Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений*:
Технология оценивания на уровне основного общего образования
Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:
- сформированность основ гражданской идентичности личности;
- готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
- сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является:
- способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка результатов
На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты. Она формируется на основе:
- результатов внутреннего мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные работы и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
- отметок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
- оценки (отметки) за выполнение и защиту индивидуального проекта;
- отметок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию.
Промежуточный контроль проводят учителя в разных формах: математический диктант, самостоятельная тематическая работа, контрольная тематическая работа, защита проектов, устный опрос и др.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария службой сопровождения ОО. Оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития учащихся.
Особенности оценки метапредметных результатов на ступени основной школы заключаются в комплексном использовании материалов:
- стартовой и финишной диагностики (два раза в год);
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточных тематических и итоговых комплексных работ на межпредметной основе;
- текущего выполнения учебно-практических и учебно-познавательных заданий;
- защиты индивидуального проекта. Особенности оценки предметных результатов заключаются в использовании уровневого подхода, предполагающего выделение базового уровня достижений. Реальные достижения обучающихся основной школы могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Выделены следующие уровни достижений обучающихся:
- максимальный уровень достижения планируемых результатов, оценка «превосходно»;
- повышенный программный уровень достижения планируемых результатов; - программный уровень достижения планируемых результатов;
- необходимый базовый уровень достижения планируемых результатов;
- ниже необходимого уровня достижения планируемых результатов.
Процедуры оценивания
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированностиметапредметных результатов в системе внутреннего мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные фиксируются и анализируются в «Портфеле достижений» ученика основной школы.
Внутренний мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов.
Приложение
Показатели метапредметных результатов основной образовательной программы основного общего образования
8 класс 2018- 2019 уч.г.
| | | МуруевОчир | ДамбаеваАяна | Мехтерева Галина | Егоров Найдан | Сафеева Надежда | Гырылова Татьяна | Фролов Андрей | ДондоковБатор |
Познавательные УУД |
1. | Общеучебные умения ( овладение учебной деятельностью) | 1.Повторяет цель урока или задания, при поддержке учителя и наводящих вопросах учителя может удерживать цель урока от начала и до конца работы | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 |
2. Называет этапы и способы достижения цели. Для описания критериев достижения цели не требуется помощь учителя. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
3. Не делает ошибок в описании ожидаемого результата. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
4. Делает попытки найти способы решения задач творческого и поискового характера. Не пользуется подсказкой учителя | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
5. Владеет рядом логических операций (сравнение, обобщение, классификация). С помощью учителя строит логические рассуждения по теме задания. | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 |
7. Отвечает на вопросы о том, что изучается в рамках учебных предметов. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
8. Владеет некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
9. С помощью учителя устанавливает существенные связи между объектами и процессами. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
2. | Умение работать с информацией | 11. Понимает все знаково-символические средства в рамках изучаемых предметов. При поддержке учителя некоторые из них при решении учебных задач. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
| | 12. В практическом применении схем не допускает ошибок. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
Регулятивные УУД |
3. | Умение анализа деятельности | 1.Планирует деятельность (этапы, способы), называет их. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
2.Предлагает способ достижения результата (как правило, один), не теряется при возникновении затруднений. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
3.Замечает ошибки. Может самостоятельно их исправить. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
4.Сталкиваясь с препятствиями, предпринимает попытку справиться с эмоциями и при поддержке учителя (сверстников) продолжает деятельность | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
4. | Самоанализ и рефлексия | 1. Анализирует свою деятельность, состояние и поведение по наводящим вопросам учителя. | | | | | | | | |
2.Адекватно оценивает результаты, определяет сущность своих поступков, причины конфликтов | | | | | | | | |
3. На вопросы, касающиеся настроения, эмоционального состояния, даёт соответствующие реальности ответы.. | | | | | | | | |
| 4. Навыки рефлексии на стадии формирования | | | | | | | | |
Коммуникативные УУД |
5. | Коммуникаивные умения | 1. Задает вопросы на уроке, уточняя или конкретизируя познавательную задачу. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
3. Умеет пользоваться Интернетом, в основном, для личного общения | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4. С незначительной помощью учителя может сформулировать общий смысл текста, ответить на вопросы по содержанию | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 |
6. Строит речевое высказывание, с помощью взрослого составляет письменные тексты. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
7. Умеет вести диалог, удерживает логику разговора. Задаёт вопросы по теме, отвечает именно на заданный вопрос. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
8. Может согласиться, что не он прав, но делает это только ради взаимодействия. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
9. С помощью взрослого излагает свое мнение, находит аргументы в пользу своей точки зрения. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 |
6. | Умение работать совместно | 1. Называет общую цель совместного задания. С помощью взрослого формулирует способы её достижения. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
2. В распределении ролей и функций в общей деятельности не требуется помощь взрослого. Может определить свой вклад в достижение общей цели (чем может быть полезен группе). | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 |
3. Контролирует действия других, замечает и указывает на ошибки (не всегда корректно). Позволяет взрослому контролировать свои действия. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
4. Стремится дать оценку своему поведению и поведению других в совместной работе, но в оценке допускает ошибки | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
5.При возникновении конфликта соглашается с тем, что всё надо исправить. Решая конфликт, готов идти на уступки. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
| | 6.Оказывает помощь членам группы (избирательно) | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Личностные УУД |
7. | | Внутренняя позВнутренняяпозиция школьников, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
| | 87% | 75% | 67% | 46% | 55% | 34% | 46% | 84% |
| | отлично | есть хороший | есть хороший | Еще не сложился | есть хороший | Еще не сложился | Еще не сложился | отлично |
0 -не владеет умениями
1 -владеет частично (требуется помощь учителя)
2 -владеет полностью самостоятельно