Творческая презентация системы работы руководителя физической культуры ГБПОУ "Саткинский медицинскийй техникум"
Князевой Т.Ф.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ СИСТЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сатка 2017 г.
ВВЕДЕНИЕ
 | Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Джон Локк. |
Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого. В.Сухомлинский |  |
 | Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой. Платон |
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
Статистика свидетельствует о закономерном снижении уровня здоровья детей в последние десятилетия. Такое положение применительно к здоровью учащихся во многом обусловлено двумя обстоятельствами.
1. Несомненное неблагоприятное влияние на здоровье самой образовательной среды. Сюда следует отнести целый ряд факторов, среди которых важнейшее значение имеют следующие:
– Чрезмерная информационная перегрузка учащихся;
– Несовершенная организация учебного процесса и учебного режима;
– Отсутствие в образовательном процессе учета индивидуально-типологических особенностей учащихся;
– Недостаточная двигательная активность учащихся.
2. Низкий уровень культуры здоровья учащихся:
– Низкая мотивация на здоровую жизнедеятельность;
– Низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, средствах и методах его достижения;
Здоровому образу жизни как целостной программе обучения не учат ни в одном из звеньев образовательной системы. В результате же человек не умеет оценить уровень своего здоровья, свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого – определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности. Более того, зная, что надо заниматься физическими упражнениями, что питаться надо правильно, что надо закаляться, что надо следить за своим психическим состоянием и т.д., он не знает – как все это делать, с помощью каких средств, используя какие методы. Разумеется, обучение здоровому образу жизни должно проходить красной нитью в течение всей жизни человека, однако основы валеологического образования человек должен получить, без сомнения, в процессе общего образования.
ФАКТОРЫ РИСКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям учащихся;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у учащихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КУРСОВ
В соответствии с состоянием здоровья и физического развития распределили на три медицинские группы для занятий физическими упражнениями: основную, подготовительную и специальную. Общая стратегия всех медицинских групп – сформировать физическую культуру личности.
В последнее время опубликовано много работ, посвященных проблеме здорового образа жизни, в которых, к сожалению, не решается проблема его формирования.
В нашей техникуме в рамках здоровьесберегающего образования особое внимание уделяется обучению учащихся здоровому образу жизни.
Факторами, обусловливающими формирование здоровья, являются среда, генотип человека и его внутренний мир.
Оздоровление учащегося – не разовое мероприятие, а целенаправленная работа всего коллектива техникума и планомерные, постоянные занятия в семье.
Нормирование физических нагрузок
Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки – это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку – значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.
Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражом преодоленного расстояния и другими показателями.
Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движения, ускорения, частоты сердечных сокращений.
Планируя нагрузки, надо учитывать их адекватность (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения (развитие функциональных возможностей), систематичность (последовательность и регулярность).
Всегда ли физические нагрузки полезны для здоровья?
Существует множество рецептов дозирования нагрузки на начальных этапах занятий. Среди них заслуживают особого внимания способы оценки нагрузки по частоте сердечных сокращений.
Как часто следует заниматься физическими упражнениями? Для них допустимы ежеурочные интенсивные, но кратковременные нагрузки. Для занятий с целью поддержания и повышения резервов здоровья продолжительные физические нагрузки физиологически не оправданы. Нагрузки на уроке следует строго дозировать в зависимости от возраста, состояния здоровья, степени подготовленности учащихся. Оздоровительные начала имеют занятия с удовольствием, в условиях оптимального энергообеспечения работы аэробными ресурсам, т.е. при полном удовлетворении запросов организма в кислороде.
На ускорение или замедление темпов физического развития оказывает влияние и уровень двигательной активности учащегося. В свою очередь его величина варьируется в зависимости от формы занятий.

Подготовительная часть урока.
Основная ее цель – подготовить учащихся к заданиям основной части занятия.
В подготовительной части решаются следующие методические задачи:
- психический настрой на занятие;
- активизация внимания и эмоционального состояния учащихся;
- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
- подготовка к первому базовому виду упражнений основной части урока.
Основная часть урока.
Ее цель – решить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, предусмотренные планом данного урока.
Сначала разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или в конце основной части урока. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.
Заключительная часть урока.
Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.
В соответствии с этим решается ряд методических задач:
- снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных мышечных групп (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения с глубокими дыханием и на расслабление, самомассаж);
- регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
- подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь же в доброжелательной, доверительной форме осуществляется дальнейшее стимулирование сознательной активности учеников );
- определение домашних заданий для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Домашние задания по физкультуре необходимы как для сохранения здоровья и хорошей формы, так и для физического развития.
Учитель должен рекомендовать упражнения,
указать последовательность их выполнения,
объяснить, как надо строить самостоятельное занятие, посоветовать необходимую литературу.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОД КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И РАЗВИВАЮЩЕГО УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ
В качестве инновационной формы занятий физкультурой необходимо выделить соревновательно-игровые уроки.
Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях в спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счет подключения эмоций учащихся.
Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.
Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению.

Теперь о том, как я это применяю на уроке.
В этом мне помогает определенная схема - модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися при совершенствовании соревновательно - игрового двигательного действия. Данную схему я использую как для каждой части урока, так и для урока в целом. Я стараюсь так преподнести задание студенту, чтобы произошло правильное его осмысление. Затем идет распределение последовательности выполнения задания учащимися, поэтапное обучение от простого к сложному. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, учащиеся могут применить их на практике.
Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок. Идет решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Я считаю, что четкое объяснение техники выполнения любого упражнения и правильный показ учителем обязательны.
Спортивные соревнования
30% наших учащихся защищают честь техникума в различных спортивных соревнованиях (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, шахматы, плавание, футбол, настольный теннис, лыжные гонки...)
Соревнования – это метод воспитания, который направлен на обеспечение условий для социального развития личности, умений и навыков путем здорового соперничества в определенных видах коллективной деятельности. К использованию этого метода выполнения нужно относиться осторожно и избирательно. В соревновании имеют место положительные и негативные факторы. С одной стороны, процесс соревнования стимулирует инициативность, приносит радость, восторг, а с другой – разочарование, ощущение слабости, неполноценности. Однако разумно организованные соревнования с учетом возрастных психофизиологических возможностей учащихся может быть неплохим стимулом и фактором их социального и психического развития. Не стоит организовывать соревнования в сфере образования, умственной деятельности. Ведь не каждый ребенок через разный уровень интеллектуальных возможностей может достичь надлежащих успехов в учебе. Но в морально-духовной сфере практически каждая личность может организовывать соревнования в сфере спорта.


ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1. Спортивный оздоровительный лагерь как метод работы по сохранению здоровья учащихся и их физическому развитию.
Реализация задач здоровьесбережения и физического развития учащихся предусматривает не только выполнение программы по физкультуре в рамках уроков, но и внеурочную деятельность в этом направлении. Прекрасной формой такой работы является спортивный оздоровительный лагерь.
Цели такого активного отдыха многоплановы и, как правило, комплексны: оздоровление и познание нового, воспитание любви к природе и отечественной истории, развлечение в самой, пожалуй, полезной форме, дающее заряд бодрости и оптимизма – все это прекрасно сочетается в спортивном оздоровительном лагере.
Физическая нагрузка в лагере, как правило, представлена естественными двигательными действиями человека, не требующими специального обучения. Их разнообразие и различное воздействие на организм дает возможность выбора с учетом склонностей, интересов и физических возможностей каждого отдыхающего. Только активно двигаясь, можно укрепить свое здоровье. Этому способствуют подвижные и упрощенные спортивные игры и состязания.
При занятиях физическими упражнениями в оздоровительном лагере важным моментом является дозирование физических нагрузок. Они должны быть оптимальными и не вызывать переутомления.
Оздоровительный лагерь как специфическую форму физической активности можно включать в активный отдых по достижении определенного уровня физической подготовки. Возможность отключиться от повседневных дел и забот, учебной перегрузки и стрессов позволяет учащимся получить дополнительный импульс к оздоровлению, восстановлению сил и физическому развитию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рациональное сочетание всех здоровьесберегающих технологий, уроков физической культуры в техникуме, спортивных соревнований и активного отдыха на природе позволяет в полной мере реализовать программу сохранения здоровья школьников и развития их физических способностей.