СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Результаты диагностики уровня агрессивности обучающихся по проективной методике Кактус

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты диагностики уровня агрессивности обучающихся по проективной методике Кактус

Просмотр содержимого документа
«Результаты диагностики уровня агрессивности обучающихся по проективной методике Кактус»

Проективная методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше четырех лет. В ОГКОУШ 39 методика успешно применяется в целях исследования эмоционально-личностной сферы учащихся. При проведении диагностики испытуемому выдавался лист бумаги форматом А4 и набор цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитывались соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Подробно методика описана в Приложении Б.

При интерпретации результатов методики «Кактус» необходимо учитывать специфику обследуемых детей. Методика не формализована, полученные результаты позволяют только ориентироваться в особенностях индивидуальных проявлений испытуемого.

Получены следующие результаты диагностики по методике «Кактус» у обследуемых детей.

- Вика С. Очень длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности, даже скорее демонстративности ребенка. Линии вытягиваются по всему листу, преимущественно горизонтально, словно паутина оплетает лист. Подсознательная агрессия направлена в сторону сверстников. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Кактус не раскрашен полностью, т.е. ребенок склонен бросать работу, не выполнив до конца, можно судить о повышенной отвлекаемости. Сама внутренняя штриховка зеленого цвета размашиста, что свидетельствует об импульсивности.

- Кристина Т. Длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Отрывистость линий, сильный нажим говорят об импульсивности, даже нервности. Рисунок занимает весь лист и расположен в центре. Девочка имеет высокую самооценку. Её рисунок как бы говорит: «Весь мир крутится только вокруг меня». Кактус закрашен полностью, но очень неаккуратно, размашисто с использованием прерывистых линий (тревожность).

- Ирина З. Этот кактус - вообще без шипов, что является свидетельством почти полного отсутствия агрессии у ребенка. Некие наметки на шипы - только внутри, говорят об осторожности. Оптимизм - использование карандаша яркого насыщенного зеленого цвета. Рисунок расположен в центре листа. Эгоцентризм. Уверенность в себе. Есть некое схематичное основание, т.е. некая основа, принятие ребенка.

- Денис В. Наличие множества острых иголок, вычурность форм говорит об агрессивности, выраженной демонстративности. Заметен сильный нажим, преобладают темные цвета.

- Степан М. Здесь, в - первую очередь, бросается в глаза вычурность форм, что предполагает демонстративность исследуемого. Иголки расположены неравномерно, торчат в разные стороны. Т.е. агрессия в форме демонстративности, вызова не носит постоянный характер, может быть разнонаправлена. Кактус расположен в нижней части листа, что позволяет говорить о низкой самооценке, неуверенности. Однако на рисунке присутствует яркое желтое солнышко в левом верхнем углу (оптимистические нотки), и мы можем констатировать тот факт, что данный кактус произрастает в естественных природных условиях - на улице. Отрывистость линий, сильный нажим, неровность окраса синего неба, которое фактически явилось фоном рисунка говорят о его импульсивности, нервности.

- Алексей Т. Рисунок в некоторой степени схематичный. Кактус больше похож на дерево, расположен на улице между домом и деревом. Ствол кактуса прорисован несколько раз. Иглы смотрят как вверх (агрессия направлена на педагогов, родителей), так и вниз (агрессия направлена на младших, более слабы, возможно животных (на стволе)). Отрывистость линий, сильный нажим говорят о его импульсивности. Агрессия выражена также цветом «тёмный бордо», в которое выкрашен кактус .

- Камилла Г. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе, зависим. Шипов на кактусе тоже не очень много, что позволяет констатировать невысокий уровень агрессии. Отсутствуют какие-либо еще детали. Очень скудный внутренний мир

- Кристина Д.Единственный рисунок в классе, в котором присутствует комнатный кактус в горшке. Цветущий кактус розового цвета с красной сердцевиной (оптимизм), иголки которому заменяет своеобразная мягкая опушка, расположенный в центре листа, - показатель низкой агрессивности, адекватной самооценки, стремление к домашней защите, чувству семейной общности. Налицо изображение комнатного растения, стоящего на подоконнике с прорисовкой элементов, находящихся как в комнате, так и за окном (машина, солнце, дом). Характерна эгоцентричность. (закрашен только кактус). Присутствуют элементы женственности, мягкости: узоры на пакете, стоящем на подоконнике, обоях.

- Вячеслав Х. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма. О тревожности говорят двойная прорисовка ствола кактуса, однако в целом присутствуют оптимистичные цвета. О некоторой степени готовности к агрессии можно судить по частым иголкам, расположенным по всему контуру цветка. Этот кактус – цветок пустыни (одиночество). Однако всё же ребенок ощущает некую основу (приподнятый бугорок песка, на котором и растёт кактус).

Итак, мы видим, что согласно проективной методике 55,5% ребят имеют высокий уровень агрессивности, у 55% -ярко выражена демонстративность. У 11% определяется средний уровень, у 33,3% - уровень выше среднего и остальных 11,2%-низкий уровень агрессии. У 9 ребят из 9, т.е. у всех 100%исследуемых присутствует интровертированность - изображен только один кактус, причём у 8 ребят из 9 это изображение пустынного, дикорастущего растения. Характерно одиночество, отсутствие стремления к домашней защите, чувству семейной общности. Причём у 5 человек из 9 (55% обследуемых) кактус растёт из «ниоткуда», что свидетельствует об отсутствии даже малейшей опоры в виде домашнего уюта, об имеющихся проблемах с близкими людьми и подсознательно чувствуемом неприятии, отторжении, нехватке домашней защищенности.

Результаты диагностики по проективной методике «Кактус» представлены ниже в Таблице 2. Анализируются шесть показателей, на основании которых для каждого ребёнка рассчитывается итоговый балл:

0-1балла-низкий уровень;

2-3 балла - средний уровень;

4 и выше – высокий уровень.

Таблица 2 – Показатели агрессивности по графической методике Панфиловой «Кактус» (входная диагностика)

Имя Ф.


Показатели агрессивности

Кол-во показателей


Иголки острые, длинные

Частые иголки, расположенные по всему рисунку

Крупный рисунок, занимающий 2/3 листа

Промахивающиеся линии , не попадающие в одну точку, нажим

Вычурность форм

Использование темных цветов


Вика С.

+

+

+


+


4

Кристина Т.

+

+

+


+


4

Ирина З.







0

Денис В.

+

+

+

+

+

+

6

Степан М.

+

+


+

+

+

5

Алексей Т.

+

+


+

+

+

5

Камилла Г.


+





1

Кристина Д.







0

Вячеслав Х.


+

+

+



3

Итого

5

7

4

4

5

3

28


Таким образом, низкий уровень агрессивности отмечается у трёх испытуемых (все девочки), что составляет 33%; средний – у одного испытуемого (11%); высокий – у пяти испытуемых (56%).

В таблице представлены итоговые баллы (в целом по группе) по каждому из показателей. Кроме этого рассчитана частота появления элементов по группе в целом. Н6аиболее частым показателем оказалось использование частых иголок, расположенных по всему рисунку, наиболее редким – использование тёмных цветов.

Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии у ребят агрессивности, отражена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии агрессивности (входная диагностика)