Выступление директора ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района» на районном августовском педагогическом совещании работников образовании, секция руководителей организаций образования
«Реализация модели профессионального
становления педагога в рамках обновления содержания образования».
Уважаемые коллеги!
1 Слайд
Сегодня мне представилась возможность поделиться опытом работы по созданию и реализации модели профессионального становления педагогов нашей школы, одной из основополагающих задач реализации программы развития «Школа личностного роста на 2014-2019 годы». Кардинальные изменения в образовательной политике нашей Республики заставляют каждого администратора не только осмыслить настоящее, но и заглянуть в будущее. Однако объективные законы человеческого бытия говорят: чтобы понять куда идешь, оглянись назад, вдумайся, от какой точки отсчета начинается биография твоего педагогического коллектива, куда уходят корни, питающие становление любого педагогического коллектива. Хочется заглянуть дальше, копнуть глубже, чтобы добраться до сути бытия. В этом и есть актуальность темы, обозначенной на нашем заседании. Обновление содержания. Что это? Готовы ли наши коллективы к реализации прогрессивных идей, которое несет в себе обновление содержания. Разговор не нов. И наша задача определить сейчас свое место на пути обновления, оценить имеющуюся ситуацию и спрогнозировать основные направления дальнейшего развития образования не только в школе, но и в районе.
Обновление содержания образования не перечеркивает тот положительный опыт, который имеется в каждом коллективе.
2слайд
Цель, которая стояла десять лет назад, актуальна и на данный момент. Задача каждого администратора повысить качество образования и подготовить всех субъектов образовательного процесса к саморазвитию ,самосовершенствованию самореализации. Мы много говорим об обновлении системы образования и вместе с тем, мы не можем говорить об этом, если будем мало уделять внимание тем, кто непосредственно внедряет инновации это высокопрофессиональные кадры, способные внедрить новую систему и как результат сделать образование более качественным. Любая инновация в образовании может быть только при соблюдении трех основных условий: социальный заказ(т.е. она должна быть востребована), материальная база, наличие соответствующих кадров. Вот на третьем условии хотелось бы остановиться поподробнее. Как и в любой сельской школе, кадровый потенциал оставляет желать лучшего.
3,4 слайд
Решая кадровую проблему, мы разработали долгосрочный проект «Развитие кадрового потенциала», целью которого является укомплектование педагогического коллектива учителями специалистами. Реализация проекта шла по четырем направлениям. Одним из самых результативных направлений явилась работа с учащимися школы и их родителями с целью ориентацией на педагогические специальности, через педагогический отряд «ДОС». Мы считаем ,готовность к педагогическому самообразованию будет продуктивно развиваться у будущего учителя только в том случае, если будет начинаться на этапе допрофессиональной подготовки, в период обучения в школе, в процессе профориентационной работы на педагогическую профессию Благодаря реализации данного проекта наш коллектив на 100% укомплектован специалистами, из них 86%-выпускники нашей школы. Поступившим в педагогические заведения мы предоставляем право прохождение педагогической практики, за ними так же закрепляем место на работе. Студенты Вузов в каникулярный период привлекаются и активно участвуют в работе дворовых клубов. Данный проект работает в школе уже не один десяток лет. Его основоположником была Волошенко О.А.- директор школы, мой учитель, я как одна из многих явилась продуктом данного проекта и собственно в последствии создателем педагогического отряда в 2001 году.
5,6 слайд
Реализовывая данный проект мы уже с раннего возраста приобщаем ребенка к педагогической деятельности. И большинство из них уже твердо знают, что в будущем они станут педагогами с востребованной специальностью. Но не все выпускники педагогических вузов идут работать в школы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет. Чтобы решить эту проблему необходимо создавать условия, способствующие привлечению молодых специалистов к трудовой деятельности и укрепления престижа педагога. Каким образом спросите вы?
7 Слайд
Как администратор вы должны выработать четкий механизм формирования организационной культуры и управления трудовыми отношениями. Непрерывно совершенствовать систему стимулирования педагогов . Создавать места демонстрации успешности педагогов в рамках школы .Внедрять в практику образовательной деятельности современные педагогические технологии, обязательно создать эффективную систему оценки деятельности членов коллектива. Я могу с уверенностью сказать, что реализовывая данные блоки проекта «Развития кадрового потенциала», мы идем в ногу со временем, так как реализация этих мероприятий находят свое отражение в программе «Мәңгілік ел». Национальная идея «Мәңгілік ел» - это вектор развития казахстанского общества, которым должен руководствоваться современный руководитель. Основное направлением реализации данной идеи является современное образование . А современное образование невозможно без современного учителя, который готов к внедрению любых инноваций. Я твердо и с уверенностью могу сказать, что на данный момент коллектив нашей школы готов к внедрению инновационного процесса.
8 слайд
Для этого у нас эффективно не на словах, а на деле работает программа «Становление молодого специалиста», причем не только учителя- предметника, но и классного руководителя. Наша задача состоит в том, чтобы подготовить молодого специалиста как субъекта профессиональной деятельности к социальной жизни, личностной самореализации, оказать помощь в развитии педагогических компетенций.
Школа считается инновационной, если она работает в режиме развития. Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. В нашем случае понятие инновационное развитие педагогического коллектива имеет циклический характер. Так как мы убеждены: прекращается деятельность – прекращается развитие. А быть такого не должно, потому что требования , запросы общества постоянно эволюционируют. То, что было супер вчера, сегодня невостребованное. Педагогический коллектив нашей школы работает в режиме опережения. Завершился второй год работы школы в режиме программы развития , реализация которого была направлена на выстраивание методической среды , где все методические структурные звенья являлись ресурсом для саморазвития учителя. План реализации проекта, разработанный в 2012 году, ежегодно претерпевал и претерпивает изменения, связанные с велением времени, со всякими новшествами, которые происходили и происходят в системе образования. Разрабатывая план, мы не знали, что будет в Казахстане реализовываться программа «Новые подходы в обучении». И если бы мы не отреагировали на эти изменения и не сумели интегрировать свой эксперимент с идеями вышеуказанной программы, он стал бы не значим ни для кого, т.е. умер. Эксперимент завершен, и данная инновация явилась значимой, потому что дала начало новому исследованию, которое будет опираться на ее выводы и рекомендации. И уже сегодня мы находимся на новом витке работы школы в режиме инновационного развития: идет разговор о сопровождении ученика, где уже учитель становится ресурсом для его саморазвития. Другая составляющая успеха школы – это результативность и эффективность.
9 слайд
По словам популярного исследователя Питера Друкера результативность является следствием того, что делаются нужные вещи, а эффективность является следствием того, что нужные вещи делаются правильно. Это в бизнесе, а как же в педагогике? Да также! Кто не согласится со мной? Сколько инноваций внедряют в практику своей работы наши коллеги, всегда ли они эффективны, т.е. правильны, вот в чем вопрос. Я очень сильно понимаю тех администраторов, которые столкнулись с проблемой трехмесячных курсов. Нам было намного легче, в том плане, что идеи тьюторства тесно перекликаются с идеями трехмесячных курсов. И мы, можно сказать, были готовы к тем инновациям, которые предполагает реализация республиканского проекта. Прохождение руководителями методических объединений трехмесячных курсов 1,2 и третьего уровня внесло свои коррективы в структуру методической службы. Поменялась роль педагога на разных этапах становления.
10 слайд
Роль тьютора наставника – персональное сопровождение, направленное на адаптацию преподавателя , понимания себя в профессии и поиска проблемы и пути своего профессионального роста. На данном этапе например молодой учитель постоянно чувствует поддержку руководителя МО , выраженную в умении выслушать все проблемы, поддержать при организации встречи с родителями, в умении выслушать ход рассуждения по поводу неудачного или наоборот удачного урока. Здесь главное терпение , время и вовремя заданный вопрос, почему? Задача руководителя не дать заключение хороший это специалист или плохой, а удержать его всеми правдами и неправдами. Увидеть хорошее в молодом учителе, как специалисте и дать возможность осознать это ему самому.
Пройдет время и молодой учитель обретет определенный опыт и у руководителя МО поменяется его роль. Как это случилось по отношению к тем учителям, которые проработали в школе 3 года.
Роль тьютора консультанта основана на организации условий для самоопределения педагога в профессиональном движении , создание условия для осознания педагогом своего места, позиции и возможностей в решении образовательной задачи, а также нахождения путей ее реализации. Организация условий для самовыражения педагога. Имеется пусть небольшой, но опыт. Здесь главное не оставить учителя без внимания. Дать ему возможность выступить на заседании МО с презентацией портфолио, подтолкнуть к решению разработать программу предмета по выбору, принять активное участие в методической декаде в школе. Задача руководителя-тьютора на этом этапе дать возможность осознать учителю, что он владеет методикой преподавания предмета, что он имеет определенный опыт и у него есть все возможности для творческого саморазвития. У него есть возможность подняться на более высокую ступень в рейтинге учителей.
Какова же роль руководителя МО- тьютора по отношению к учителям, которые находятся на высшем пике творческого саморазвития. На первый взгляд им и руководителя не надо, может и МО не настолько значимо для их, потому что для данной категории учителей характерно мощное саморазвитие. К такой категории относится 40 % учителей нашего коллектива
Руководитель МО выполняет роль - коуча – создание условий для самореализации через организацию мастер-классов, гостевых уроков, семинаров-практикумов, участия в конкурсах, публикации, лицензирование УМК, где учитель осознает, что его идеи и предложения востребованы и не остаются без внимания.
На организационно-деятельностном этапе в 2012-2013 учебном году в школе был создан Клуба тьюторов ,через деятельность которого организовано изучение новой технологии тьюторского сопровождения не только каждым педагогом школы, но и желающих из других школ. В плане работы Клуба планировались не только индивидуальные и групповые консультации ,семинары , круглые столы, но и сетевое взаимодействие между учителями разных школ. Деятельность Клуба потеряла свою значимость, т.к. мы пришли к выводу, что создание районной сетевой ассоциации и общение в ней – это наиболее оптимальный вариант для нашей школы.
Ну и конечно самая главная составляющая успеха коллектива, работающего в режиме инноваций – это его производительность, т.е. количественные и качественные показатели. Я считаю, что если инновация в школе осуществляется одним учителем, или например успех единичный, то говорить о том, что школа работает в режиме инноваций следует очень осторожно, то же самое можно говорить, если качество образования оставляет желать лучшего . Работая в режиме постоянных эксперименов были определены критерии по которым отслеживались результаты эксперимента:мониторинг качества обучения учащихся, успешности инновационной деятельности учителей, успешности научно-исследовательской деятельности учащихся, результаты анкетирования всех участников образовательного процесса. Как я уже говорила, мы находимся на завершающем этапе и поэтому на всех этапах пытаемся подвести итоги.
11 слайд
Так при подготовке к ПС «Учитель современной школы- ключевая фигура качественного образования» в рамках исследования по теме «Модель учителя школы как отражение современных требований к учителю» было проведено анкетирование учителей, учащихся и родителей. Анализ анкет показал, что из 32 педагогов школы находятся в инновационном развитии на высоком уровне 63% педагога, у 30% готовность определена средним уровнем и только у 1 педагога она находится на низком уровне. Сравнивая с результатами такого же исследования в 2013 году можно сделать вывод, что школа находится в режиме инновационного развития:
Слайд 12
Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике школы, направленная на формирование учителя-профессионала, творческой личности.
Сформировано позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию
В условиях перехода на 12-летнее обучение распространение инновационного педагогического опыта приобрело новое качество и рассматривается как одна из возможных форм обучения педагогов.
Подтверждают это и результаты анкетирования учащихся.
Считают, что в школе созданы все условия, чтобы подготовиться к дальнейшему получению образования - 80%
Посещают школу, потому что интересно – 41%
Чувствуют себя комфортно и могут свободно высказать свое мнение – 75%
Посещают, чтобы не было проблем с учителями и родителями – 20 %
Затруднились ответить на вопросы 6%
Стоит отметить, что 100% опрошенных родителей считают, что школа воспитывает детей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни, что является немаловажным фактором в социализации личности.
Результатом любого исследования являются публичная презентация итогов исследования и продукты деятельности. В нашем случае это Аннотационный каталог педагогических инноваций, каталог научно-исследовательской деятельности, каталог публикаций, книга почета и сайт школы, персональные сайты учителей, четко выстроенная система рейтинговой оценки, где каждый член коллектива видит свою позицию. Мощным стимулом в развитии педагога является представление победителей рейтинга на общешкольной родительской конференции. Одной из форм обобщения передового педагогического опыта на уровне Республики является презентация своего опыта работы через СМИ. Только за этот год в Республиканских научно-методических журналах и газетах 44% учителей представили свой опыт.На данный момент 9 выпускников нашей школы получают педагогические специальности.,; 3педагога нашей школы получают вторую специальность (учитель географии и истории на казахском языке, физика на английском)
Завершить свое выступление мне бы хотелось словами Н.А. Назарбаева
. Им были сказаны такие слова: « Особо обращаюсь к нашей молодежи. Эта Стратегия - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!».