СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация метапредметного содержания образования в ходе проектно-исследовательской деятельности учащихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом семинаре знакомит с опытом работы автора по реализации метапредметного содержания образования в ходе работы над учениническими проектами

Просмотр содержимого документа
«Реализация метапредметного содержания образования в ходе проектно-исследовательской деятельности учащихся»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Фурманова

















Реализация метапредметного содержания образования в ходе проектно-исследовательской деятельности учащихся









Учитель биологии МОУ СОШ № 10

Смирнова Галина Владимировна







2015 г

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Стратегической целью любого изменения или реформирования образовательного процесса является повышение его качества и разработка методов обучения адекватных возможностям ученика. Под качеством образования подразумевается совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможности обучающимися самостоятельно решатьзначимые для них задачи или проблемы.

Новые образовательные стандарты призваны реализовать имеющийся потенциал общего среднего образования. Одной из главных задач этих стандартов является развитие и становление таких личностных характеристик обучающегося как активная заинтересованность в познании окружающего мира, осознание ценности науки и творчества; развитие способности применять полученные знания на практике.

Важной особенностью биологии как учебного предмета является его интегральность, которая проистекает из такого его свойства как межпредметность. Биология изучается как средство познания окружающего нас мира живой природы, поэтому источником тем для обучения являются проблемы и ситуации, которые могут быть почерпнуты из всех предметов естественнонаучного цикла. Различные темы, взятые, например, из химии, физики, экологии из любых областей науки, рефлексируют собственный процесс работы и представляют его в виде проекта.

.

Проектная исследовательская деятельность учащихся позволяет в полной мере достигать метапредметных результатов образования (универсальных учебных действий).Метапредметные результаты обучения делят на группы: регулятивные, коммуникативные, познавательные. Рассмотрим как формируются эти результаты в ходе исследовательской деятельности при работе над проектом «Диета и здоровье », разработанным учениками 10 класса МОУ СОШ № 10 Кирдеевой А. и Колосовой З.

  1. Регулятивные УУД.

Учащиеся самостоятельно определяли тему исследования, выдвигали гипотезу исследовательской работы, ставили цели исследования, прогнозировали результаты, осуществляли контроль и оценку своей деятельности.

  1. Коммуникативные УУД.

В процессе работы над проектом было спланировано учебное сотрудничество по следующим направлениям:

- анкетирование населения и социологический опрос;

- статистическая обработка результатов;

- подготовка обзора литературных источников;

- работа над печатной версией проекта;

- работа над презентацией;

- выступления с презентацией результатов перед учащимися школы на классных часах;

- выступление на научно-практической конференции учащихся;

- подготовка к защите проекта на региональном этапе олимпиады по экологии.

Все формы сотрудничества формировали умение контактировать между собой и с окружающими людьми, находить компромисс в спорных ситуациях, учили строить речевые высказывания, задавать вопросы, вести дискуссию. На каждом этапе сотрудничества шло распределение ролей, в зависимости от способностей учащихся и склонности к тому или иному виду деятельности.

  1. Познавательные УУД.

- Работа с информационными источниками по теме исследования (справочная литература, информационные ресурсы сети Интернет). Учащиеся изучали различные виды диет и влияние их на здоровье человека. В процессе этой работы интегрируются знания из медицины, анатомии и физиологии человека, биохимии, молекулярной биологии, экологии человека. В процессе работы идёт познание нового, расширение кругозора в той проблеме, которая интересна учащимся.



- При обработке данных учащиеся учатся сравнивать, анализировать, обобщать и классифицировать полученные данные, представлять их в виде таблиц и диаграмм.



- По результатам исследования учащиеся делают вывод о влиянии различного вида диет на здоровье, знакомят с негативными изменениями в состоянии здоровья, дают конкретные рекомендации по итогам исследования. Главные рекомендации заключаются в формировании здорового образа жизни и выборе альтернативных диетам мерах поддержания своей физической формы:

  1. Вести активный образ жизни

  2. Заниматься спортом, посещать спортивные кружки и секции

  3. Рационально питаться, поддерживая в пищевом рационе сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, не увлекаться жирной и сладкой пищей, чтобы не набирать избыточный вес.

- Работа над проектом учит учащихся правильно определять результаты своей работы. В данном случае ребята были удовлетворены результатами своей работы, все задачи, которые они планировали были выполнены:

Результаты работы:

  1. В ходе работы мы познакомились с различными видами диет.

  2. Проанализировали влияние диет на здоровье.

  3. Распространили результаты наших исследований среди учащихся школы на классных часах (6-7 класс), уроках биологии (8-9кл.)

Таким образом, исследовательская проектная деятельность является является успешным инструментом формирования метапредметных результатов образования, впрочем, она является успешным средством достижения и предметных, и личностных результатов обучения. Следовательно, проектные технологии в образовании должны развиваться и задача новых стандартов образования найти время и ресурсы в образовательных программах для реализации проектной деятельности.