Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 116 города Донецка»
Реализация Концепции патриотического воспитания на уроках информатики
Подготовила: Евстифеева И.В.
учитель математики и нформатики
МОУ «Школа № 116 г. Донецка»
2016 – 2017 уч. год
Патриотическое воспитание на уроках информатики
Патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной работы в современной школе. Оно предполагает формирование у детей общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, развивает способность преодоления чуждых российскому обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Донецкой Народной Республики (ДНР)» работа по патриотическому воспитанию школьников может гармонично проводится на уроках информатики.
Цели:
осознание обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
развитие у школьников высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности;
становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи:
утверждение в сознании и чувствах школьников социально значимых патриотических ценностей, уважения к культурному и историческому прошлому Родного края, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;
воспитание школьников в духе уважения к Конституции ДНР, законности, нормам общественной и коллективной жизни;
привитие подросткам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов ДНР - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;
создание условий для усиления патриотической направленности школьных средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между школьниками различной национальности.
В связи с усилением патриотического воспитания школьников на уроках информатики и во внеурочное время можно выделить следующие направления работы учителя информатики:
Духовно-нравственное воспитание
На современном этапе развития информационного общества именно уроки информатики способствуют формированию у учащихся нового типа мышления, ориентации на самообучение и саморазвитие, осознание и реализацию своих информационных потребностей, а соответственно и выработку культуры потребностей. Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики препятствует превращению ученика в неразборчивого потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно воспитывает у школьников новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации.
Художественно-эстетическое воспитание
Художественно-эстетическое воспитание реализуется не только на этапах обучения информатики «Обработка графической информации», «Обработка звуковой информации», но и в процессе выполнения проектных и творческих работ, создании школьных СМИ. Именно на этом направлении патриотической работы удачно формируются национальная и религиозная терпимости. В ходе создания проектов по художественным промыслам, этническим музыкальным особенностям развиваются дружеские отношений между школьниками многонационального образовательного учреждения.
Правовое воспитание реализуется в рамках направления "Социальная информатика" в вопросах, связанных с использованием и защитой информации и авторских прав. Правовое воспитание в курсе информатики включает в себя передачу учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области использования компьютера, а так же право на интеллектуальную собственность, право на личную тайну, запрет несанкционированного доступа информации, право на свободу слова.
Таким образом, правовое воспитание освещает вопросы основ информационных прав и информационной безопасности личности.
Гражданско- патриотическое воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание реализуется в рамках общешкольных, муниципальных, региональных творческих конкурсных работ в области информационных технологий (компьютерная графика, презентации, анимация, web-сайты, посвященные знаменательным датам в истории малой Родины и Отечества). Немаловажную роль в гражданско-патриотическом воспитании играет краеведческая и исследовательская работа, проводимая в школьном музее. Помимо этого необходимо включать в процесс обучения задачи, несущие исторические данные о своей семье, о нашей стране и народе, статистические данные Родного края (население, национальности, географические данные, исторические сведения и т.п.), сведения о героях ВОВ, людях, являющихся гордостью Республики.
Экологическое воспитание реализуется в рамках организации межпредметных связей информатики предметами естественнонаучного направления (окружающий мир, природоведение, естествознание, география, биология, экология). Ведущую роль в данном направлении играют проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеклассной работе.
Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в образовательный процесс через:
знаниевый компонент;
региональный компонент с рассмотрением гражданской и патриотической тематики;
систему тематических, творческих внеклассных воспитательных мероприятий по предмету;
школьные средства массовой информации;
участие в тематических конкурсах, выставках;.
активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Данная модель патриотического воспитания основывается на следующих документах
Конституция ДНР,
федеральные законы Донецкой Народной Республики "Об образовании", "О социльной защите ветеранов войны", " Город воинской славы ДНР ", «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»
Закон Донецкой Народной Республики «О безопасности», Принятый Народным Советом Донецкой Народной Республики 12 декабря 2014 года (Постановление №17)
Модель патриотического воспитания школьников на уроках информатики помогает обеспечить целенаправленное формирование у подростков активной позиции, способствовать включению их в решение общественных задач, создавать условия для развития у них привычки действовать в соответствии с национальными интересами Республики.
Оценка результативности патриотического воспитания
Основным критерием результативности является уровень патриотизма.
Как определяет Концепция патриотического воспитания граждан ДНР, «патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».
Исторически сложилось так, что патриотизм стал одной из наиболее ярких черт характера россиян. Русскому патриотизму присущи свои особенности:
высокая гуманистическая направленность;
веротерпимость;
соборность и законопослушание;
потребность россиян к коллективной жизни;
особая любовь к родной природе.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Информатика - это лишь малая доля в океане патриотизма.
Литература:
Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / авторы - составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина и др. - 2 изд., М.:АРКТИ,2003.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / автор - составитель И.А.Пашкович. - Волгоград: Учитель,2006.
Интернет-ресурсы:
http://globuss24.ru/doc/patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-informatiki
http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-sotsialnoj-zashhite-veteranov-vojny/
http://juristprud.ru/publ/dnr/zakony/o_bezopasnosti_zakon_dnr/32-1-0-73