Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильинская основная общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
к семинару заместителей директора по УВР
«Реализация принципов
личностно-ориентированного обучения
как условие повышения качества образования».
Выступление заместителя директора по УВР
МКОУ «Ильинская ООШ»
Козловой Ирины Владимировны
2013
г. Новомосковск
МКОУ «Ильинская основная общеобразовательная школа» работает над темой «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения как условие повышения качества образования», положив в основу принцип – признание прав обучающегося и создание максимальных условий для его развития и самореализации. В современном обществе новую парадигму образования называют «личностно – ориентированным образованием» или «гуманным образованием». В «Стратегии модернизации содержания общего образования» разработчики приводят точку зрения: «Консервировать даже то, что некогда было лучшим в мире, значит обрекать систему на отставание… При этом речь не идет о революционных изменениях, которые должны потрясти всю систему образования в ближайшее время. Напротив, это означает построение такой последовательности шагов, в которой есть место аккуратному эксперименту, отработке идей и технологий и их эволюционному распространению». Придерживаясь сказанного, хочется отметить, что в учреждении работают сторонники не разрушения традиционной системы, а ее глубинного, постепенного преобразования.
К 2011 году положение в учреждении сложилось катастрофическое, так как успешно осваивали образовательные стандарты лишь 95% обучающихся; учреждение на протяжении 2-х лет имело 11 предписаний от надзорных органов, которые требовали скорейшего разрешения; средний возраст педагогического коллектива составлял 53 года. Необходимость смены педагогической модели в учреждении была жизненно необходима, либо «Ильинская школа» могла прекратить существование на наших глазах из – за косности педагогических кадров и потери уважения социума.
С этой целью в апреле - мае 2012 года было проведено исследование состояния качества образования в МКОУ «Ильинская ООШ», в результате чего:
- определены проявления традиционной системы;
- определены отрицательные последствия, которые являются чрезвычайно серьезным препятствием на пути развития образования;
- выявлены положительные тенденции, т.е. найден механизм перехода «минусов» - в «плюсы»;
- построена модель современного «личностно – ориентированного образования».
Механизм перехода «минусов» - в «плюсы» тормозили стереотипы педагогического сознания:
- сила привычки; объективное отношение к учащимся; поверхностное понимание диалога, развития, интеграции; недооценка образного мышления;
- страх администрации и педагогов перед преобразованием, переменами, современными технологиями.
Для решения сложившихся проблем были созданы следующие условия:
- составлен учебный план;
- создана и утверждена структура методической службы школы;
- мониторинг в основе внутришкольного контроля;
- работа по организации учебно-воспитательного процесса, построенная на диагностической основе;
- работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;
- работа по улучшению материально-технической базы кабинетов.
МКОУ «Ильинская ООШ», работая по ФГОС НОО (1-2 классы) и на базисном учебном плане 2004 года, использовала вариативную часть для предоставления услуг, характерных базисному учебному плану 2004 года (преподавание иностранного языка в начальной школе со 2 класса, введение 3 –го часа физической культуры в 1-9-х классах, информатики с 6 класса, «Основ религиозных культур и светской этики» в 5 классе). Преобразования удовлетворили запросы родителей и обучающихся. Учителя и родители исходили из того, что программа основной школы особенно многообразна, выпускники нацелены на продолжение образования в ССУЗ-ах (техникумах), потому дополнительные часы выделяются на изучение с 5 класса математики и литературы, с 7 класса – алгебры и обществознания, с 8 класса - черчения, с 9 класса – химии и биологии.
В 2012 – 2013 учебного года в учреждении функционируют два методических объединения:
- ШМО учителей (10 педагогов);
- ШМО классных руководителей (6 классных руководителей).
Эта мера позволила скоординировать методическую и воспитательную работу учителей первой и второй ступеней на развитие личности учащихся и воспитанников. Развитие личности в образовательном учреждении означает развитие личностных качеств обучающихся. Каждый классный руководитель стремится к личностному общению с каждым воспитанником через индивидуальную работу, досуговую деятельность, личный пример. Этому способствует наполняемость классов – комплектов от 7 до 15 учеников. Классные руководители - сторонники здорового образа жизни (1 вредная привычка на всех) и просто интересные люди, не забывающие о собственном «Я», умеющие отдыхать и личным примером вдохновлять школьников.
На заседаниях педагогического совета и методического объединения учителей была проанализирована психологическая, педагогическая, методическая литература и периодическая печать по технологии личностно – ориентированного обучения, кроме того, учитывались основные положения теоретических концепций о применении современной педагогической технологий в процессе обучения. Учителями были изучены темы:
- «Реализация принципов личностно – ориентированного обучения» (2012 год; Козлова И.В. – зам директора по УВР);
- «Основы педагогической технологии личностно – ориентированного обучения» (2012 год; Козлова И.В. – зам директора по УВР);
- «Использование личностно – ориентированного обучения на уроках математики» (2013 год; Вишнякова В.В. –учитель математики высшей категории);
- «Использование личностно – ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы» (2012 год; Терешкин В.В. – учитель русского языка и литературы, молодой специалист, категории нет).
Педагогические чтения раскрыли перед учителями:
- основные теории осуществления личностной ориентированности в педагогическом процессе;
- основные компоненты технологии личностно-ориентированного обучения;
- основные характеристики технологии личностно-ориентированного обучения.
Практическая значимость занятий состояла в том, что полученные знания учителя использовали для составления системы уроков по различным предметам. Учитель, работающий в личностно-ориентированной школе, вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предметником, и психологом (в школе нет психолога). Роль педагога заключается в умении профессионально использовать данные о ребенке в учебном процессе, создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя. Учитель выступает не столько в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности. В числе индивидуальных особенностей, на которые опирается педагог, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли ребенка. Хотя при массовом образовании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, в сельской школе, где средняя наполняемость классов 7 человек - возможно. Учитель вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным. Сначала такая перестройка профессионального сознания повышает у педагога чувство тревожности, вызывает большие трудности, так как необходимо не только повышать свой методический уровень, но и разрабатывать принципиально иные конспекты уроков, их дидактическое обеспечение.
Важным и весьма существенным средством технологии личностно – ориентированного обучения и воспитания, благодаря которому реализуется концептуально – методологический подход, является создание «развивающих» конспектов уроков или занятий. Конспект ведется в виде таблицы, состоящей из двух столбцов: описание хода урока и развитие личностных качеств и психических процессов. В первом столбце педагог комментирует содержание урока. Во втором столбце фиксируются соответствующие каждому содержательному фрагменту личностные качества и психологические процессы.
Ценность данного приложения заключается в том, что оно дает возможность педагогу как при подготовке к уроку (занятию), так и во время урока (занятия), а также после урока (занятия) помнить о необходимости развития детей и отслеживать реализацию этого развития.
Технологии личностно – ориентированного обучения присущ общеметодологический характер, поэтому ее можно представить в образе руки, где пальцы – это конкретные технологии, составляющие с рукой единое целое и выполняющие замыслы целого, дополняя и усиливая друг друга. Выделение ядра радикально меняет взгляд на уже известные технологии. Учителя учреждения самостоятельно выбирают технологи и методики обучения и воспитания. Используемые технологии применимы для преподавания различных учебных предметов и пригодны для различных ступеней образования.
Для повышения квалификации учителей созданы условия:
- прохождение курсов на базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (с 2012 года прошли курсовую подготовку 8 учителей, 2 руководителя);
- прохождение курсов на базе МОУ ДО «Информационно – методический центр» («Школа резерва руководящих работников» - 1 педагог; «Модератор Методической работы» – 2 председателя ШМО);
- самообразование.
Методическая обеспеченность педагогическими кадрами в учреждении – 100%. Педагоги школы имеют высокий уровень профессионального мастерства: высшее образование у всех учителей (100%). Высшую квалификационную категорию имеют 2 человека (20%), первую квалификационную категорию – 5 человек (50%) и 3 человека без категории (один учитель имеет 12 разряд и два учителя, молодые специалисты).
Стаж педагогической работы:
- от 1 до 5 лет – 2 педагога (20%);
- от 10 до 20 лет – 3 педагога (30%);
- свыше 20 лет – 5 педагогов (50%).
Повышению профессионального уровня учителей способствовали городские семинары – практикумы:
- для учителей ОБЖ «Технология дифференцированного обучения и воспитания» (2010 – 2011 у.г.);
-для учителей начальной школы «Развитие критического мышления на уроках» (2012 – 2013 у.г.);
- для учителей русского языка и литературы «Педагогическая технология критического мышления» (2011 – 2012 у.г.).
Своим мастерством и наработками по данным темам делились: учитель
ОБЖ Козлова И.В., учителя начальной школы Холкина В.П. и Квасникова Н.И., учитель иностранного языка Капустина И.Н., учитель русского языка и литературы Терешкин В. В.. Особенно хочется отметить молодого педагога Терешкина В.В., который принимает для себя решения – проводить открытые уроки на ГМО, что, несомненно, играет немаловажную роль в повышении его профессионального мастерства.
Важную роль в становлении, развитии и совершенствовании педагогического и методического опыта играют открытые уроки в рамках ШМО, за четыре года было проведено более 40 открытых уроков для педагогов школы, что позволило учителям совершенствовать деятельность путем знакомства с опытом коллег. В результате проведения открытых уроков пополнилась школьная «Методическая копилка», включающая в себя разработку и материалы лучших десяти уроков. Все педагоги ответственно и заинтересовано отнеслись к этому.
Анализ качества открытых и посещенных уроков в рамках внутришкольного контроля позволил создать портрет коллективного урока. Для этого была использована схема качества урока, состоящая из 21 критерия. Сегодня, посещая открытые уроки учителей, предлагаем использовать анкету качества урока, тезаурус и матрицу. Обращаю внимание на то, что учителя, дающие сегодня открытые уроки, являются классными руководителями в этих классах.
В учебный процесс все активнее внедряются достижения информатики и информационных технологий. Восемь учителей прошли курсы по ИКТ; в образовательном процессе используются 6 компьютеров с программными продуктами: СБППО и ПСПО; в 2012 году внедрен проект ЛИНУКС, 1 компьютер подключен к сети Интернет, имеются 3 мультимедийных установки. Благодаря этому в 2012 -2013 учебном году учителя – предметники стали активнее применять компьютерные технологии на уроках.
Существенным является ещё один фактор - оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей. В каждом классе имеется до 14% обучающихся, с низким уровнем ИС, но прилагающих большие усилия к учению и до 14% с высоким уровнем способностей, стремящихся к творчеству.
К использованию личностно – ориентированной технологии в учебном процессе приступили в сентябре 2011 года, когда учителями и классными руководителями был накоплен теоретической багаж.
Был проведен нулевой срез среди учащихся 4,5 классов, получены следующие результаты.
Класс | Количество учеников | Оценка |
«5» | «4» | «3» | «2» |
4 | 7 | 1 | 2 | 3 | 1 |
5 | 11 | 1 | 2 | 5 | 2 |
Результаты нулевого среза
Класс | % успеваемости | % качества |
4 | 86 | 43 |
5 | 82 | 27 |
Проведение нулевого среза позволило выявить в 5 классе более низкие результаты успеваемости и качества усвоения знаний по сравнению с 4 классом. Таким образом, 5 класс мы определили как экспериментальную группу, 4 - как контрольную группу.
Контрольный срез проводился после серии развивающих уроков в 5 классе, в 4 классе - уроки оставались традиционными. В апреле 2012 года был показан следующий результат.
Класс | Количество учеников | Оценка |
«5» | «4» | «3» | «2» |
4 | 7 | 1 | 2 | 3 | 1 |
5 | 11 | 2 | 3 | 6 | - |
Результаты контрольного среза
Класс | % успеваемости | % качества |
4 | 86 | 43 |
5 | 100 | 45 |
На основании полученных результатов можно сделать вывод. В экспериментальной группе произошло повышение процента успеваемости на 18 %, что позволило полностью исключить неуспешность, процент качества знаний увеличился также на 18%, что является положительной динамикой. При этом в контрольной группе не произошло никаких изменений, что по сравнению с экспериментальной группой является менее значимым результатом. Особо следует отметить, что при проведении нулевого среза учащиеся экспериментальной группы показали более низкие результаты.
Вывод: применение гуманной модели личностно-ориентированного обучения позволило существенно повысить качество обученности по сравнению с традиционной формой преподавания занятий, поэтому с 2012 -2013 учебного года технология нашла широкое применение на двух ступенях начального и общего образования.
Классными руководителями на начало учебного года проводятся диагностические исследования по определению ведущего полушария головного мозга и ведущего канала восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики. Данные собираются в папку и используются учителями – предметниками в работе со школьниками.
Следующим средством технологии личностно – ориентированного обучения и воспитания, усиливающим концептуально–методологический подход, является также мониторинг процесса развития личностных качеств. По окончании учебного года классными руководителями проводится анализ личных достижений обучающихся в учебном и воспитательном процессах (положительная динамика наблюдается у 42 % обучающихся, отрицательная - у 26 % , остается в норме - у 32% учащихся). По итогам года классные руководители проводят самоанализ деятельности и определяют победителей школьных конкурсов «Лучший ученический коллектив» и «Лучший ученик», выявляя высокие учебные достижения, способность к творчеству и инициативе, взаимопомощь.
Мониторинг качества обучения проходит по направлению - уровень обученности по итогам четверти и года для обучающихся 2-9-х классов. При проведении мониторинга используется квалиметрический метод, с которым нас познакомила Фомина Н.Б. на курсах повышения квалификации заместителей директоров по УВР в 2011 - 2012 учебном году, со следующего учебного года метод вошел в практику учреждения. Не стану останавливаться на особенностях диагностики и мониторинга, они хорошо известны. Отмечу, что на основе данного анализа определяется качество работы учителя и пути решения проблемы, на работу с какой категорией учащихся обратить особое внимание, какие темы необходимо повторить на индивидуально – ориентированных занятиях. Мониторинг, основанный на самоанализе и самодиагностике, дает неоценимый эффект для практической заинтересованности учителей школы в ее преобразовании, помогает своевременному и обоснованному принятию управленческих решений.
Итоговая таблица результатов учебного процесса за 3 года:
Показатели (в процентах) | 2010 – 2011 учебный год | 2011 – 2012 учебный год | 2012 – 2013 учебный год |
Общая успеваемость | 98% | 100% | 100% |
Качество обученности | 35% | 40% | 49% |
Количество отличников | 5% | 8% | 10% |
Количество хорошистов | 30% | 32% | 39% |
В рамках выступления не будет раскрыта деятельность по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни обучающихся и работа по улучшению материально-технической базы кабинетов. Только отмечу, что в 2013 году МОУ «Ильинская ООШ» успешно прошло аккредитацию и на приемке учреждения к 2012 -2013 учебному году получила одно предписание от госпожнадзора.
Среди наших школьников только 10% абсолютно здоровых детей, доля детей – инвалидов колеблется от 2 до 7%. Среди воспитанников 29 девочек (48%) и 31 мальчик (52%), у последних чаще наблюдается минимальная мозговая дисфункция (20%) и гиперактивность (11%). При таких показателях было бы идеально иметь в штате больше учителей – мужчин, которые с позиции взрослого человека могли оказать поддержку каждому мальчику и юноше. В настоящее время в школе работают два педагога – мужчины, что явно недостаточно для выстраивания гармоничного, положительного мужского образа, ведь половина наших учеников воспитываются в неполных семьях (есть папа – одиночка). Среди обучающихся школы по итогам 2012 -2013 учебного года ученики 5 класса (8 мальчиков и 3 девочки) стали победителями направления «Путь к здоровью», у ребят реальная потребность к здоровому образу жизни, а вдохновителем футбольной команды является ребенок – инвалид Куприянов К.; самодеятельная футбольная команда - победитель дворовых соревнований с обучающимися МКОУ «СОШ № 5,10, 24», но как они этим гордятся; в классе обучается Шмаков Д. – победитель областных соревнований по рукопашному бою (1, 3 место).
«Личностно – ориентированное обучение и воспитание» направлено на развитие значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в обществе, поэтому в любом учебном материале (литературном, историческом, физическом, химическом, математическом, физкультурном и т.д.) необходимо выявлять общечеловеческие ценности и личностные смыслы, т.е. ориентации на человеческий вектор в содержании изучаемого материала.
К проявлениям социальной адаптации можно отнести:
продолжение обучения, устройство на работу, создание семьи, создание «понимающей» среды.
(100% выпускников продолжают среднее образование: 14% обучающихся в МОУ СОШ, 57% в ССУЗ-ах, 29% в ПУ; отслеживая адаптацию выпускников, с гордостью констатируем, что наши ребята работают на предприятиях города Новомосковска, не желают покидать Тульскую область и сельскую местность; наши выпускницы с оптимизмом смотрят в будущее, создают семьи в возрасте 18 -22 лет (чаще выбирая мужей из среды выпускников школы), рожают детей (в основном двух) и приводят их в родную школу; педагогический коллектив прилагает основные усилия для развития среды единомышленников, для нас важно, чтобы ребята в динамическом коллективе (вливаются ученики 1,5 классов, уходят выпускники) умели дружить и имели друзей; ни один конфликт не остается без внимания со стороны учеников, родителей и учителей)
В 2013 году среди обучающихся 5 - 9 классов было проведено исследование по методике А.А. Андреева по определению степени удовлетворенности подростка жизнью учебного заведения. В опросе приняли участие лишь 79% школьников, определив уровень удовлетворенности как средний (2,9 балла). Такие же результаты показали учителя и родители
обучающихся. По итогам 2012 – 2013 учебного года уровень удовлетворенности составил 3,4 балла, что является хорошим результатом и стимулом к совершенствованию (максимальный балл 4).
Хочется остановиться на некоторых интересных вопросах анкетирования во второй ступени образования:
- анкета «Отношение к школе, классу, учителям» (позитивное отношение у 83% учеников; только 4 ученика не захотели бы отдать своих детей в нашу школу; половина учеников утверждает, что именно учителя готовы всегда прийти к ним на помощь);
- анкета «Общеклассные ценности и интересы» (63% учеников отметили, что им нравится атмосфера в классе);
- анкета «Диагностика познавательных и творческих интересов родителей» (только половина детей любят общаться с родителями; 42% родителей всегда готовы быть полезными детям своего класса).
- анкета «Диагностика познавательных и творческих интересов учителей» (80% учителей отметили, что дети часто обращаются к ним за советом и помощью; 60% педагогов отметили, что сильно устают).
По результатам анкетирования среди учащихся 5-9 классов был определены рейтинги качества уроков и преподавания предметов за 2009-2010 учебный год:
Рейтинг качества уроков за 2012-2013 учебный год
№ п/п | Ф.И.О. | Рейтинг качества уроков |
1 | Козлова И.В. | 1 |
2 | Вишнякова В.В. | 2 |
3 | Терешкин В.В. | 2 |
Рейтинг преподавания предмета за 2012 – 2013 учебный год
№ п/п | Ф.И.О. | Рейтинг качества уроков |
1 | Вишнякова В.В. | 1 |
2 | Козлова И.В. | 2 |
3 | Терешкин В.В. | 3 |
С 2010 по 2013 годы в МОУ «Ильинская ООШ» наблюдается положительная динамика к увеличению численности обучающихся с 51 до 60, хотя ежегодно до 4% школьников, стремящихся к наукоемкому образованию, после 7 класса переходят в гимназии, лицей, лицей «Школа Менеджеров». Учителя с уважением относятся к праву выбора образовательного учреждения, образовательной программы, педагога и т.п., но все активнее предлагают школьникам, проявляющим признаки одаренности, новые подходы к изучению предметов.
Количество участников проектно – исследовательской деятельности
увеличилось за счет подбора и предложения интересных тем для исследования: «История села Ильинка» (руководитель Сербу Н.П.), «Культура и быт жителей села Ильинка» (руководитель Харламова Л.М.). «Подвиг наших земляков в годы Великой Отечественной войны» (руководитель Терешкин В.В.).
Число учащихся и учителей, занятых в проектно – исследовательской деятельности.
2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
учителя |
1 | 2 | 3 |
обучающиеся |
4 | 9 | 17 |
Возросло количество участников школьной научно – практической конференции «Нанотехнологии – будущее» (руководитель Козлова И.В.):
2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
обучающиеся |
- | 7 | 16 |
В 2012 - 2013 учебном году обучающиеся приняли участие в конкурсах: «Русский медвежонок» и «Кенгуру». Результаты не высоки, но отрадно то, что участники конкурсов поверили в свои силы.
№ п/п | Название конкурса | Кол-во участников |
1. | «Русский медвежонок» | 24 |
2. | «Кенгуру» | 7 |
Главный результат деятельности по технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания – мировоззренческий: осознание педагогами школы ценности развития человека, что означает переворот в педагогическом сознании. Мировоззренческий результат обусловливает результат практический – нам удалось построить педагогический процесс на развивающей основе, что означает глубоко продуманную педагогическую деятельность по развитию учащихся и воспитанников на каждом уроке, занятии.