Реализация права на образованиелиц с ограниченными возможностями здоровья: создание доступной среды и разработка адаптированной образовательной программы
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.
Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров — рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.
В связи с этим была создана государственнаяпрограмма Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы.
«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.
Программа «Доступная среда» была утверждена распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года. Это событие послужило знаком готовности Федерации отстаивать права ограниченных людей и проводить финансовую поддержку по их реабилитации и адаптации на основании международного договора – конвенции о правах инвалидов от 13.12.06 года.
Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №297 была утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы. Подписанным постановлением утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Одновременно постановление Правительства от 15 апреля 2014 года №297 признано утратившим силу.
Цель государственной программы – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Основные задачи:
- формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
- совершенствование системы профессионального образования и занятости инвалидов, а также системы медико-социальной экспертизы.
Госпрограммой, в частности, предусмотрены:
- создание и ведение федерального реестра инвалидов (с функцией обеспечения контроля в электронном виде за реализацией индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида) самими инвалидами через функцию «личный кабинет инвалида»), а также ежегодный анализ содержащихся в нем сведений с направлением итогового отчёта в контрольно-надзорные органы;
- поддержка программ общественных организаций инвалидов с целью оказания содействия инвалидам при трудоустройстве;
- ориентирование работодателей в целях эффективного трудоустройства инвалидов;
- механизм поддержки работодателей, создающих дополнительные и временные рабочие места для инвалидов, за счёт штрафов, уплаченных работодателями в случае невыполнения квот по приёму на работу инвалидов;
- формирование доступности для инвалидов в образовательных организациях профессионального образования в рамках госпрограммы в составе региональных программ субъектов Федерации;
- актуализация разработки, утверждения и содержания федеральных государственных образовательных стандартов и мер, реализуемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования»;
- разработка и внедрение методических документов и программ, направленных на сопровождение детей-инвалидов при обучении, организации профориентационной работы и социально-бытовой адаптации, на оснащение образовательных организаций специализированными техническими средствами, которые позволяют дооборудовать помещения образовательных организаций и скорректировать образовательный процесс с учётом особых потребностей ребёнка-инвалида и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- создание федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Реализация госпрограммы разделена на два этапа: 2016–2018 годы и 2019–2020 годы.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в российской Федерации» профессиональными образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ (часть 10 статьи 79 Федерального закона №273 – ФЗ). Отсутствие у профессиональной образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ является нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением правительства РФ от 28 октября 2013г. Таким образом, создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ является обязанностью указанных образовательных организаций, и лицу с ОВЗ не может быть отказано в приеме на основании того, что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования.
Так как за последние пять лет число детей-инвалидов в России увеличилось на 10% и достигло 617 тысяч (а в 2011 году число детей-инвалидов было 560 тысяч человек), национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы одним из приоритетных направлений развития российского образования определила повышение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью.
Категории лиц с ОВЗ это:
- дети с нарушением опорно - двигательного аппарата;
- слабовидящие (слепые) дети;
- слабослышащие (глухие) дети;
- дети с задержкой психического развития;
- с расстройствами аутистического спектра;
- с нарушениями интеллектуального развития;
- с речевыми нарушениями.
Развитие социальной компетентности у такой категории обучающихся можно, если осуществить задачу расширения их доступа к социальным благам и престижным каналам социализации, тем самым предотвращая их маргинализацию. В этой связи повышается роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с инвалидностью.
Ценность инклюзии как современного тренда развития образования в том, что в ее условиях каждый обучающийся, в том числе и лицо с ОВЗ, способен к развитию и саморазвитию. Инклюзивное образование (фр. Inclusif-включающий в себя, лат.Include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию для обучающихся с особыми потребностями. Единый уровень образования – это не цель инклюзивного образования. Мы говорим о том, что каждый обучающийся может и должен развиваться с учетом своих актуальных и потенциальных возможностей, личностных предпочтений, склонностей, интересов, в его персональном темпе, с учетом его индивидуальности, в конце концов.
Ниже представлены некоторые документы, регламентирующие введение инклюзивного обучения:
- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями;
- Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
- Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Однако внедрение инклюзивного образования, судя по опыту, сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (отсутствие пандусов, дизайн колледжа не соответствует, нет в штате сурдопереводчиков, педагоги не владеют специальными методами, приемами и средствами обучения, сложно оказать психотерапевтическую помощь, создать адаптированные образовательные программы (АОП) на каждого ребёнка, имеется недостаточность материально- технической базы, финансового обеспеченияи т.п), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе преподавателей, обучающихся и их родителей принять рассматриваемую форму образования.
Дети с ОВЗ всегда были и будут. Сейчас государство уделяет этому особое внимание. И в нашем колледже почти в каждой группе есть обучающиеся с ОВЗ, и мы должны стремиться к максимальному достижению доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся. Прежде всего, это проектирование образовательного процесса и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа должна быть нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения лица с ОВЗ по образовательным программам среднего профессионального образования исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».
Нормативную правовую основу разработки адаптированной образовательной программы составляют:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № 1297;
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497;
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464;
6. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968;
Адаптированная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Она разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети- инвалиды;
3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения;
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Цели реализации адаптированной образовательной программы:
1. Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях — «ситуация успеха»).
2. Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация).
Разработка и реализация адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования ориентированы на решение следующих задач:
• создание в образовательной организации условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации;
• повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
• формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего ФГОС СПО по профессии/специальности, требований профессионального стандарта в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа может быть разработана как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося.
Реализация адаптированной образовательной программы может осуществляться с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
Структура адаптированной образовательной программы
• общепрофессиональный раздел;
• адаптационный раздел;
• профессиональный раздел;
• физическая культура;
• учебная практика;
• производственная практика;
• промежуточная аттестация;
• государственная итоговая аттестация.
Все учебные циклы (кроме адаптационного) и разделы реализуются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в объемах, установленных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности.
Срок освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО при необходимости увеличивается не более чем на 6 месяцев, по специальностям СПО - не более чем на 10 месяцев.
По окончании обучения выпускники инвалиды и выпускники с ограниченными возможностями здоровья должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС СПО видов деятельности.
В соответствии с действующим федеральным «Законом об образовании в РФ»1, дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться «как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ст. 79, п.4), но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия. При обучении таких детей мы должны использовать специальные педагогические методы, подходы, приемы.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Задача образовательного учреждения – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль обучающегося не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности обучающихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда обучающиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения».
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения. Ю.К. Бабанский представил классификацию тремя группами методов:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения предполагает, что эта работа будет строиться в рамках коррекционно-развивающих технологий, при этом методы, применяемые педагогами вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике классификации.
При обучении лиц с ОВЗ и инвалидов необходимы конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и
устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Их рекомендуется доводить до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах образовательной организации, но не позднее первых двух месяцев от начала обучения. Рассмотрим подробнее вышеупомянутые виды контроля, их назначение и специфику.
Входной контроль нужен для определения способностей, особенностей восприятия обучающегося и его готовности к освоению учебного материала. Устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Текущий контроль позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.
Он осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала.
Промежуточная аттестация оценивает умения, знания, практический опыт обучающихся и освоенные ими компетенции. Осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ по дисциплинам (МДК) кроме преподавателей конкретной дисциплины (МДК) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей.
При проведении промежуточной аттестации должно обеспечиваться соблюдение следующих общих требований:
– допускается проведение промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся при сдаче промежуточной аттестации;
– по заявлению обучающегося обеспечивается присутствие на промежуточной аттестации ассистента из числа сотрудников колледжа или привлеченных специалистов, оказывающих обучающемуся необходимую техническую помощь с учётом его индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
- возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
– обучающиеся с учётом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи промежуточной аттестации пользоваться необходимыми им техническими средствами.
Для реализации общих рекомендаций Письма Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций к промежуточной аттестации», которые были представлены выше, в программу промежуточной аттестации необходимо добавить следующий пункт:
Обеспечение условий доступности прохождения промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене.
При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей.
Данное обеспечение условий доступности прохождения промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ преподаватели, конечно же, корректируют исходя из специфики преподаваемой учебной дисциплины.
Проведение ГИА для лиц с ОВЗ и инвалидов:
Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала ГИА подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении ГИА. В специальные условия могут входить: предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения государственной итоговой аттестации, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), использование специальных технических средств, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др.
ГИА для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.
Для проведения государственной итоговой аттестации ПОО разрабатывает программу, определяющую требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к процедуре ее защиты.
ПОО определяет требования к процедуре проведения ГИА с учетом особенностей ее проведения для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Процедура защиты выпускной квалификационной работы для выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.
В случае проведения государственного(ых) экзамена(ов) в соответствии с ФГОС СПО форма его (их) проведения для выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Преподаватели должны информировать обучающихся с ОВЗ, что они имеют право на специальные условия. Студенты могут отказаться от предоставления специальных условий при проведении ГИА. В этом случае, они должны написать заявление об отказе.
Вывод:
Включение обучающихся с особыми образовательными потребностями (обучающихся -инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) в образовательный процесс– это сравнительно новый подход для российского образования. При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к обучающимся с ОВЗ. Инклюзивное образование дает возможность лицам с ОВЗ ходить в обычные образовательные учреждения и учиться вместе с другими ребятами. У здоровых, нормально развивающихся обучающихся, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Изменяется идеология образования в сторону гуманизации учебного процесса и изменение воспитательной и социальной направленности обучения. Необходимо понимать, что какими бы разными люди ни были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.