СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Результаты мониторинга психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса 2014-2015 учебного года.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

мониторинг является необходимой частью психолого-педагогического сопровождения образовательной программы . Результаты данного мониторига позволили определить группу детей, имеющих низкий уровень школьной зрелости у первоклассников, проблемы адаптации и уровень сформированности универсальных учебных действий у пятиклассников. ,определить высокий уровень тревожности в 1-11 классах, выделить "группу риска"   и провести коррекционно-развивающую работу. Представлены результаты коррекционной работы. С результатами  стартовой и итоговой диагностики были ознакомлены преподаватели и родители.  Психолого-педагогическое сопровождение детей в дальнейшем проводилось совместно с преподавателями и родителями детей.

 

Просмотр содержимого документа
«Результаты мониторинга психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса 2014-2015 учебного года.»

Результаты мониторинга психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса 2014-2015 учебного года.

Цель мониторинга: определение школьной зрелости у первоклассников, выявление уровня тревожности, уровня мотивации, изучения периода адаптации, выявление детей группы риска, определение сформированности универсальных учебных действий у пятиклассников.

Инструментарий мониторинга: анкеты, тесты, опросники. Сроки проведения: 2014-2015 учебный год.

Результаты психолого-педагогического мониторинга проведенного в МБОУ-СОШ №2 города Аркадака в 2014-2015 учебном году: Диагностика «Определение школьной зрелости» первоклассников.

Цель диагностики: получить начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в начальной школе.

Объектом: исследования является уровень интеллектуального развития детей 6-7 лет.

Методика «Ориентационный тест школьной зрелости» А. Керна - Я. Йирасека.

Интерпретация: все полученные результаты применения методики были классифицированы по трем уровням: высокий, средний, ниже среднего.

Вывод.

В результате тестового испытания первоклассников выявились следующие уровни: высокий уровень 16ч(34.7%), средний уровень 29ч (63%), ниже среднего 1ч (2.3%). Эти данные можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости. Классным руководителям даны практические рекомендации о методах и стилях общения с ребенком в процессе обучения.

Психолого- педагогическая диагностика изучения периода адаптации 1 классов.

Методика О.В. Овчарова «Адаптация ребенка в школе и мотивация учения»

Цель: оценить школьную адаптацию ребенка.

Время проведения: октябрь 2014 г.

По результатам анкеты установлено: в 1 «А»., в котором приняло участие 26 человек показал:

65 %(17 чел.) – набрали высокие баллы, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации,

30 %(8 чел) – набравшие средние баллы, что характерны для средней нормы,

5% (1 чел.) – набрал баллы ниже среднего.

Учащихся с низкой школьной мотивацией и негативном отношении к школе не выявлено.

По результатам анкеты установлено: в 1 «Б» , в котором приняло участие 22 человека показали:

72 % (16 чел.) – набрали высокие баллы, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации,

19% (4 чел) – набравшие средние баллы, что характерны для средней нормы,

9% (2 чел.) – набравшие баллы ниже среднего.

Учащихся с низкой школьной мотивацией и негативном отношении к школе не выявлено.

Вывод: результаты тестового анкетирования можно рассматривать как основание для заключения о школьной адаптации и преобладанием среднего уровня тревожности. С учащимися, набравшие низкие баллы, в течение года проводилась индивидуальная реабилитационная работа в виде консультаций, бесед, психологических занятий, направленных на снятие тревожности перед школой. По итогам занятий можно судить о том, что все учащиеся успешно адаптировались к школьному обучению.

Результаты социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено и уровня сформированности УУД

( по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.) Общее количество учащихся в параллели 5 классов 54 человек (100%) Время проведения: апрель 2014 г.

Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень

УУД Показатель кол-во и % от кол-во и % от кол-во и % от числа прошедших числа прошедших числа

обследование обследование прошедших

обследование Усвоение нравственно-этических 5А- 18ч 36ч 5А -7ч 17ч 5А-0ч 1ч норм и школьных норм 5Б- 18 ч 66% 5Б- 10ч 31% 5Б-1ч 3% поведения (критерий 2)

Эмоциональное благополучие 5А-16ч 44ч 5А-9ч 10ч 5А-0

(критерий 4) 5Б-28ч 81% 5б-1ч 19% 5б-0

Целеполагание (критерий 1, 5А-8 ч 26ч 5А-17ч 27ч 5А-0 1ч шкала 2) 5Б-18ч 48% 5Б-10ч 50% 5Б-1ч 2% Самоконтроль (критерий 1, 5А-15ч 42ч 5А-9ч 11ч 5А-1ч 1ч

шкала 3) 5Б-27ч 77% 5Б-2ч 20% 5Б-0 3%

Учебная активность (критерий 1, 5А-12ч 30ч 5А-12ч 23ч 5А-1ч 1ч

шкала 1) 5Б-18ч 55% 5Б-11ч 42% 5б-0 3%

Усвоение знаний, успеваемость 5А-15ч 35ч 5А-10ч 19ч 5А-0

(критерий 1, шкала 4) 5Б-20ч 64% 5Б-9ч 36% 5Б-0

Взаимоотношения с 5А-10 37ч 5А-14 16ч 5А-1ч 1ч одноклассниками (критерий 3, 5Б-27 68% 5Б-2 29% 5Б-0 3% шкала 1)

Взаимоотношения с учителями 5А-17 46ч 5А-7 7ч 5А-1ч 1ч

(критерий 3, шкала 2) 5Б-29 85% 5Б-0 12% 5б-0 3%

Общий показатель адаптации к школьному обучению

УУД

Высокий уровень(%)

Средний уровень(%)

Низкий уровень(%)

Личностные

74%

25%

1%

Регулятивные

62.5%

35.5%

2

Познавательные

59.5%

39%

1.5%

Коммуникативные

76.5%

20.5%

3%

ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

69%

29%

2%

Вывод: тестовое анкетирование показало следующие результаты: высокий уровень - 69%, средний уровень-29%, низкий уровень -2% . Эти данные можно рассматривать как основание для заключения социально-психологической адаптации при переходе в среднее звено. С учащимися, набравшие низкие баллы, проводилась реабилитационная работа в виде индивидуальных консультаций, бесед, психологических занятий, направленных на повышение успеваемости по предметам, на усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения.

Первичная диагностика выявления детей группы риска.

Методика «Диагностика детей группы риска» М.Рожков, М.А. Ковальчук Срок проведения: октябрь

Цель диагностики: своевременное выявление подростков группы риска В опросе приняли участие 97 человека.

Класс

( всего кол-во)

Показатели

В норме

Требуется коррекция

1

1А ( 25 ч-100%)

Отношение в семье

24чел

1чел

Агрессивность

25чел

-

Недоверие к людям

25чел

-

Неуверенность в себе

23чел

2чел

2

1Б (25ч-95%)

Отношение в семье

24чел

1чел

Агрессивность

25чел

-

Недоверие к людям

24чел

1чел

Неуверенность в себе

24чел

1чел

3.

5А (23чел -100%)

Отношение в семье

22чел

1чел

Агрессивность

-

Недоверие к людям

22чел

1чел

Неуверенность в себе

22чел

1чел

4

5Б (24чел-100%)

Отношение в семье

22чел

2чел

Агрессивность

24чел

-

Недоверие к людям

23чел

1чел

Неуверенность в себе

23чел

1чел

итог

97чел (98%)

84чел (87%)

13чел(13%)

Вывод:

5чел (6%) «Отношения в семье»- высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено: напряженной ситуацией в семье, ограничений и требований дисциплины без чувства родительской любви, страхом перед родителями и т.д. Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

«Агрессивность» высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности. Учащихся требующих коррекции по этой шкале не выявлено.

3чел (4%) « Недоверие к людям» - высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

5чел (6%) «Неуверенность в себе» - высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, наличии чувства комплекса неполноценности, низкой самооценки. Повторная диагностика, проводимая в апреле месяце, показала стабильные высокие баллы у тех же детей, которые были опрошены в октябре месяце. В течение года проводились развивающие занятия с элементами тренинга, индивидуальные беседы, консультации, однако показатели по данным шкалам оставались прежними. Наличие высоких баллов по шкалам «недоверие к людям» и «неуверенность в себе», позволяют сделать вывод, что это связано с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей. В связи с этим продолжить систематическую развивающую работу в следующем учебном году с теми обучающимися, результаты которых показывают высокие баллы.

Методика «Шкала Спилберга-Ханина» под редакцией Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина. Цель: определить уровень тревожности Сроки проведения: октябрь 2013 года.

Приняло участие: 1-11 классы - 433 человек.

класс

Низкая тревожность

Умеренная тревожность

Высокая тревожность

1

1А 25чел (25ч 100%

1

24

-

2

1Б 26чел (26ч-100%)

1

25

-

3

2А 19чел (18ч-94%)

2

16

-

4

2Б 17чел (14ч-94%)

1

13

-

5

2В 22чел (19ч-86%)

4

15

-

6

3А 19чел (19ч-100%)

2

15

-

7

3Б 18чел (17ч-94%)

1

16

-

8

4А 27чел (24ч-93%)

2

22

-

9

4Б 27чел (24ч-89%)

3

21

-

10

5А 23чел (20ч-91%)

2

18

-

11

5Б 24чел (22ч-92%)

2

20

-

12

6А 23чел (20ч-87%)

4

16

-

13

6Б 20чел (12ч-64%)

3

9

-

14

6В 15чел (13ч-87%)

4

9

-

15

7А 23чел (19ч-82%)

2

16

-

16

7Б 15чел (14ч-78%)

2

12

-

17

8А 20чел (15ч-75%)

2

13

-

18

8Б 17чел (13ч-76%)

2

11

-

19

8В 17чел (15ч-84%)

1

14

-

20

9А 19чел (19ч-100%)

3

15

1

21

9Б 25чел (25ч-100%)

1

24

-

22

10 26чел (22ч-84%)

2

20

-

23

11А 12 чел (9ч-75%)

2

6

1

24

11Б 14чел (14ч-100%)

2

11

1

Итог: 433 чел

51чел (11%)

379ч (87%)

3чел (2%)

Вывод:

51ч (11%) - низкая тревожность характеризуется состояние как неактивное, с низким уровнем мотиваций к каким либо действиям.

379ч (87%) – умеренная тревожность характеризуется как естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

3ч (2%)- высокая тревожность характеризуется появление у личности тревожности в разнообразных ситуациях. Особенно когда это касается оценки его компетенции и престижа. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности.

В результате диагностики проведенной в октябре месяце было выявлено, что 3ч (2%)в 9, 11 классах показали высокую тревожность, связанную с предстоящей сдачей итоговой государственной аттестации. В течение всего года проводились психологические занятия с элементами тренинга, направленные на то, чтобы помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением. У учащихся отметилось снижение уровня личностной и школьной тревожности, а так же снижение беспокойства по поводу предстоящих экзаменов.

Сводная ведомость сформированности УУД учащихся 5А класса 2014-2015 учебного года

Количество опрошенных: 23 человека

-Психолого-педагогическая диагностика изучения самостоятельности мышления в рамках ФГОС ООО под ред. Л.А.Ясюкова Срок проведения: октябрь, апрель Цель: изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД

-Психолого-педагогическое изучение учебно-мотивационной сферы под редакцией М.Р. Гинзбурга. Срок проведения: ноябрь, апрель

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.

-Психолого-педагогическое определение уровня развития словесно-логического мышления под редакцией Л.Перелесни, Т Фотекова. Срок проведения: ноябрь, апрель Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

  • Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Срок проведения: март Цель: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.



Познавательные УУД

Личностные УУД


Регулятивные УУД


Коммуникативные УУД

1

1

2

3

3

Н

3

4

3

3

С

1

1

3

Н

1

3

3

3

С

2

3

3

5

5

С

5

4

5

5

В

3

3

4

С

3

3

5

5

В

3

3

3

5

5

С

5

3

5

5

С

3

3

3

С

4

3

5

5

В

4

3

3

5

4

С

5

3

4

4

С

2

3

3

С

3

3

4

4

С

5

5

5

4

4

В

4

5

4

4

В

4

5

5

В

5

4

4

4

В

6

4

4

5

4

В

5

5

4

4

В

4

4

4

В

3

3

4

4

С

7

2

2

1

3

С

1

3

3

3

Н

2

2

1

С

3

4

3

3

С

8

4

4

5

5

В

5

5

5

5

В

3

4

4

С

5

5

5

5

В

9

5

5

5

4

В

5

4

4

4

В

4

5

4

В

4

4

4

4

В

10

5

5

5

4

В

5

5

4

4

В

4

5

4

В

4

5

4

4

В

11

5

5

5

4

В

5

5

4

4

В

4

5

4

В

5

5

4

4

В

12

5

5

5

5

В

5

5

5

5

В

4

5

4

В

5

5

5

5

В

13

3

3

4

4

С

4

5

4

4

С

3

3

3

С

3

3

4

4

С

14

5

5

5

5

В

5

5

5

5

В

4

5

4

В

5

5

5

5

В

15

4

3

4

4

С

4

3

4

4

С

3

4

3

С

4

3

4

4

В

16

2

3

4

3

Н

4

4

3

3

С

2

3

3

С

3

3

3

3

С

17

2

3

4

4

С

4

4

4

4

С

3

3

2

С

4

3

4

4

В

18

3

3

4

4

С

4

2

4

4

С

3

3

2

С

4

3

4

4

В

19

4

3

5

4

С

5

4

4

4

В

3

4

3

С

3

3

4

4

С

20

3

3

4

2

С

4

4

2

2

С

3

3

2

С

3

3

2

2

С

Сводная ведомость сформированности УУД учащихся 5Б класса 2013-2014 учебного года Количество опрошенных: 24 человека

-Психолого-педагогическая диагностика изучения самостоятельности мышления в рамках ФГОС ООО под ред. Л.А.Ясюкова Срок проведения: октябрь, апрель Цель: изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД

-Психолого-педагогическое изучение учебно-мотивационной сферы под редакцией М.Р. Гинзбурга. Срок проведения: ноябрь, апрель

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.

-Психолого-педагогическое определение уровня развития словесно-логического мышления под редакцией Л.Перелесни, Т Фотекова. Срок проведения: ноябрь, апрель Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

  • Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Срок проведения: март Цель: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.


Познавательные УУД

Личностные УУД



Регулятивные УУД



Коммуникативные УУД

1

3

1

3

2

С

3

3

2

3

С

1

2

3

3

С

3

4

2

С

2

2

2

1

2

Н

2

2

2

1

С

2

2

1

1

Н

3

1

2

С

3

4

2

4

2

С

4

4

2

4

В

2

2

4

4

В

5

4

2

В

4

5

4

4

5

В

4

5

5

4

В

5

5

4

4

В

5

5

5

В

5

4

3

4

4

В

4

4

4

4

В

3

4

4

1

С

4

4

4

В

6

4

3

5

3


С

4

4

3

5

В

3

3

5


3


С

4

5

3

В

7

2

2

4

2


С

2

3

2

4

С

2

2

4


1


С

3

2

2

С

8

3

3

1

2,


С

2

5

2

1

С

2

2

1


2


С

3

2

2

С

9

2

2

2

1


Н

2

4

1

2

С

1

1

2


2


С

3

2

1

С

10

1

1

4

2


С

2

4

2

4

С

1

2

4


3


С

4

4

2

С

11

3

3

4

2


С

4

4

2

4

С

3

2

4


3


С

4

3

2

С

12

4

4

5

4


В

4

4

4

5

В

3

4

5


3


В

4

4

4

В

13

2

2

1

1


С

2

3

1

1

С

1

1

1


1


Н

3

1

1

С

14

4

3

4

3


С

4

4

3

4

С

3

3

4


4


С

3

4

3

С

15

4

3

5

3


С

4

4

3

5

В

3

3

5


4


С

4

4

3

В

16

4

3

5

3


С

4

4

3

5

С

3

3

5


3


С

4

4

3

С

17

2

2

1

2


Н

2

3

2

1

Н

2

2

1


2


Н

2

2

2

С

18

4

3

4

3


С

4

4

3

4

С

3

3

4


4


С

5

4

3

В

19

4

3

3


С

3

4

3

3

С

3

3

3


4


С

5

4

3

С

20

4

3

1

2


С

2

5

2

1

С

3

2

1


3


С

4

2

2

С

21

3

3

4

2


С

4

4

2

4

В

3

2

4


3


С

5

4

2

С

22

4

4

5

4


В

4

4

4

5

В

4

4

5


4


В

5

5

4

В

23

3

3

3

2


С

3

4

2

3

С

3

2

3


4


С

4

4

2

С

24

1

2

5

1


С

4

3

1

5

С

1

1

5


2


С

3

2

1

С

Высокий


4 ч

16%


33%

16%

33%

средний


17ч

70%


15ч

62%

17ч

70%

16ч

67%

Низкий


14%


5%

14%

-

-

Начало года

Вывод:

  1. У учащихся 5 класса наблюдается положительная динамика в формировании познавательных универсальных действий. Учащимся характерно сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной адаптации.

  2. Уровень развития личностных универсальных учебных действий у большинства учащихся соответствует второму уровню. Некоторые учащиеся могут самостоятельно ориентироваться на соблюдение конвенциональных норм.

  3. У учащихся 5 класса регулятивные универсальные учебные действия сформированы, у других - находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития. Для эффективного развития данного вида УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.

  4. У большинства обследованных выявлен средний уровень развития коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), т.е. дети не всегда учитывают позиции других людей и координируют их.

Анализируя сформированность личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий отмечается преобладание среднего уровня по всем шкалам сформированности умений у учащихся. Это свидетельствует об успешном протекании социализированности у пятиклассников. Наличие низкого уровня сформированности универсально учебных действий связано с возрастными, психологическими, физиологическими и индивидуальными особенностями детей.

Обобщенный вывод: анализируя данные психолого-педагогического мониторинга, проводимого в 2014-2015 учебном году, позволяет сделать ряд выводов по проведенным методикам, в которых учащиеся набрали низкие показатели:

  • Методика «Диагностика детей группы риска» под ред. М.Рожков, М.А. Ковальчук

3чел (4%) « Недоверие к людям» - высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

5чел (6%) «Неуверенность в себе» - высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, наличии чувства комплекса неполноценности, низкой самооценки. Повторная диагностика, проводимая в апреле месяце, показала стабильные высокие баллы у тех же детей, которые были опрошены в октябре месяце. В течение года проводились развивающие занятия с элементами тренинга, индивидуальные беседы, консультации, однако показатели по данным шкалам оставались прежними. Наличие высоких баллов по шкалам «недоверие к людям» и «неуверенность в себе», позволяют сделать вывод, что это связано с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей. В связи с этим продолжить систематическую развивающую работу в следующем учебном году с теми обучающимися, результаты которых показывают высокие баллы, что свидетельствует о неблагоприятном психоэмоциональном состоянии учащихся.

  • Методика социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено и уровня сформированности УУД под ред. Э. Александровской Общий показатель адаптации к школьному обучению проводимого в октябре месяце.

УУД

Высокий уровень(%)

Средний уровень(%)

Низкий уровень(%)

Личностные

29ч (62.5%)

14ч(28%)

4ч (9.5%)

Регулятивные

13ч(26.5%)

34ч(73.5%)

-

Познавательные

17ч(37.2%)

28ч(60.2%)

2ч(2.2%)

Коммуникативные

28ч(60.5%)

19ч(39.5%)

-

ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

43.75%

50.4%

5.85%

Результаты позволяют судить о преобладании среднего уровня (50.4%) адаптации к школьному обучению у пятиклассников; а так же о наличии низкого уровня 5.85% Общий показатель адаптации к школьному обучению проводимого в мае месяце.

УУД

Высокий уровень(%)

Средний уровень(%)

Низкий уровень(%)

Личностные

30ч (63%)

17ч(37%)

-

Регулятивные

13ч(26.5%)

34ч(73.5%)

-

Познавательные

18ч(38%)

29ч(62%)

-

Коммуникативные

28ч(60.5%)

19ч(39.5%)

-

ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

46.75%

53.25%

В течение всего года велась индивидуальная работа в виде развивающих занятий, бесед, консультаций с учащимся, которые показали низкую адаптацию к школьному обучению. На основе полученных данных в ходе диагностики, проведенной в мае, можно судить, что все учащиеся успешно адаптировались к школьному обучению.

  • Методика «Шкала Спилберга-Ханина» под редакцией Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.

В результате диагностики, проведенной в октябре месяце было выявлено, что 3ч (2%)в 9, 11 классах показали высокую тревожность, связанную с предстоящей сдачей итоговой государственной аттестации. В течение всего года проводились психологические занятия с элементами тренинга, направленные на то, чтобы помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением. У учащихся отметилось снижение уровня личностной и школьной тревожности, а так же снижение беспокойства по поводу предстоящих экзаменов.

Таким образом, планируя свою психолого-педагогическую деятельность на следующий год, следует продолжить систематическую развивающую работу с теми обучающимся, результаты которых требуют коррекции.