РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ
МЛАДШЕГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ)
Реабилитация – (лат. rehabilitatio – восстановление) предполагает комплекс медицинских, психолого-педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных расстройством функций детского организма, на восстановление навыков обучения, самовоспитания, самосовершенствования, социального статуса.
Наши ребята в этом году пошли в пятый класс.И пришлось вновь проходить через адаптационный период. Детей окружают новые люди, обстановка, меняются приёмы воспитания. В этот период очень важно создать условия, способствующие укреплению резервных возможностей организма.
Среди детей-инвалидов большинство имеют различные нарушения в психике и поведении. Поэтому, использую такую тактику работы с детьми-инвалидами: непосредственная работа с конкретным ребёнком, в ходе которой демонстрируются нужные стратегии поведения; работа с группой детей в форме занятий, обсуждения информации, проектирования совместной деятельности, анализа ситуаций, привлечения к подготовке и проведению праздников и иных совместных культурно-досуговых мероприятий; развитие контактов между ребятами, путем создания групп самопомощи и взаимопомощи.
Для того чтобы преодолевать трудности полезно:
- организовывать работу в команде;
- осуществлять обмен опытом, в результате которого происходит обсуждение достижений, трудностей, путей их предупреждения и преодоления;
- иметь в наличии раздаточный материал (вырезки из периодической печати, видеоматериалы, учебно-методическая литература, разработки и подборки дел).
Таким образом, социальная реабилитация детей-инвалидов преследует цель восстановления у ребенка социального опыта через реализацию целенаправленных программ и действий.
Из этого следует, что необходимо комплексное воздействие реабилитации. Психические, физиологические и моторные функции ребенка, невозможно представить изолированными. Комплексная реабилитация детей-инвалидов отражает тесное взаимодействие медицинской, психологической, социальной реабилитации с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- непрерывность реабилитационного воздействия, которая подразделяется на последовательность и этапность реабилитационных мероприятий;
- принцип индивидуального подхода.
Реализация :
- социально-бытовой аспект – включение ребенка в социально-бытовой процесс социального или образовательного учреждения, в процесс самообслуживания;
- медицинский аспект – диспансеризация; курсы поддерживающего медикаментозного и физиотерапевтического лечения, упражнения, направленные на закаливание, усиление иммунитета, повышение сопротивляемости организма, освоение здоровьесберегающих технологий;
- психологический аспект – индивидуальное психологическое консультирование, включение в группы, где используются театрализованные игры, драматизация и другие;
- педагогический аспект – реализация индивидуального плана формирования учебных умений и навыков, умений сотрудничать и преодолевать трудности;
- социально-трудовой аспект – воспитание положительного отношения к труду, формирование соответствующих трудовых умений и навыков, ориентирование в мире профессий.
Социальная помощь и поддержка, следовательно, предусматривает включение ребенка в воспитательный процесс.
Таким образом, социальная помощь и поддержка детей инвалидов ориентирована не только на решение интересов, конкретных проблем каждого, но и, прежде всего, на укрепление и развитие их собственного потенциала.