Проективная методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше четырех лет. В ОГКОУШ 39 методика успешно применяется в целях исследования эмоционально-личностной сферы учащихся. При проведении диагностики испытуемому выдавался лист бумаги форматом А4 и набор цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитывались соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Подробно методика описана в Приложении Б.
При интерпретации результатов методики «Кактус» необходимо учитывать специфику обследуемых детей. Методика не формализована, полученные результаты позволяют только ориентироваться в особенностях индивидуальных проявлений испытуемого.
Получены следующие результаты диагностики по методике «Кактус» у обследуемых детей.
- Вика С. Очень длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности, даже скорее демонстративности ребенка. Линии вытягиваются по всему листу, преимущественно горизонтально, словно паутина оплетает лист. Подсознательная агрессия направлена в сторону сверстников. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Кактус не раскрашен полностью, т.е. ребенок склонен бросать работу, не выполнив до конца, можно судить о повышенной отвлекаемости. Сама внутренняя штриховка зеленого цвета размашиста, что свидетельствует об импульсивности.
- Кристина Т. Длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Отрывистость линий, сильный нажим говорят об импульсивности, даже нервности. Рисунок занимает весь лист и расположен в центре. Девочка имеет высокую самооценку. Её рисунок как бы говорит: «Весь мир крутится только вокруг меня». Кактус закрашен полностью, но очень неаккуратно, размашисто с использованием прерывистых линий (тревожность).
- Ирина З. Этот кактус - вообще без шипов, что является свидетельством почти полного отсутствия агрессии у ребенка. Некие наметки на шипы - только внутри, говорят об осторожности. Оптимизм - использование карандаша яркого насыщенного зеленого цвета. Рисунок расположен в центре листа. Эгоцентризм. Уверенность в себе. Есть некое схематичное основание, т.е. некая основа, принятие ребенка.
- Денис В. Наличие множества острых иголок, вычурность форм говорит об агрессивности, выраженной демонстративности. Заметен сильный нажим, преобладают темные цвета.
- Степан М. Здесь, в - первую очередь, бросается в глаза вычурность форм, что предполагает демонстративность исследуемого. Иголки расположены неравномерно, торчат в разные стороны. Т.е. агрессия в форме демонстративности, вызова не носит постоянный характер, может быть разнонаправлена. Кактус расположен в нижней части листа, что позволяет говорить о низкой самооценке, неуверенности. Однако на рисунке присутствует яркое желтое солнышко в левом верхнем углу (оптимистические нотки), и мы можем констатировать тот факт, что данный кактус произрастает в естественных природных условиях - на улице. Отрывистость линий, сильный нажим, неровность окраса синего неба, которое фактически явилось фоном рисунка говорят о его импульсивности, нервности.
- Алексей Т. Рисунок в некоторой степени схематичный. Кактус больше похож на дерево, расположен на улице между домом и деревом. Ствол кактуса прорисован несколько раз. Иглы смотрят как вверх (агрессия направлена на педагогов, родителей), так и вниз (агрессия направлена на младших, более слабы, возможно животных (на стволе)). Отрывистость линий, сильный нажим говорят о его импульсивности. Агрессия выражена также цветом «тёмный бордо», в которое выкрашен кактус .
- Камилла Г. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе, зависим. Шипов на кактусе тоже не очень много, что позволяет констатировать невысокий уровень агрессии. Отсутствуют какие-либо еще детали. Очень скудный внутренний мир
- Кристина Д.Единственный рисунок в классе, в котором присутствует комнатный кактус в горшке. Цветущий кактус розового цвета с красной сердцевиной (оптимизм), иголки которому заменяет своеобразная мягкая опушка, расположенный в центре листа, - показатель низкой агрессивности, адекватной самооценки, стремление к домашней защите, чувству семейной общности. Налицо изображение комнатного растения, стоящего на подоконнике с прорисовкой элементов, находящихся как в комнате, так и за окном (машина, солнце, дом). Характерна эгоцентричность. (закрашен только кактус). Присутствуют элементы женственности, мягкости: узоры на пакете, стоящем на подоконнике, обоях.
- Вячеслав Х. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма. О тревожности говорят двойная прорисовка ствола кактуса, однако в целом присутствуют оптимистичные цвета. О некоторой степени готовности к агрессии можно судить по частым иголкам, расположенным по всему контуру цветка. Этот кактус – цветок пустыни (одиночество). Однако всё же ребенок ощущает некую основу (приподнятый бугорок песка, на котором и растёт кактус).
Итак, мы видим, что согласно проективной методике 55,5% ребят имеют высокий уровень агрессивности, у 55% -ярко выражена демонстративность. У 11% определяется средний уровень, у 33,3% - уровень выше среднего и остальных 11,2%-низкий уровень агрессии. У 9 ребят из 9, т.е. у всех 100%исследуемых присутствует интровертированность - изображен только один кактус, причём у 8 ребят из 9 это изображение пустынного, дикорастущего растения. Характерно одиночество, отсутствие стремления к домашней защите, чувству семейной общности. Причём у 5 человек из 9 (55% обследуемых) кактус растёт из «ниоткуда», что свидетельствует об отсутствии даже малейшей опоры в виде домашнего уюта, об имеющихся проблемах с близкими людьми и подсознательно чувствуемом неприятии, отторжении, нехватке домашней защищенности.
Результаты диагностики по проективной методике «Кактус» представлены ниже в Таблице 2. Анализируются шесть показателей, на основании которых для каждого ребёнка рассчитывается итоговый балл:
0-1балла-низкий уровень;
2-3 балла - средний уровень;
4 и выше – высокий уровень.
Таблица 2 – Показатели агрессивности по графической методике Панфиловой «Кактус» (входная диагностика)
Имя Ф. | Показатели агрессивности | Кол-во показателей |
| Иголки острые, длинные | Частые иголки, расположенные по всему рисунку | Крупный рисунок, занимающий 2/3 листа | Промахивающиеся линии , не попадающие в одну точку, нажим | Вычурность форм | Использование темных цветов | |
Вика С. | + | + | + | | + | | 4 |
Кристина Т. | + | + | + | | + | | 4 |
Ирина З. | | | | | | | 0 |
Денис В. | + | + | + | + | + | + | 6 |
Степан М. | + | + | | + | + | + | 5 |
Алексей Т. | + | + | | + | + | + | 5 |
Камилла Г. | | + | | | | | 1 |
Кристина Д. | | | | | | | 0 |
Вячеслав Х. | | + | + | + | | | 3 |
Итого | 5 | 7 | 4 | 4 | 5 | 3 | 28 |
Таким образом, низкий уровень агрессивности отмечается у трёх испытуемых (все девочки), что составляет 33%; средний – у одного испытуемого (11%); высокий – у пяти испытуемых (56%).
В таблице представлены итоговые баллы (в целом по группе) по каждому из показателей. Кроме этого рассчитана частота появления элементов по группе в целом. Н6аиболее частым показателем оказалось использование частых иголок, расположенных по всему рисунку, наиболее редким – использование тёмных цветов.
Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии у ребят агрессивности, отражена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии агрессивности (входная диагностика)