 6-7 классов является создание проектов, творческие портфолио.

В 7-м классе обучающиеся выполняют следующие проекты: «Школа моей мечты» (коллаж), «Армия в жизни моей семьи». Изучая тему «Что значит жить по правилам», ученикам было предложено провести анкетирование на тему «Хорошие манеры учащихся нашей школы» и оформить буклет. Проект по типу — среднесрочный. Учащиеся анализировали не только свои проекты, но и проекты одноклассников, учились критически осмысливать прочитанное, обобщать и анализировать данные анкетирования, сформулировать полученные результаты и правильно их оформлять.

К 8-му классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными проектами: «Здоровый образ жизни» (буклет), «Пестово славиться людьми» (стенгазета). Во время изучения темы «Культура России 19 века школьники создавали компьютерные учебные пособия. Для поиска информации использовали приемы на развитие критического мышления (например, «мозговой штурм»), упражнения на умозаключение, обобщи, сделай вывод, составь рекомендации. Учащиеся представили презентации, в которых рассказали о наиболее выдающихся деятелях культуры искусства изучаемой исторической эпохи. Этим пособия можно использовать в качестве наглядности на уроках по данной теме.

Изучая тему «Великая Отечественная война», учащиеся 9-го класса участвовали в проектах по выбору: «Пестовчане в годы Великой отечественной войны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Учащиеся самостоятельно поставили цель исследования, план работы по сбору материала, сами отбирали средства для достижения поставленной цели, определяли источники информации, встречались с людьми, участниками или очевидцами событий 1941-1945 гг (культура общения с ветеранами), умению брать интервью, техника ведения записей (фотографии семейного архива). После изучения источников учащиеся отбирали содержание для каждого пункта плана, при этом отражали свою позицию и выводы. Конечным продуктом стали доклады и презентации об истории своих семей в годы Великой отечественной войны. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности. Защищая свою работу, ученики отмечали мотивы ее написания, цели и задачи, кратко характеризовали ход поиска и источники, самые яркие моменты, выводы. С какой радостью и с каким восторгом рассказывали учащиеся о своих родных, участниках Великой Отечественной войны. Один из учащегося 9-го класса пишет: «Довелось моей прабабушке участвовать и в строительстве железной дороги к Ладожскому озеру, помогать военным строителям, рубить просеку, носить рельсы и шпалы». Из рассказа бабушки: «Идешь по лесу и видишь: то каска, то котелок, то ботинок висит на дереве и понимаешь, что здесь недавно шли бои. Солдаты, видя наше усердие, говорили: «Девчонки не носите шпалы, вам еще рожать», но девчонки вновь и вновь тащили этот тяжелый груз».

При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос: «Что вам дала проектная деятельность при изучении данной темы?». Суммируя ответы можно отметить следующее:

- изучая историю семьи в годы войны ребята узнали о своих родных порой совершенно неожиданные факты;

- в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями, учителями, педагогика сотрудничества стала реальностью;

- работа способствовала сохранению семейных традиций, исторического опыта;

- учащиеся прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную, но не легкую жизнь.

Метод проектов я реализую и через элективный курс «Краеведение» (для учащихся 10-11 классов).

Мой опыт применения данной методики показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно – исторические сведения, которые сообщает учитель. Легче решается проблема мотивации, даже «проблемные» дети довольно быстро раскрываются, а их школьная жизнь преобразуется, становится яркой и насыщенной. В среднем звене уже через полгода занятий у детей улучшается способность слышать других. Учащиеся приобретают навык обсуждения, рецензирования и оценки результатов своих одноклассников. Они умеют задавать вопросы об изучаемом объекте, практически всегда могут выдвинуть собственную версию ответа, наблюдается улучшение образного видения детей, конструирование собственных образов. В старшей школе метод проектов позволяет обучающимся освоить новые виды деятельности, необходимые для успешной сдачи итоговой аттестации и самореализации в будущей профессии.

Результатом моего опыта можно считать:

1). Рост количества обучающихся, имеющих «4» и «5» по предметам.

История

Учебный год

Классы

Количество уч-ся

Успевают на «4» и «5»

2013-2014

9абв, 10,11аб

148

74 (50 %)

2014-2015

7абв,8абв,10,11

217

146 (67 %)

2015-2016

8абв,9абв,11

177

101 (57 %)

2016-2017

7абв,9абв,10

181

109 (60 %)

2017-2018

8абв,10,11

120

90 (75 %)

Обществознание

Учебный год

Классы

Количество уч-ся

Успевают на «4» и «5»

2013-2014

7абв,9абв, 11б(СЭ)

158

89 (56%)

2014-2015

5абв,6аб,7абв,8абв,

9абв,10

387

269 (70 %)

2015-2016

6абв,7аб,8абв,9абв,11

212

141 (67 %)

2016-2017

7абв,8аб,9абв,10 (С-Э)

228

137 (60%)

2017-2018

8абв,9аб,10(УН),11(С-Э)

150

98 (65 %)


2) Положительные результаты ОГЭ и ЕГЭ.

Наличие обучающихся, набравших максимальный балл по ОГЭ (2016-2017 учебный год -1).

Рост количества обучающихся, набравших более 80 баллов на ЕГЭ.

Год

Предмет

Кол-во, обучающихся, сдававших экзамен

Кол-во

обучающихся, набравших более 80 баллов

2014

обществознание

20

2

2015

история

11

1

2016

история

7

1

2018

история

2

1

обществознание

12

4


3) Увеличение количества участников и победителей олимпиад, конкурсов.

Олимпиады

Олимпиада

Количество участников

(период 2013 -2018 г.)

Победители

Призеры

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по истории

22

2

6

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию

38

5

13

Региональный этап Всероссийской олимпиады по истории

2

-

-

Региональный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию

4

-

-

Международная олимпиада по Основам наук

10

-

10


Конкурсы.

Конкурсное мероприятие

Год

Количество участников


Результаты участия

Муниципальная игра «На параллельных дорогах прав и обязанностей»

2018

10

Команда - победитель

Муниципальная интеллектуально - правовая игра «Что? Где? Когда?»

2018

6

Команда - победитель

Исторический квест «Сталинградская битва»

2018

10

Команда - победитель

Всероссийский творческий конкурс «Интеллектуал»

2017

2

Дипломы первой степени-2


4) Рост мотивации к изучению предмета.


Таким образом, применяя вышеуказанные технологии, я добиваюсь:

- осознания школьниками процесса обучения;

- развития всех обучающихся, включая слабых;

- развития у обучающихся самостоятельного критического мышления;

- применения самостоятельных, аргументированных решений;

- умения работать в команде, выполняя разные социальные роли;

- формирования интеллекта школьника в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям;

- овладения учащимися различными приемами проектной деятельности.